Обретение неба на земле. Мысли Ребе. 5

- 231
   Слово - мощная сила. Плохо о ком-то говорить - значит осквернять его, себя самого и тех, кто обратит внимание на ваши слова случайно. Обнаженная рана начинает гноиться, и страдают все.
   Если о том же человеке говорить хорошо, добро, находящееся внутри него, внутри вас и внутри всех присутствующих, засияет.
 
  -- 232
   Традиция, идущая от Баал-Шем-Това, гласит: когда кто-то рассказывает вам "нехорошие вещи" о других, следует испытывать боль и огорчение по нескольким причинам.
   В любом случае, как ни смотри, кто-то страдает. Если это правда, плохо для того, о ком говорят, если ложь - плохо для того, кто это придумал.
  -- 233
   Сам факт того, что вы знаете о чьей-то беде, означает, что в ваших силах ему помочь. Иначе - почему это знание вошло в ваш мир?
   ***
   Арик Шарон, будучи министром обороны Израиля, получил аудиенцию у Ребе. Позднее генерал рассказал своим друзьям, как сердечен был с ним Ребе, просил его не улетать на следующий день, как он планировал, а задержаться ненадолго.
   Любавичские друзья генерала Шарона объяснили ему, что Ребе никогда не говорит таких вещей просто из вежливости, и настояли на переносе полета. Вскоре стало известно, что самолет, на котором должен был лететь Шарон, был захвачен и посажен в Ливии.
   Другой израильский министр, удостоенный аудиенции у Ребе, спросил его, почему он, зная о готовящемся захвате, не попытался его предотвратить, не сообщил об этом властям.
   - Вы думаете, я знал? - ответил Ребе очень серьезно. - Это было не пророчество и не знание. Просто когда я вижу кого-то, мне хочется сделать ему добро. Вот почему я сказал то, что сказал.
 
  -- 234
   У каждого человека есть свой внутренний источник. Если вы не можете его найти, виноваты вы сами. Удалите ржавчину со своей лопаты, заточите ее и копайте все глубже и глубже.
 
  -- 235
   Наши души не могут быть разбиты и нуждаться в починке, они не могут быть обделенными и нуждающимися в чем-то. Их нужно только раскрыть и позволить им засиять.
 
  -- 236
   Люди отражают друг друга, как зеркала. Если вы видите недостатки другого, и они не выходят у вас из головы, это значит, что вы увидели собственные недостатки.
   В этом большая милость Б-га к нам, без этого мы никогда не сумели бы обнаружить собственные недостатки.
 
  -- 237
   Одну из своих самых замечательных незабываемых речей Ребе произнес на встрече с изувеченными израильскими солдатами.
   Каждому дано все, что требуется для исполнения им своей миссии в нашем мире. Но у всех нас миссии разные и соответственно разные силы, связанные с ними. Однако никому из нас не легче, чем другим. И если вы видите человека, который кажется вам неполноценным или изувеченным, знайте, что на самом деле он обладает силами, которых нет у других. Не называйте его изувеченным, называйте его особым.
 
   ***
   К израильскому солдату, который потерял обе ноги при взрыве сирийской мины, пришли родители. Мать плакала, а отец сидел, молчал.
   Приходили генералы и государственные чиновники, произносили речи, называли его героем, которым следует гордиться. Но утешения не было. На улице люди по-прежнему избегали его.
   Ребе пожал ему руку, посмотрел в глаза и сказал: "Спасибо".
   Он до сих пор носит с собой это "Спасибо".
 
 
  -- 238
   Раввину, ученому талмудисту, который просил Ребе благословить его на мир в мыслях, чтобы можно было посвятить себя изучению:
   Мир в мыслях! Мир в мыслях! Земля горит! По улицам бегают дети, не знающие того, чему вы должны научить их! И вы можете думать о мире в своих мыслях?!!
 
 
  -- ПРЕКРАСНЫЕ ДЕЛА
   Когда я был ребенком, политический радикализм был умеренным. К четырнадцати годам меня вовлекли в политику с головой. Но как бы много ты ни сделал, всегда остается классическая дилемма: "Я только один из шести миллиардов! Как и мой сосед. Кажется просто невероятным, что мы можем что-нибудь существенно изменить!"
   Неважно, что ты видел, сколько можно достичь, что в истории событие за событием показывает, как один человек может перевернуть весь мир.
   Суть во врожденном диссонансе - ум человека как-то не может признать, пока не получит какое-то объяснение.
   Объяснение дал Ребе. Проблема заключалась в том, что я рассматривал лишь материальный, доступный зрению мир, а не то, что за ним, подобно тому, кто видит панель контроля, но не мотор.
   Конечно, иногда дела вершатся в этом мире, но там, где за делом стоят сердце и душа, эффект глубже, в метафизических недрах общественного порядка.
   И как маленькая кнопка может вызвать глобальную реакцию, так небольшое дело способно породить потрясающие землю результаты.
  -- 239
   Никогда не умаляйте значение простых, чистых, идущих от сердца дел.
   Мир изменили не те, кто сдвигал горы, не те, кто совершал революции, и не те, кто своими деньгами опутал землю.
   Диктаторы отстранены, сопротивление подавлено, целые народы преобразились в результате нескольких прекрасных дел, выполненных горсткой безызвестных солдат.
   В сущности, это Маймонид написал в своем Кодексе: "Каждый должен ощущать себя так, будто весь мир сохраняет равновесие благодаря ему, и любой его поступок может отразиться на весах"
 
  -- 240
   Рабби Иегуда а-Носи сказал: "Знай, что над тобою".
   Межеричский Магид пояснил: "Знай, что все происходящее наверху исходит от тебя".
   Все, что приходит в этот мир...
   ... Все созданные миры и все эфемерные существа, обитающие в них, даже миры, являющиеся только излучениями, без осязаемой сущности, даже миры мысли, находящиеся вдали от царств бесконечного света, предшествовавшего его Созданию...
   Все это возникло только как результат твоей мысли, мысли земного существа, в мире, который может быть достигнут в своей чистоте только бесконечно малым отблеском Б-жественности, приносящей свет туда, где его не может быть.
   И так получается, что благодаря одному простому прекрасному делу все эти миры и ангелы, и царства света освобождаются, возвышаются и обмениваются вспышками света с нашим низшим миром.
   Вот почему все Творение может быть преобразовано одним простым искренним делом. Никогда не умаляйте мощь света.
 
  -- 241
   Взбираясь вверх, достигнув последнего подъема, вы цепляетесь за любую ветку или слабый корешок, чтобы подтянуться, добраться до цели.
   Точно так же из любой искры света, которая встречается вам, выжмите все, что возможно.
 
