Дорога скорби

Первое стояние: - на территории башни Антония находилась
резиденция римского прокуратора Понтия Пилата,  где проводились суды;
- узнав, что Иисус Христос из Галилеи, Понтий
Пилат велел отвести его к Галилейскому царю
Ироду Антипе;
- Понтий Пилат знал о невиновности Иисуса, но
убоялся гнева Кесаря…

***
…Кого ты так испугался?
Это – всего лишь взгляд.
Трусом ты оказался –
«храбрый» Понтий Пилат!..

К чему посылать проклятья,
если таков закон?
Ты не хотел распятья –
живым тебе нужен Он.

Он был на редкость спокоен.
И от того сильней.
Ты знал, что он невиновен,
но Кесаря гнев страшней.

Он не был ни злым,
          ни дерзким.
Он что-то такое знал…
Коварный царь Иудейский
на своем настоял.

А что еще оставалось?..
Такие выпали дни…
Внизу толпа бесновалась,
кричала тебе:
     «Распни!..»

Не остановишь драку.
В калейдоскопе лиц
нищие и бродяги
страшней матерых убийц.

Среди героев и выродков
на этой грешной земле
найдется на всех по Ироду
и в каждой второй семье!..

Из мухи слона раздули.
И вот судьба на кону.
Слово – страшнее пули.
Так это – когда кому.

Слезятся глаза от ветра
и тяжело дышать…
Слово рождает веру.
Он не умел молчать.

…Не уж то это так страшно:
кто-то
что-то
  сказал,
а все подумали - правда,
он что-то
       такое
       знал…

                ;;;


Второе стояние: - церковь Бичевания – здесь Иисуса Христа одели в
в багряную плащаницу, возложили терновый венец,
и здесь же он принял крест;
- римские воины дали в правую руку Иисуса трость,
становясь на колени, надсмехались над ним,
говоря: «Радуйся, царь Иудейский!..»;
… Понтий Пилат умывает руки…

***

...Вокруг – зловещие лица,
и кажется, что конец…
Багряная плащаница
и терновый венец.

Когда нам страшно и плохо,
и кто-то
    на нас не похож,
рядим его в скоморохи,
держа за спиною нож.

Быстро не разобраться  –
где раб, а где господин.
Приятно в толпе смеяться,
когда против всех – один.

Когда под ногами трупы,
и смачно чавкает грязь,
мы умываем руки,
в зеркало не смотрясь.

Готовы сожрать друг друга
без повода и причин.
Мы умываем руки
и стыдливо молчим.

Видя чужие муки,
хмыкая через плечо,
мы умываем руки,
яко бы не причем…\
                ;;;

Третье стояние:  -  место первого падения Иисуса Христа;
- толпа, как стая диких зверей, бросалась
на него, осыпая ударами, заставляя вставать
и идти дальше…

***
Нам нравится бить лежащих.
Это у нас в крови.
На коленях дрожащих
он молил о любви…

Что с нами такое стало?..
Мы сделаны – из чего?..
Толпа, как дикая стая,
бросалась на одного.

Страшно глаза тараща
(особенно – в первый раз),
нам нравится бить лежащих,
пока не дошло до нас.

Нам хочется, что бы чаще
или хотя бы раз…
Нам нравится бить лежащих
и втаптывать слабых в грязь.

Мы умеем стараться,
когда получаем  кнут.
Если
не подобраться,
то хотя бы лягнуть…

Нет ничего святого.
Совесть на дне топя,
если не пнешь другого,
завтра распнут тебя…

                ;;;

Четвертое стояние: -  встреча с матерью – Девой Марией.

***
Люди,
замрите.
Это – твой сын.
Дева Мария,
сына
спаси!..

В сеть заманили,
тебя
                не спросив.
Дева Мария,
сына
спаси!..

Злая природа
злая судьба –
дети
         уходят
раньше тебя…

Как ты молила!..
Нет больше сил…
Дева Мария,
сына
          спаси!..

Несправедливо,
если затем,
мы будем живы
после
детей…

       ;;;


Пятое стояние: -  солдаты римской охраны, раздраженные
медленным продвижением Иисуса Христа,
заставили Симона Киринеянина нести крест.

***
…Еще со времени царя Гороха
на всех одно –
     и солнце, и дожди…
У каждого из нас – своя Голгофа.
Не каждому из нас дано дойти.

