Либерализм и либерахи с либерастами

               

      В нашем обществе давно, еще в XIX столетии, состоялся серьёзный раскол во взглядах на будущее России: одни считали, что нужно брать пример  с государств западной Европы, другие утверждали, что Российская Империя имеет свою особую модель развития. Вспомните хотя бы четверостишье Фёдора Тютчева  «Умом Россию не понять» .
 
      Две идеологии вошли в историю как «западничество» и «славянофильство». Корни противостояния этих взглядов и сам конфликт нельзя ограничивать только XIX веком. Многие  считают, что раскол в общество по поводу выбора своего пути или наследования Европы внес Петр Первый, который пытался построить государство на европейский лад. Но это был только один и показательный пример того, как вопрос выбора решался силой, и обществу это решение навязывалось. Однако история этого спора намного глубже и сложнее.

      Историки подтвердят, что первый спор о выборе пути развития состоялся ещё в ХV столетии. И состоялся он вокруг религиозных ценностей. Дело в том, что в 1453 году Константинополь, центр православия, был захвачен турками. Авторитет местного патриарха падал, все больше поговаривали о том, что священники Византии теряют «праведный моральный облик», что в католической Европе это происходит уже давно, а  потому Московское царство должно оградить себя от влияния тех стран и провести очищение от ненужных и вредных веяний. Открытие в 1587 году патриархата в Москве стало доказательством того, что Россия имеет право на «свою» церковь. Родилась идея о том, что «Москва – третий Рим», а значит должна диктовать свою модель развития. В основе этой модели лежало «собирание земель русских» для защиты их от пагубного влияния католицизма. Тогда и родилась концепция «Святая Русь». Церковная и политическая идеи соединились в одну.

      Реформы Петра Первого начала ХVIII столетия многие считали ненужными России. В определенных кругах даже родился слух, что во время визита в Европу царя подменили. Реформы раскололи общество на сторонников и противников, чем создали предпосылки для формирования «славянофилов» и «западников». Как только подданные российских монархов открывали для себя страны «другой» Европы на протяжении XVI-XVIII веков, они понимали разницу между регионами западной и восточной Европы. Они начинали задаваться вопросами причин отставания, а также путей решения этой сложной экономической, социальной и политической проблемы.

      После «заграничного» похода во время войны с Наполеоном многие дворяне и интеллигенция, увидев разницу, начали создавать тайные организации, целью которых было обсуждение будущих реформ на примере Европы. Самой известной подобной организацией было общество декабристов.

      Мыслители Европы (Руссо, Монтескье, Дидро) высказывали идеи о всеобщем равенстве, распространение образования, а также об ограничении власти монарха. Эти идеи быстро попали в Россию, особенно после открытия университетов.

      Но! Оставим эти исследования историкам и вернёмся в наше время. Раскол в нашем обществе только нарастает. На кого мы только ни делились. До октября 1917 года на буржуев и пролетариев, после переворота – на революционеров и «контру», потом на красных и белых, бедняков и кулаков, на стахановцев и вредителей, на сталинцев и троцкистов, на советских людей и врагов народа, на настоящих коммунистов и членов партии… Перечислять можно бесонечно – это любимая забава наших соотечественников. Но вот мы подошли к современности. Не делить уже и не можем. Теперь-то на кого делим? Основной раскол проходит по границе между так называемыми патриотами и либералами. Звучит это весьма примитивно: мол, патриоты – это те, кто выступает за Россию и традиционные ценности, а либералы – это предатели, мечтающие, чтобы в нашей стране всё было, как в Европе.

      Я всегда удивляюсь, когда так называемые  «патриоты», убеждая всех следовать нашим традиционным ценностям, строчат об этом на американском айфоне, в американские твиттер и фэйсбук, а после работы отправляются из офиса домой на Мерседесе или Аудюхе. Отдыхать противники либерализма ездят исключительно в Европу или куда подальше. Недвижимость предпочитают покупать там же. Прячутся от налогов в офшорах. И так далее. А особо ретивые противники договариваются до абсурда и утверждают, что либерализм ведёт к фашизму.

      Но больше всего меня волнует другое: против либерализма выступают те, кто даже не может объяснить, что это такое. Так вот я в конце своей заметки хочу напомнить тем, кто пренебрежительно  отзывается о либералах, называя их  либерахами, либерастами и т.п.

      Либерализм — это философское и общественно-политическое течение, провозглашающее непоколебимость прав и личных свобод человека. Либерализм провозглашает права и свободу каждого человека высшей ценностью и устанавливает их основой общественного и экономического порядка.

      Обращаюсь к вам, противники либерализма! Что вас не устраивает? Вникните:  важнейшими свободами в современном либерализме признаются свобода слова (свобода публично высказываться), свобода совести (отделение религии от государства, светское общество), свобода участвовать в честных и свободных выборах.

      В экономическом отношении принципами либерализма являются неприкосновенность частной собственности, свобода торговли и предпринимательства. В юридическом отношении принципами либерализма являются верховенство закона над волей правителей и равенство всех граждан перед законом вне зависимости от их богатства, положения и влияния.

      Вы против этого? Или вы просто об этом не знали? Задумайтесь и сделайте выводы. В либерализме нет ничего плохого.

      Другой вопрос: а есть ли у нас либералы? Ответ удивит вас: нет,  не было у нас в России либералов и пока не наблюдаются. Так что не делайте скоропалительных выводов, будущее покажет, с кем нам по пути, а кого мы должны оставить в прошлом.   


Рецензии