  -- 242
   Стоит вам начать сравнивать хорошие дела, определять, какое из них значительнее, важнее других, - вы уже становитесь на сомнительный путь.
   Ваша работа - выполнять ниспосланное вам, что бы это ни было.
 
  -- 243
   Некоторые полагают, что поступив прекрасно вчера или на прошлой неделе, а то и несколько лет назад, тем самым выполнили то, что от них требовалось, и Б-г должен платить им за это до конца их дней.
   Нечто подобное денежной ссуде: дали кому-то взаймы в прошлом году, и сегодня все еще получаете проценты.
   Дело в том, что Тора запрещает брать проценты с кого бы то ни было, даже с Б-га.
   Если совершили хороший посту
   пок вчера, сделайте сегодня вдвое больше.
 
  -- 244
   Не подавайте милостыни.
   Давать милостыню значит раздавать свои деньги, быть добрым. Но кто вам сказал, что эти деньги ваши? Эти деньги доверены вам, чтобы вы тратили их на добрые дела и на тех, кто нуждается.
   Пересмотрите свои оценки. Делайте не то, что приятно, а то, что верно. Передайте деньги туда, где они должны быть.
   Это мы называем цдока.
 
   ***
   Не молитесь.
   Молиться значит полагать, что существует два бытия, и одно просит что-то у другого.
   Вместо того чтобы молиться, соединитесь. Станьте единым целым с вашим Создателем. Тогда Божественная энергия пройдет через вас и через ваш мир, исцеляя больных, неся благословение...
   Это мы называем тфила.
 
   ***
   Не кайтесь.
   Раскаяние означает, что вы перестаете быть плохим, становитесь хорошим .
   Но ваша суть хороша всегда. Плохое только то, что снаружи. Поэтому вместо того чтобы каяться, вернитесь, вернитесь к своей сути и к тому, что по праву принадлежит вам.
   Это мы называем тшува.
 
  -- 245
   Наш взгляд на мир во многом отличается от взгляда Создателя. С нашей точки зрения, всегда кто-то дает и кто-то берет. О чем бы ни шла речь, о знании, любви или деньгах, всегда одни оказываются наверху, другие - внизу.
   Но почему существуют имущие и неимущие? Конечно, в этом часть плана Создателя - Он хочет, чтобы в Его мире пребывали доброта и возможность давать.
   Значит, с точки зрения Создателя, дающий и берущий - единое целое. Тот, кто берет, на самом деле отдает, а тот, кто дает, - получает. Без всего этого процесса дающий всегда находился бы в плену своего собственного "я".
   Но нет ни "наверху", ни "внизу".
 
  -- 246
   Есть сострадание, удовлетворяющее эго, и есть сострадание, смиряющее его.
   Первое сострадание - это чувство жалости к тем, кто ниже тебя.
   Сострадание, смиряющее эго, порождено глубоким пониманием порядка вещей. Вы понимаете, что вы удостоены привилегии помогать вашему ближнему, и по-настоящему смиренны.
 
  -- 247
   Случается, вы принялись что-то делать с лучшими намерениями, а получается нечто, по-видимому, противоположное.
   Можно не сомневаться - ибо такова вековая традиция - если ваши намерения хороши, получится только хорошее. Может быть, вы не задумали добра или не заботились о нем - оно все равно добро.
 
  -- 248
   Тому, кто сделал что-нибудь хорошее, Ребе обычно говорил следующее.
   Человек всегда склонен думать, что достиг своей цели только наполовину. Если вы достигли ста, стремитесь сделать двести. А когда сделаете двести, требуйте от себя четырехсот.
   Таким образом всегда должны возрастать ваши добрые дела.
 
   ***
   Пришедшего к нему за благословением мэра Хайфы Ребе благословил на безграничные возможности. Мэр заметил, что его удовлетворит все, что он сможет сделать. Ребе ответил рассердившись:
   - Что же выиграют жители Хайфы, если вы готовы довольствоваться тем, что сможете?
 
  -- 249
   Пожертвование воздействует не только на того, кому вы даете, но и на вас, дающего. Поэтому важно не только, много ли, но и как часто вы даете. Каждый акт жертвования очищает и еще больше возвышает вас.
   Прикрепите к стене на видном месте у себя дома ящичек для цдоки и опускайте в него каждый день несколько монет. Такой же ящичек пусть будет у вас и в офисе.
 
  -- 250
   Жертвуя на достойное дело, вы по существу даете в долг и гарантом выступает сам Б-г. Более того, чем больше вы дадите, тем больше получите.
   Это не метафора, это легко проверить.
 
  -- 251
   Возможно, чаще всего Ребе говорил:
   - Главное, что-нибудь делать!
 
  -- МЕЖДУ ЖЕНЩИНОЙ И МУЖЧИНОЙ
   Я должен сделать замечание по поводу употребления грамматических родов при использовании терминов "он", "его" и т.п.
   Ребе всегда употреблял нейтральную форму идиша. На иврите старался использовать и мужской и женский род.
 
  -- 252
   Всегда были особые, уникальные женщины, изучавшие Тору и обучавшие ей других. Сегодня многие женщины изучают Тору и оказывают влияние на мир невиданным прежде путем.
   Во времена Мошиаха будет явлено превосходство женщины. То, что мы наблюдаем сейчас, - это подготовка к тем временам.
 
  -- 253
   Часто жены великих цадиков более велики, чем их мужья, а дочери превосходят сыновей. Так было с Авраамом, Исааком и Яаковом, с рабби Акивой и рабби Меиром. Так было со многими великими учителями хасидизма.
   Это объясняется тем, что цадики в личной жизни уже познали грядущий мир.
 
  -- 254
   Если обратиться к истории Исхода, можно увидеть, что главной силой освобождения была вера женщин. Сейчас история повторяется.
 
  -- 255
   Когда Б-г сотворил мир, Он поручил каждому существу, каждому народу свою роль, определил их назначение. Там, где каждый играет свою партию, господствует гармония. И, напротив, где строчки слишком расплылись, появляется горечь.
 
  -- 256
   Метафора из Талмуда:
   Человек работает в поле и приносит домой зерно - но съест ли он зерно? Какой прок от его труда?
   Жена его помелет зерно, получит муку, из которой испечет хлеб.
   Такова и наша жизнь. Духовные свершения мужчины реализуются в этом мире благодаря его жене.
 
  -- 257
   Изменение материального мира - задача двусторонняя.
   Принести духовное в мир призван мужчина. Возвысить мир, чтобы он стал духовным, - предназначение женщины.
   Мужчина имеет дело главным образом с настоящим.
   Будущее и те, кому жить в нем, в руках женщины.
 
  -- 258
   От отца вы можете узнать, что вы должны делать.
   От матери вам станет известно, кто вы есть.
   Вот почему еврейство определяется по матери.
 