Наверно, избежать дорогу можно.
Но как судьбу и время избежать?..
Карабкаемся вверх,
      кто осторожно,
а кто отчаянно пытается бежать.

Несем мы крест долгов и поражений,
реальных и придуманных оков,
проигранных баталий и сражений,
оставленных друзей и городов.

Ползем,
    зубами скрежеща о камни,
за все грехи свои других виня.
Хватаемся беспомощно руками
за каждую соломинку вранья…

Несем мы крест родителей забытых,
навешанных и истинных грехов,
покинувших и брошенных любимых,
потерянных мгновений и веков.

И, разрывая, в исступленьи жилы,
не ведая, где слава, где позор,
мы доползем однажды до вершины,
не понимая,
   для чего ползем.



Герои,
  гении,
    маньяки и уроды,
восторженно потея и сопя,
готовые распять кого угодно,
а воскресить
    единственно
       себя…

;;;

Шестое стояние: - обычай запрещал сочувствовать человеку,
    ведомому на казнь;
  - Вероника вышла навстречу Иисусу Христу
   и отерла его лицо своим платком, смоченным
   холодной водой.

***
… Существовал один простой приказ:
нельзя сочувствовать ведомому на казнь…

Толпа зашлась от яростного крика,
когда навстречу вышла Вероника…

Вода холодная – спасительный елей.
Как хорошо, когда, с собой борясь,
есть хоть один на проклятой земле,
кто может поступить,
не убоясь…

Под шквал ругательств, криков и плевков    
дай бог, когда
      ты оступился в грязь,
что б кто-нибудь отер своим платком,
твое лицо,
         не убоясь…

Под вой шакалов и охоты гон,
дай бог, когда
      тебя согнула власть,
что б кто-нибудь отер своим платком
твое лицо,
         не убоясь…

                …Когда-нибудь я выкину за борт
                свой страх –
   не пригодившийся балласт.
                И поднимусь,
            и встану во весь рост,
                не убоясь…

                ;;;

Седьмое стояние: -  второе падение Иисуса Христа, когда он
    споткнулся о порог Ссудных Врат.

                ***
Нигде не прогнулся.
Не крал и не врал.
Ты просто споткнулся,
но
     не упал.

Ощерясь, проснулся
звериный оскал…
Ты просто споткнулся,
но
     не упал.

Не струсил. Не сдулся.
Не сник. Не пропал.
Ты просто споткнулся,
но
     не упал.

Луч яркого света
глаза застилал…
А, может быть это –
привал?..

;;;

Восьмое стояние: -  обращение Иисуса Христа к жителям
    Иерусалима: «Ибо если с зеленеющим
    деревом это делают, то что с сухим
    будет?..»;
  - Иисус фактически предсказал гибель
    Иерусалима (в 70-м году н. э. полководец
    Тит сравнял Иерусалим с землей, а народ
    иудейский был рассеян по лицу земли).

***
Мы живем на земле одной
под едиными небесами…
«Если сделали так со мной,
что же сделают
        с вами?..

Не смогли спастись от огня,
если хворост в него бросали…
Не смогли защитить меня –
не спасетесь и сами.

Постоянно других виня,
слишком поздно и зря узнали:
не смогли защитить меня –
не спасетесь и сами.

Помолись за них, Отче мой.
Или я – Твоими устами.
Если сделали так со мной,
что же сделают
        с вами?..»

;;;

Девятое стояние: -  третье падение Иисуса Христа –
     отсюда он увидел Голгофу.

***
Пусть травят со всех сторон,
пусть бьют,
чем попало.
Мы падаем, но встаем
во что бы ни стало!..

Мы веру другим даем.
И потому,
        устало,
мы падаем, но встаем
во что бы ни стало!..

Хотя б одного спасем,
когда
от удара
мы падаем, но встаем
во что бы ни стало!..

Враги не поймут о том:
как это не мало –
Мы падаем, но встаем
во что бы ни стало!..

;;;
Десятое стояние: -  в Храме Гроба Господня римские воины
     сорвали с Иисуса Христа одежду и стали
     делить ее между собой.

***
Не будем сейчас про черствых…
Когда завершился бой,
срывают одежды с мертвых
и делят между собой.

И на ногах нетвердых
канючат победный стих…
Срывают одежды с мертвых.
А если –
      с живых?..

…В небо лоб опрокинут.
Терновый венец – как нимб…
Мертвые сраму не имут.
А каково живым?..

Вижу во сне: шакалы
без совести и мозгов
захлебываясь,
       лакают
еще горячую кровь!..

Нам очень удобно верить,
что это всего лишь сон:
как мы становимся зверем,
когда
позволено
все…


;;;

Одиннадцатое стояние: -  прибытие к месту распятия;
       - …внизу, как бушующее море,
         бесновалась толпа…

***
…Режет лоб терновый венец.
Небо плачет от чада…
Кто сказал,
что это конец?
Это только начало.

Крест – престол. Плащаница – кровь.
Скипетр – гвоздь
в Твое тело впился…
Кто вчера погиб за любовь,
тот сегодня родился!..

Божий Сын и его Отец.
Человечество – Ваше чадо…
Кто сказал,
что это конец?
Это только начало.

…Время замерло. Стихла боль.
Тело больше не весит…
Он распят за свою любовь.
И во имя ее воскреснет.


;;;

Двенадцатое стояние: -  смерть на кресте;
   - кода воины подняли крест, Иисус сказал:
     «Отче, прости им, что не знают, что
     делают»;
   - враги Иисуса кричали: «Если Ты – Сын
     Божий, сойди с креста… Других спасал,
     спаси себя…»

***
Звучит,
    толпу развеселя,
приказ – призыв:
«Других спасал – спаси себя,
раз Бога Сын.

Задача – минимум проста:
раз хочешь жить, -
других спасал – спаси себя
и докажи».

Но не понять им ни за что,
вандалам тем:
кому доказывать и что?
Да и зачем?..

…Луч света из-за туч сверкнет,
пронзая тьму.
День Воскресения придет.
…И все поймут…

Зачем (нам это не понять
скупым умом) –
сначала следует распять,
что б воскресить потом.

Какой немыслимый абсурд!
Какой дурдом!
Сначала мы устроим суд,
что б наградить потом.


Мы смотрим с ужасом на крест,
разинув рты…
Распяли многих, а воскрес
всего один.

;;;

Тринадцатое стояние: -  снятие с креста;
        - воины перебили колени двум разбойникам,
      казненным вместе с Иисусом, а самого
     Иисуса пронзили копьем.

***
Последний вздох,
  последний шаг,
последний час…
Какая щедрая душа
у палача!..

Когда слетелось воронье,
что бы вспороть,
(колени живы),
        а копье
вонзилось в плоть…

;;;

Четырнадцатое стояние: -  Иосиф Арифамейский кладет
      тело Иисуса Христа в склеп,
    римляне закрывают вход огромным
    камнем.

***
Две тысячи прошло от Рождества…
Но что б ответить на один вопрос,
нам не найти разумные слова:
зачем Ты дал распять себя,
Христос?..

Там сам себя загнал в смертельный круг.
Ты выбрал сам себе такой удел.
Сойди с креста и оглянись вокруг:
скажи, Христос,
Ты этого хотел?..

Ты говоришь, что сделал все, что мог.
Взошел на крест, как будто на престол.
Ты – Бог.
       Но если – всемогущий Бог,
зачем Ты дал распять себя,
Христос?..

Две тыщи лет у нас в глазах испуг.
Две тыщи лет у нас лицо как мел.
Сойди с креста и оглянись вокруг:
скажи, Христос,
Ты этого хотел?..

Ты дал свободу выбора.
     И что?
Клянясь священным именем Твоим,
мы думаем и делаем не то,
не то творим, не то боготворим.

Клянясь священным именем Твоим,
Твоих уроков мы не извлекли.
Спалив однажды ненавистный Рим,
остановиться так и не смогли…

И образ Твой, как знамя на ветру,
оправдывает все, всегда и всех.
Мы молимся на дьявольском пиру,
танцуем в храмах
   и плюем на грех!..

Ты завещал когда-то: «Не убий».
И что?
            Дошло, Ты думаешь,
до нас?
Давно не знаем мы другой судьбы:
две тыщи лет не кончится война!..

Воюют страны, люди, племена.
В земле смердит от миллионов тел.
Две тыщи лет не кончится война…
скажи, Христос,
Ты этого хотел?..

…Прости, Христос,
      мы лучше не смогли.
В душе мы снова вырастили Рим.
Прости, Христос, что мы не доросли,
не дорожили именем Твоим…

Твой самый неразгаданный  завет –
как на один единственный вопрос
две тыщи лет не знаем мы ответ:
зачем Ты дал распять себя,
Христос?..

;;;

                2000 г.


Рецензии