  -- 259
   Самый важный аспект жизни Б-г вручил женщине.
 
   ***
   Женщина больше обязана изучать эзотерическую сторону Торы, чем мужчина.
 
  -- 260
   Вы пишете, что расходитесь во мнении со своей супругой, кажется, во всем. Но это естественно - мы так созданы. У каждого собственный ум. Спорить - это естественно. Вам следует научиться уступать.
 
  -- 261
   Вы жалуетесь на то, что мир в вашем доме достигается с трудом.
   У всех нас сегодня души не те, что были раньше. В общем, мы возвращаемся к незавершенным делам. Очевидно, что мы обязаны делать столько добра, сколько можем, избегать всего, что приносит вред. Но есть, конечно, незавершенные дела, и там больше всего препятствий.
   Только эти препятствия укажут вам, какое дело следует завершить.
 
  -- 262
   Взаимно отношения мужа и жены в нашем мире отражают отношения Создателя с Его творением. Нет ничего более важного для совершенствования мира, чем это.
   И по мере приближения мира к совершенству все больше усиливается сопротивление. Теперь, кажется, абсолютно все подрывает самую хрупкую основу связи между мужчиной и женщиной.
 
  -- 263
   Брак - микрокосм нисхождения души в наш мир.
   Если вы озабочены только тем, что можете получить от этого мира, мир и все его сети только повлекут вас на дно.
   Если же вы ищете, что способны дать, вы, ваша часть мира и ваша душа возвышенны, наполнены светом.
   Так же и когда вы вступаете в брак. Ищите, что можете дать, и пожнете гармонию, любовь.
 
  -- 264
   Лучшую стратегию для смягчения ссоры предложил мудрый царь Соломон: "Ласковый ответ тушит гнев".
   Если можете уступить, уступайте. Что касается того, в чем уступить вы не можете, то избегайте превращения этого в главный предмет спора. Сгибайтесь, как тростинка под ветром, не стойте на своем, как кедр.
   Когда ваш супруг увидит, что вы не стремитесь продолжать ссору, а отвечаете на пули цветами, на ядра улыбками, воинственность постепенно уляжется, так что вы сможете сесть и дружески обсудить реальные проблемы.
 
  -- 265
   Если ваши жалобы на жену обоснованы, принципиальны, покажите ей свою любовь. Тем не менее. Любовь без условий.
   Сказано, что нашим изгнанием мы обязаны греху неукротимой ненависти. Когда мы все начнем горячо любить своих ближних, это распространится на все, что мы делаем, и тем самым на весь мир. Надеюсь, это произойдет в наши дни. Амен.
 
  -- 266
   Женщины гораздо больше чувствительны к эмоциональным проблемам, чем мужчины. Поэтому дело мужчины уступить жене в момент возникновения ссоры.
 
  -- 267
   Хорошая жена заставляет мужа стремиться к правильным решениям, делам.
 
  -- 268
   Наши мудрецы говорят, что мужчина получает благословение не для себя, а для жены и благодаря ей.
   "Поэтому, - советуют они, - почитай жену, чтобы ты мог разбогатеть".
 
  -- 269
   Нет ничего более важного, чем мир. Даже если вы безусловно правы и знаете, что ваша жена совершенно не права, уступите ради мира.
   ***
   Трудный мир лучше легкой ссоры.
 
 
  -- ДЕТИ
   У Ребе детей не было. Но дети очень много значили для него. Проходя мимо ребенка, он всегда доставал из кармана десятицентовую монету, чтобы тот опустил ее в копилку для цдоки. Немногие из людей его ранга тратили столько времени на обращения к детским съездам, выступления, статьи и письма, касающиеся детей.
   Для Ребе важно было не только то, чем дети станут, но и кто они есть сейчас. Он приписывал их молитвам и добрым делам потрясающую мощь, намного превосходящую мощь взрослых.
   Ребе рассматривал ребенка как прозрачный хрустальный сосуд, в котором находится Б-г. Он рассказывал, как его собственные мысли стремятся достичь простоты детских. В этой простоте, учил он, можно найти простоту Бесконечного.
   Когда стали издавать журнал для детей "Время Мошиаха", Ребе высказал его издателю несколько пожеланий: публикация должна дойти до самых маленьких, в качестве примеров следует приводить реальных людей, а не странных невиданных зверей; количество изображений девочек и мальчиков должно быть одинаковое.
 
  -- 270
   Если хотите увидеть лицо Мошиаха, просто посмотрите на детей.
 
  -- 271
   Б-г радуется, когда дети прыгают и играют с Его священными книгами. Это вовсе не значит, что следует поощрять использование книг таким образом... Но обеспечить их священными книгами необходимо.
 
  -- 272
   Давайте детям игрушки, изображающие не хищных, а мирных животных, например оленей, жирафов. То, что ребенок видит в раннем возрасте, оставляет след в его душе навсегда. Надо помнить, что жизнь человека начинается уже во чреве матери. Пойте зародышу добрые песенки, пусть слышит он слова Торы.
 
  -- 273
   Иногда вы не знаете, как поступить, - приласкать ребенка или наказать его. Наказывая ребенка, когда он нуждается в ласке, вы допускаете серьезную ошибку. Если же вы приласкаете его, в то время как он заслуживает наказания, то совершаете дополнительную мицву.
 
  -- 274
   Супруги просили у Ребе благословения на то, чтобы их дети вели себя как следует. Ответ может показаться весьма простым, но ни в одной книге для родителей я его не нашел. Иногда самое очевидное является и наименее удобным, и поэтому его избегают.
   Ведите себя сами так, чтобы на вашем примере дети естественно захотели поступать, как вы, их родители. Общайтесь с ними постоянно, ежедневно, и вы получите желаемый результат.
 
  -- 275
   Когда придет Мошиах, в первых рядах приветствующих его будут те, кто учит маленьких детей.
 
   ***
   Создав организацию еврейских детей "Цивос Гашем" - ("Армию Б-га"), Ребе сказал ее "солдатам", что словами Торы и добрыми делами они будут воевать с силами Тьмы и ускорят приход Мошиаха.
   Дети всегда стремились устроиться поближе к Ребе во время собраний с его участием. Некоторые усаживались под столом у его ног. Рассказывают, однажды из-под стола маленькая ручка потянулась за куском пирога Ребе.
   Кто-то из взрослых счел это нарушением приличий и вознамерился выпроводить несколько ребят из помещения. Но Ребе возмутился и спросил у поборника приличий:
   - Вы, всего лишь штатский, хотите удалить солдат?
 
  -- 276
   Еще совсем недавно лучшим благословением считалось иметь много детей.
   Богатство - не особняк, наполненный серебром и золотом.
   Богатство - это дети и внуки, идущие по верному пути.
 
  -- 277
   Каждый день уделяйте полчаса мыслям о своих детях, о том, к чему они стремятся. Потом делайте все, что можете, для них.
   А потом еще больше.
 
  -- ВСЕ ДЕТИ НОЯ
  -- 278
  -- О падении марксизма
   Самая хитроумная социально-экономическая система, созданная самыми блестящими умами, обречена на провал. Подкупленные умы готовы оправдать все. Предлагаемые законы всегда относительны и изменяемы.
   Чтобы добиться гармонии человеческого существования, нам следует внять голосу, услышанному Ноем после потопа. Принять за основу абсолютные ценности, установленные Творцом мира, которыми нельзя играть в угоду комфорту. Эти ценности - вне субъективного человеческого разума.
 
  -- 279
  -- Постгуманизм
   Некоторые называют меня старомодным за веру в древнее, вневременное учение, веру в Б-га. На самом деле старомодны те, кто до сих пор придерживается идей, отвергнутых уже десятилетия назад.
   Век Разума, Просвещения, Гуманизма, когда Знание и Интеллект считались Спасителями Человечества, ушел в небытие, и был погребен после того, как самая цивилизованная и интеллектуальная в мире нация совершила немыслимые злодеяния.
   Человек, чтобы выжить, должен принять и чувствовать Того, Что Над ним, благоговеть перед Ним, соединиться с Ним.
 
  -- 280
   Есть безусловный авторитет, основанный не исключительно на власти. Когда вы требуете от ребенка, чтобы он поступал так, иначе последует наказание, у него возникают сомнения: ведь его могут и не уличить, а если уличат, то, как знать, наказание может оказаться не столь суровым.
   Ребенок должен знать, что есть око, которое видит, и ухо, которое слышит, есть Высшее Незримое Существо, перед которым он всегда в ответе. Это позволит эффективно бороться с ростом преступности.
 
   ***
   В своем стремлении отделить религию от государства, люди сумели удалить из школы понятия сверхъестественного и духовного. В наши дни ребенок вырастает, воображая себя центром мира. И без благоговейного трепета.
 
  -- 281
   Я жил в Германии перед войной и утверждаю, что в Америке может произойти то же, что и там, если в американской системе образования не будет уделено больше внимания моральному воспитанию.
 
  -- 282
   В начале 60-х годов Ребе много раз повторял:
   - Придет время, и Россия не только позволит евреям уезжать, но и будет способствовать их возвращению на Святую Землю. Это явится знаком того, что Избавление рядом.
 
  -- 283
  -- По поводу инициатив ООН в сфере разоружения
   (январь 1992 года)
   Пророк Исайя, говоря о временах, когда "Перекуют мечи на орала", имел в виду конец холодной войны и начало ядерного разоружения. Пророчество только начинает сбываться.
 
   ***
   Холодная война окончилась не благодаря торжеству человеческого разума. Война всегда бессмысленна, тем не менее вполне разумные люди тысячелетиями вели войны. Сегодня новым является то, что в наш мир стал пробиваться Свет Мошиаха.
 
  -- ПРОЕКТ ТВОРЕНИЯ
   Основным направлением деятельности Ребе являлось исследование талмудических концепций, законотворческих дискуссий, каббалы, философии - каждого аспекта сокровищницы Торы, анализ всех точек зрения, вопросы, которые никто не решался задавать, и ответы, никому не приходившие в голову.
   Верно утверждение, что Ребе руководил международной организацией и сотнями ее представительств во всех уголках мира. Верно и то, что ежедневно он обрабатывал мешки почты, приходящей в его адрес. Он не раз заявлял, что главное - не идеи, а действия. И все-таки основным его занятием всегда оставалось то, о чем он говорил, что писал, над чем проводил нескончаемые часы, - изучение Торы.
   Ребе всегда подчеркивал, что изучая Тору, мы познаем мир. Каждая мысль, каждый его вывод становились новым этапом в постижении Вселенной. Любое умозаключение превращалось в его устах в откровение о тайнах времени и пространства.
   Такая глубина в изучении сама по себе говорит о многом. За этим стоит простая истина: "То, что вы видите во мне, лишь ничтожная частица моей души, не я сам. Действительная моя сущность - в неразрывной связи с Б-жественным учением, которое над временем и над всем сотворенным".
   Только крепко укоренившийся в высших мирах может серьезно повлиять на наш мир.
 
  -- 284
   То, что обычно переводят как "Библия" или "Закон", на самом деле означает нечто другое. Тора - это "указание". В каждом ее отрывке вы найдете, должны найти указание, совет для себя.
  -- 285
   Тора - это проект, по которому построен мир. Все существующее можно найти в Торе. Более того, любая ее концепция открывает целый мир.
 
  -- 286
   Как утверждает традиция, когда Б-г говорил на горе Синай с Человеком, эха не было.
   Тора проникает во все вещи и поглощается ими, поскольку она - их сущность. Нет места, где ее нельзя было бы применить, нет тьмы, которую она не осветила бы, нет ничего, чего бы она не могла оживить. Ничто не может оттолкнуть ее, заявляя: "Тора слишком священна для этого места".
 
  -- 287
   Перед Откровением на горе Синай существовала иерархия истин. Египетский первосвященник владел "настоящей" истиной, жрецы - ее тайнами. Их приближенные ученики получали слабые отблески правды. Народ же пребывал в неведении.
   На Синае непременно должны были присутствовать все - мужчины, женщины и дети. Все получили одновременно одну и ту же правду.
   Когда дело доходит до истины, ее не бывает больше или меньше. Правду можно постичь глубже, более или менее детально, но сущность правды для каждого и везде одна.
   Потому что Б-г - везде.
 
  -- 288
   Посмотрите ясной ночью, как луна отражается в озере. Затем посмотрите, как та же луна отражается в стакане воды и в капле. Точно так же суть Торы отражается в каждом человеке, изучающем ее, - от несмышленого ребенка до умудренного опытом старика.
 
  -- 290
   Некоторые полагают, что Тора представляет собой собрание законов, обычаев, рассказов с мистической окраской.
   Наш народ испытал на горе Синай нечто сверхъестественное. В Торе сказано, что люди видели там гром. Они видели то, что обычно слышат, и слышали то, что обычно видят. Духовное предстало реальностью, земное - невесомым предположением, фантазией.
   Душа Торы - это прежде всего ее мистическая сторона. Тора без своего внутреннего значения - не более чем тело без души.
 
  -- 291
   Не существует двух Тор - одной для мистиков, другой - для законоведов. Есть тело Торы, и есть ее душа. Они неразделимы, не могут вступать в противоречие между собой, и в каждом из них можно найти другое.
 
  -- 292
   В комментарии, написанном для пятилетнего ребенка, заложены великие тайны Торы. Но только один раз вы понимаете простой комментарий так, как его понимает ребенок.
 
  -- 293
   Чтобы целиком отдаться Торе, к ней следует относиться творчески. Для этого необходимо прежде всего запереть свое "я".
 
  -- 294
   Иногда Тора говорит вам одно, потом противоречит себе и наконец предлагает третью концепцию, улаживающую противоречие.
   Вы не найдете в Торе всех ответов сразу. В первую очередь необходимо впитать одну простую истину и жить с ней. Затем следует найти другую истину, которая покажется противоречащей первой, отрицающей ее. Из этого смятения явится более высокая истина - скрытый свет, находящийся за всем, что было постигнуто прежде.
 
  -- 295
   Рабби Зера принял на себя сто постов, чтобы забыть все выученное в Вавилоне, прежде чем приступить к изучению Торы в стране Израиля.
   Изучение - это не только приобретение знаний, но и процесс, в котором делается попытка как можно больше "выпрыгнуть" из своего субъективного "я". Неважно, на какой высоте ты находишься, всегда есть ступень еще выше.
   Но достижение этой ступени возможно только, если ты понимаешь, что находишься пока внизу.
 
  -- 296
   Может возникнуть вопрос: "Зачем учиться? Разве во мне и без того нет правды?" - Правда в вас есть, но она заперта, пребывает в крепком сне. И правда извне разбудит вашу внутреннюю.
 
  -- 297
   Изучение Торы отличается от изучения чего-либо другого. Постигая любую другую мудрость, ваш разум растворяется в информации и знании об изучаемом предмете. Если же вы изучаете Тору, ее идеи, оказывается, что в них - Он Сам, и вы с Ним в это время единое целое.
 
  -- 298
   Постигая концепцию из Торы, поразмышляйте над ней. Перенесите услышанное из области понимания в область перспективы и реализации. Это должно повлиять на вас так, что вы изменитесь, и ваш обычный день станет уже другим. Тогда концепция окажется вашей.
 
  -- 299
   Вы можете жить во дворце, в котором много сокровищ, и оставаться нищим. Чтобы стать богатым, нужно владеть тем, что у вас есть.
   Так и с вашим умом. Можно вынашивать блестящие идеи и все знать, но оставаться бедным, пока эти идеи, знания не станут частью вас.
 
 
  -- 300
   Очень важно, как вы строите свой день. Начинайте его с обзора того, что вокруг вас, и только потом постепенно погружайтесь в работу!
   Вдохновением на весь день вас зарядит утренняя молитва. После нее приступите к изучению той части Торы, в которой освещаются земные, материальные вопросы. Теперь вы готовы к погружению с головой в тьму - вы уже запаслись светом, который ее будет освещать.
 
  -- 301
   Изучающие серьезные тексты в ряде случаев уподобляются либо губкам, впитывающим все без разбора, либо воронкам, у которых оно же входит в одно ухо и выходит в другое. Обязанность учителя предостеречь учащихся от крайностей, и научить их сосредоточиваться на том, что важно, и не задерживаться на том, что может служить лишь фоном.
 
  -- 302
   Я не верю в философию. Я верю в идеи, способные изменить людей.
 
   ***
   Ребе развернул кампанию за возвращение евреев к традиционному образу жизни. Он призывал их совершать скромные дела, в частности зажигать субботние свечи, ежедневно опускать в копилки для цдоки несколько монет, надевать тфилин.
   - Не вступайте в споры, не тоните в философствовании, давайте людям действовать, а говорить будем потом, - повторял он снова и снова.
   Многие критиковали кампанию, направленную в основном на действие.
   - Люди должны понимать, что они делают, иначе это будет просто ритуал! - утверждали они.
   - Людей изменяют не доводы и не философия. Людей изменяет дело. Начните что-то делать, и весь ваш взгляд на мир изменится,- настаивал Ребе.
   Делайте добро, а выяснять зачем не так уж важно.
 
  -- 303
   Все сотворенное можно рассматривать как взаимодействие солнца и луны.
   Солнце всегда светит и греет.
   Луна только отражает свет, полученный от солнца.
   Так и в нашем мире нет ничего, что только получало бы, не отдавая. Каждое творение должно и получать, и отдавать, быть солнцем так же, как и луной.
 
  -- 304
   Солнце неизменно - каждый день тот же огненный шар поднимается над землей. Луна же претерпевает изменения в своих циклах - она то полная, то уменьшается, пока совсем не исчезнет, то обновленная возвращается из небытия.
   Точно так же все сотворенное растет и изменяется, как луна, оставаясь неизменным, как солнце.
   Растите, изменяйтесь, постоянно учитесь, но всегда сохраняйте стойкость, помните, кто вы.
 
  -- 305
   Сосуд определяется своим содержанием. Кувшин воды - водой, ящик яблок - яблоками. И дом определяется тем, что в нем.
   Наполните свой дом книгами Торы, и он будет Торой. Установите в доме копилку для цдоки, и он явится источником благотворительности. Посадите тех, кто нуждается в теплом доме, за свой стол, и ваше жилище станет светом во тьме.
 
  -- 306
   Относясь к чему-либо серьезно, вы уделяете этому свое время и не отвлекаетесь на другие дела. И уж, во всяком случае, не на телефонные разговоры.
   Духовная сторона вашей жизни - не просто увлечение, не роскошь, а цель существования. Если вы изучаете Тору, молитесь или размышляете, все остальное для вас перестает существовать.
   Ваш духовный рост должен заботить вас, по крайней мере, не меньше, чем материальный.
 
  -- ВЕРА И ИНТЕЛЛЕКТ
   Как-то жену Ребе спросили, что она думает о своем муже.
   - Я скажу вам о самом важном: мой муж верит в Б-га, - ответила ребецн.
   Она не шутила. Дело в том, что вера в Б-га никогда раньше не подвергалась таким сомнениям, как после Холокоста. Даже самому стойкому верующему было трудно устоять. Вот из этой пыли и пепла нужно было поднять новое поколение.
   Трудно сказать, кому приходилось более отчаянно бороться: тем, кто был воспитан в вере и стал свидетелем или жертвой Холокоста, или тем, кто воспитывался в период Холокоста, цинизма и материализма, а затем боролся с верой - наше поколение.
   Ребе больше кого-либо другого восстанавливал у евреев веру - своими письмами, беседами, действиями, наконец, оставаясь тем, кем он был.
   Сильная вера простой души не так впечатляет. Простая вера великой души производит более сильное впечатление. Возможно, простой человек способен не задавать правильные вопросы. Верить ему просто удобно, необходимо. Не исключено, что он боится своей жены: как она воспримет, если однажды он заявит, что больше не верит.
   Требуется по-настоящему великий ум, чтобы осмыслить такие соображения. Никто и ничто не заставят его верить - он верит потому, что это истина. Его вера не придумана им самим, она основана на истине вне его, истине абсолютной и поэтому непоколебима, до мельчайшей детали. И вера его очень впечатляет.
 
  -- 307
  -- Из письма
   Вы пишете, что вас тревожит отсутствие в вас веры. Но если вы не верите, почему это вас тревожит?
  -- Из другого письма
   Я не принимаю вашего утверждения, будто вы не верите. Ибо если у вас на самом деле нет представления о Высшем существе, сознательно создавшем мир, откуда этот ваш протест, возмущение несправедливостью жизни? В субстанции Вселенной нет понятия нравственности, нет его ни у растений, ни у животных. Почему вас удивляет, что тот, кто больше и сильнее, пожирает своего слабого соседа?
   Это вызвано только вашим внутренним убеждением, разделяемым всеми людьми: есть Судья, есть справедливость и несправедливость. Почему же существует и торжествует зло? Мы требуем объяснения: почему это так, а не так, как следовало бы?
   Это само по себе и есть вера в Б-га.
 
  -- 308
   Есть вера субрациональная
   - это вера в догму. Есть вера суперрациональная - интуитивное знание, осмысление Высшей реальности, отблеск Бесконечного в ограниченном человеческом существе.
   Наша задача не в том, чтобы иметь веру. Мы верим, независимо от нашего желания. Она, вера, вошла в нашу кровь от предков, которые отдавали за нее жизнь. Задача состоит в том, чтобы перенести высшее видение, которое давало им веру, в наши умы, в наши личности, в наши слова и дела повседневной жизни. Задача - сделать веру частью нас самих и нашего мира.
 
  -- 309
   Интеллект терпит крах при попытке приблизиться к Б-жественному. В конце концов логика, критерий того, что разумно, а что неразумно, - это всего лишь нечто, созданное Высшим Творцом, каприз Того, Кто бесконечно выше интеллекта.
   Чтобы приблизиться к Тому, Кто Создал интеллект, требуется чувство вне интеллекта. Мы называем это чувство эмуной, или, как переводят, верой.
 
  -- 310
   Есть вещи, которые нашему пониманию заведомо недоступны. Как может интеллект изначально субъективного смертного, ограниченный пределами пространства и времени, измерить бесконечную мудрость Творца?
   Огромным чудом является то, что есть вещи, которые мы можем понять!
 
  -- 311
   Ни одну из причин, с помощью которых делают попытки объяснить Б-жью волю, нельзя считать решающей. Конечный ум не способен измерить бесконечную мудрость - не имеет значения, что породило мудрость в вакууме.
   Решающая причина - то, чего мы не знаем.
 
  -- 312
   Верно, что Б-г знает все наперед. Более того, именно Его знание приводит все существующее к бытию.
   И в то же время у нас есть свобода выбора.
   Это может показаться нелогичным. Но задайтесь тогда вопросом: а логично ли знание о существовании того, что возникло прежде появления какой бы то ни было мысли о нем?
   Когда мы говорим об Источнике всего существующего, наши принципы логики неприменимы. Мы не понимаем этот аспект потому, что он не поддается пониманию.
 
  -- 313
   Если бы я мог наблюдать и понимать все это и делать выводы эмпирически, вера не нужна была бы мне. Сила веры в том, что она, вера, выходит за пределы нашего ограниченного интеллекта.
   ***
   Будь Б-г лишь немного умнее меня, Он не был бы моим Б-гом.
 
  -- 314
   Не следует думать, что можно избежать веры. У каждой науки, каждой системы логики есть свои аксиомы. Разум не может сделать и шага без каких-либо гипотез, которые лежат в его основе.
 
  -- 315
   Предположим, что вы видите великолепную машину с множеством деталей, работающих согласованно, в полной гармонии и далеко за пределами человеческого разума. Исследовав детали машины, вы находите, что некоторые принципы их работы вас смущают. Вряд ли вы станете жаловаться на изобретателя.
   Но на Б-га вы жалуетесь!
 
  -- 316
   Это была демонстрация выражения эмоций. Ребе говорил о страданиях в мире и в какой-то момент стал запинаться и в конце концов заплакал.
   Если Б-г действительно все может, почему Он не создал добро без зла? И если Его Тора содержит ответы на все вопросы, почему она не отвечает на этот?
   Ответ может быть только один: Он не хочет, чтобы мы знали, - узнав, мы бы погрязли в самодовольстве.
 
  -- 317
   Наш праотец Авраам, как и Моисей, как и Акива и многие другие просветленные души, сомневались в справедливости Б-га. Так что вы не первый.
   У сомневающихся два подхода: одни искренне хотят получить ответы на вопросы, другие этого не хотят.
   Первые, желающие понять, испытали при встрече с реальностью, недоступной их ограниченным умам, чувство своего ничтожества.
   Вторые, те, что спрашивали, но не хотели понять, ничего не получили.
   ***
   Эли Визель спросил Ребе:
   - Как вы можете верить в Б-га после Холокоста?
   Ребе, в свою очередь, спросил Эли Визеля:
   - Как вы можете не верить в Б-га после Холокоста?
   И, как мне известно, Эли Визель верит в Б-га.
 
  -- 318
   Вы спрашиваете: "Почему Б-г допустил это?"
   Не оставляет сомнений, что все в мире имеет цель и значение. Изучив любой аспект Его обширного Творения, от космоса до работы атома, вы увидите, что должен быть план.
   И вы спрашиваете, каким образом это входит в его план? Как это может быть?
   На все это можно с болью ответить: Один Б-г знает.
   Но то, что я не могу знать, мне и не надо знать. Не надо определенных знаний, чтобы выполнить то, для чего создал меня Творец.
   А создал он меня для того, чтобы я изменил мир так, чтобы это никогда больше не случилось.
 
  -- 319
   Если ваша вера держится на том, что наполнено для вас смыслом, вы считаете для себя наиболее целесообразным и больше всего соответствующим вашему "я", вы несомненно будете опасаться интеллектуальных сомнений. В лучшем случае ваш подход может оказаться субъективным, предвзятым.
   Если же вера, которой вы придерживаетесь, основана не на вашем субъективном "я", а является реальностью вашей души, истиной, с которой она прочно связана, вам нечего бояться сомнений. Нет предчувствия, что вы окажетесь неправы, - есть лишь уверенность в большем понимании.
   Следовательно, только истинная вера истинно объективна.
 
  -- 320
   Интеллект - последняя граница Б-жественности. В Зогаре сказано:
   - Мысль никак не может охватить Его.
   Б-жественность может водвориться даже там, где по определению Б-га быть не может. Разум должен стремиться к тому, чтобы понять все, что он способен понять и еще настойчивее пытаться познать то, чего познать не может.
 
  -- 321
   Есть и такие, что приходят к двум богам.
   Один бог - безличная, всеохватывающая, потусторонняя сила. В трудное время они взывают к другому, личному, богу, с которым у них весьма близкие отношения.
   Истинная вера состоит в знании того, что эти два бога - Он Один. За всем существующим и даже дальше его стоит один и тот же Б-г. Он слышит ваши стоны и видит ваши слезы. Тот же Б-г заботится о том, что варится в вашей кухне и наблюдает за тем, как вы обходитесь со своими ближними.
   Б-га нельзя определить и как что-то потустороннее. Он вне всего о во всем одновременно.
 
  -- 322
   Вера - не только результат опыта. Она - факт, происходящий изнутри и порождающий опыт. Нечто произойдет потому, что вы верите в то, что оно произойдет.
 
  -- 323
   Веры недостаточно - нужно Доверие. Верующий может быть вором и убийцей. Доверие к Б-гу изменит вашу жизнь.
  -- 324
   Американские деньги процветают потому, что на них написано "Мы доверяем Б-гу". Не просто "верим" - доверяем.
   Деньги говорят вам и о своей цели. На них написано: "E Pluribus Unum". Цель всех операций с деньгами - сделать из множества Единство, и если такова действительно ваша цель, то вы можете рассчитывать, что Единый Творец позаботится о ваших нуждах.
 
  -- 325
   Иудаизм действует. 3300 лет мы проверяли это во всех возможных условиях. Как и почему он действует, в сущности, не так важно. Отказывается ли кто-нибудь от еды, потому что не измерил еще работу пищеварительного тракта?
 
  -- 326
   В жизни мы никогда не ждем 100%-ной гарантии. Мы доверяем зубному врачу, считая его таковым, водителю такси, считая его таксистом, и вручаем им свое здоровье, свою жизнь на призрачном основании. Но когда речь заходит о простом хорошем деле, люди требуют доказательства того, что Б-г действительно хочет от них этого.
 
  -- НАУКА И ТЕХНОЛОГИЯ
   Ребе изучал в Берлинском университете и Сорбонне и гуманитарные и научные дисциплины.
   В XIX и большей части XX века раввины имели дело с "вызовом науки". Их подход был в основном классической защитой, они объясняли традиционное заново, пытаясь подстроиться по новые веяния.
   Ребе решительно возражал против подобной защиты. По его мнению, не существует никаких противоречий между Торой и наукой, имеет место лишь огромное непонимание того, что такое наука и что она утверждает.
 
  -- 327
   Эйнштейном восхищались за то, что он доказал: энергия и материя едины. Ученый, который сумеет показать, что все силы едины, создав унифицированную теорию, удостоится еще большего признания. Если мы все уверены, что со временем это кому-то удастся, почему не принять это прямо сейчас и не назвать Б-гом?
 
  -- 328
   Все создано как средство познать Б-га. Все открытия, когда-либо сделанные, были задуманы в те самые шесть дней Творения, чтобы мы их использовали в последующем.
 
  -- 329
   Свыше 1700 лет назад в Зогаре было предсказано, что примерно в 1840 году произойдет революция в науке. В нем описаны источники мудрости, бьющие из глубин и наводняющие землю в подготовке эпохи, когда мир будет наполнен мудростью и познанием Единства Творца.
   Откуда нам известно, что истинная цель современной науки и технологии не удобство и власть, а средство открыть Б-жественное в физическом мире?
 
  -- 330
   Каждое откровение современной науки можно найти сокрытым в Торе, даже квантовую механику, если вы хорошо понимаете Тору.
 
  -- 331
   Наука не бросает вызова Торе. Ученые - возможно, но не наука. Истинная наука может лишь возвысить Тору, демонстрируя ее истины в эмпирическом царстве.
   Коммуникационная технология снабжает нас метафорой, из которой понятно, как Одно Существо может в одно мгновение постичь все. Можно лишь удивляться тому, что предыдущие поколения обладали знанием этого.
   Современная физика рассказала нам о единственности Вселенной, - теперь стала понятнее идея единственности Творца: все существующее подразделяется на два элемента, силу и частицу, эту силу порождающую. Другими словами, количество и качество. С помощью простого уравнения Эйнштейн продемонстрировал, что и эти два элемента - суть одно.
 
  -- 332
   Познание ученого начинается с внешнего мира и попытки изучения внутри, т.е. снизу вверх, с субъективного опыта, создания объективной модели.
   Мудрость знатока Торы начинается внутри и работает наружу, сверху вниз. Он размышляет над объективной моделью Создателя и пытается приложить это с целью найти истину вне нашего мира.
 
  -- 333
   Никто никогда не видел, не щупал, не измерял частицу или волну тяготения. Более того, само представление об этом явлении фантастично. На расстоянии световых лет между ними массы влияют друг на друга!
   Однако все мы согласны с тем, что должна быть причина этого феномена и называем эту неуловимую силу тяготением.
   То же и с причиною существования. Она может быть даже более неуловима, но реальность ее существования по крайней мере так же явственна и подтверждена опытом.
 
  -- СВЯЗЬ С ЦАДИКОМ
   Каждому, кто занят поиском, требуется проводник, никто никогда не поднимал себя за волосы.
   Ребе - это нечто гораздо большее, он - проводник, который становится частью вас. Ваш поиск - это его поиск, ваша борьба - его борьба. Вы смотрите в труды Ребе и находите там себя.
   Подобно тому как душа Адама вмещала все души, которые должны были появиться на свет, душа Ребе, согласно хасидской традиции, содержит душу каждого из его хасидов.
 
  -- 334
   Когда Авраам "...близко подошел к Египту", он попросил свою жену Сару: "Скажи, что ты мне сестра".
   Союз мужчины и женщины в браке не столь прочен, как союз брата и сестры. В первом случае две части связаны воедино огнем страсти, но эти две части могут быть по-прежнему разорваны. С угасанием страсти ослабевает и брачный союз. Единство же брата и сестры остается неразрывным.
   Авраам, вышедший из Святой Земли во мрак Египта, знал, что единственная надежда выдержать погружение в эту нечистоту - связать себя как можно крепче со светлой, совершенно прозрачной душой, которая останется вдали от всего этого. Он и попросил Сару назваться его сестрой.
 
   ***
   Предыдущий Ребе рабби Йосеф-Ицхок Шнеерсон оставил после себя большую бесценную библиотеку. Несколько наследников Ребе объявили, что книги были его личной собственностью и, следовательно, принадлежат им, наследникам.
   После 35 лет споров дело рассматривалось в суде, дочь покойного ребецн Хая-Мушка заявила:
   - Мой отец и его библиотека принадлежат хасидам.
   Ребе, ее супруг, затем повторил слова ребецн публично и отметил, что эти слова решили исход дела.
  -- 335
   Когда Ребе после года постоянных просьб и требований согласился стать главой Любавичского Движения, он предупредил своих учеников и последователей:
   - Не думайте, что вы будете держаться за мой талес. Я помогу в случае необходимости. Но каждый должен будет выполнять свою работу.
 
  -- 336
   Цадик соединяет вас с Б-гом и сам отходит в сторону.
 
  -- 337
   Студент колледжа как-то спросил Ребе, в чем состоит его работа.
   - Чем занимается раввин, я понимаю - он учит нас осознать свою вину, - сказал студент. - Но что делает Ребе?
   Ребе поднял палец вверх и стал объяснять:
   - Ты видишь эту лампочку? Провода соединяют ее с электростанцией, которая освещает весь Бруклин. Сама станция соединена с Ниагарой, снабжающей энергией весь штат Нью-Йорк и даже больше того. Каждый из нас - это лампочка, связанная с мощным генератором. Работа Ребе состоит в том, чтобы взять тебя за руку в темной комнате и положить эту руку на выключатель, который установит связь с генератором.
 
  -- 338
   О его отношениях с его Ребе:
   Ощущения хасида таковы. Точно так же, как говорит Зогар, едины мы, Тора и наш Б-г, едины хасид, его Ребе и его Б-г. Я не видел, чтобы это было где-то написано, так что можно возражать против этого сколько угодно. Но я чувствую и верю, что это так.
 
  -- 339
   Ребе знает своих хасидов, как знает человек собственные глаза, уши, пальцы рук и ног. Хасид ощущает своего Ребе, как биение собственного сердца.
  -- 340
   Любавичские Рабеим выделяют специальное время, чтобы думать о своих хасидах, каждом в отдельности, сосредоточившись на любви и доброте, которую они испытывали к ним.
   Как вода отражает лицо глядящего на нее, так сердце человека отвечает на мысли того, кто о нем думает. Ребе и его хасиды связаны между собой вечными узами любви.
 
   ***
   В ряде случаев мысль о Ребе приходит, попадая в самую точку, неся с собой огонь, который переполняет всего тебя.
   Это происходит потому, что я думаю о Ребе? Или потому, что он думает обо мне?
 
  -- 341
   Цадик не испытывает нужды ни в чем и молится за свой народ.
   Но если он ни в чем не нуждается, у него не возникает сомнений в том, что и они не испытывают нужды в чем-либо. Тогда зачем он молится?
   Он молится, чтобы они открыли свои глаза и сердца, почувствовали, что на самом деле ни в чем не нуждаются.
   Но все-таки, как может, как может не испытывающий ни в чем нужды молиться? Дело в том, что в глубине себя он не нуждается ни в чем, но еще глубже, в самой сущности, он и его народ - одно целое.
  -- 342
   Когда вы видите, как в изгнании сгущается тьма и достигают предела испытания, единственный способ пробить тьму - усилить связь с цадиком своего поколения.
 
 
  -- 343
   Если вы совершаете его работу, цадик дает вам силы. Значительно больше сил, чем вы можете себе представить. На самом деле вы становитесь с ним единым целым. Его решения становятся вашими, а ваши - его решениями. Не может быть большего единства между личностями.
 
  -- 344
   Для того, чье "я" заключено в его теле, смерть тела означает смерть его "я". Для цадика же, чье "я" в его любви, благоговении и вере, это не смерть, а лишь переход заточения тела к освобождению. Он продолжает трудиться в мире и даже больше, чем до этого.
   В Талмуде сказано, что наш праотец Яаков никогда не умирал, как и Моисей, и рабби Иегуда. У них были очень высокие души, связанные с Истиной, и поскольку Истина никогда не может умереть, они тоже не умирали.
   Да, глазами мы видим смерть. Тело зарывают в землю, и мы оплакиваем потерю. Но это лишь часть обмана материального мира. А в мире Истины они остаются, как и раньше.
   Доказательством этого служит то, что мы еще здесь. Если бы высокие души не были с нами в нашем мире, все, что мы знаем, перестало бы существовать.
 
  -- 345
   Цадики никогда не оставляют этот мир - они проходят через него, но все еще пребывают в нем. Они остаются, чтобы помогать тем, кто связан с миром, благословениями и советами, как и прежде, даже в еще большей степени. И те, кто удостоился знать их в телесной жизни, все еще могут создавать узы с ними. Все зависит от нас. Мы должны упорно трудиться для установления этой связи.
 
   ***
   Во время своего руководства Любавичским Движением, отвечая на просьбы о благословении, Ребе неизменно говорил:
   - Я обращу на это внимание Ребе, моего тестя, на его могиле.
   Под "Ребе" он подразумевал предыдущего Ребе, Ребе Раяца, который для него никогда не умирал.
  -- ДНИ НАСТУПАЮТ
   Существует древняя традиция, по которой цадик стоит выше остальных, в центре всех живущих на земле. Покинувшего этот мир цадика сменяет другой.
   Цадик представляет собой канал, через который жизнь течет к Творцу и всем Его созданиям. Он или она - место сверхсознания всех умов и всех душ. Цадик - это мы, а мы - это цадик, и с цадиком мы едины.
   Я глубоко убежден, что Ребе был сердцем первопроходцев и всех, кто родился в их кильватере.
   Всматриваясь в лицо Ребе, я спрашиваю: "Его мир - мой мир... Но мы так далеки! Я - это он, а он - это я? Если его сердце - это мое сердце, то почему я не чувствую его биения?"
   Но разве можно чувствовать, как бьется в тебе сердце? Большинство людей не чувствуют этого, если не пощупают свой пульс. Разве это не абсурдно? Все тело беспрестанно пульсирует, каждый орган без устали качает кровь в сердце, а вы говорите "не чувствую". Оно так близко к вам, так много в нем вашего, что вы не можете чувствовать, как не можете видеть собственный нос.
   Все происходящее с телом и умом отражает биение сердца и проходящей сквозь него крови, дающей жизнь.
   Все наши поиски высших свершений, отрицание установленного порядка, наше ожидание Нового Века или как бы вы его ни назвали - все это выражение потока жизни, который поступает к нам через цадика. Цадик, однако, символизирует ту самую эру Мошиаха, которую ждали еще наши праотцы.
   И продолжает символизировать, ибо он до сих пор с нами.
 
  -- 346
   1951 год. Мы - последнее поколение изгнания и первое - Нового Века.
   1967 год. Дует мощный ветер возвращения. Я слышу звук рога великого Овна. Души юных готовятся к приходу Мошиаха.
   1990 год. Время человечества, согласно традиции, разделено на шесть тысячелетий по шести дням творения. Седьмое тысячелетие - вне времени.
   По этой парадигме, 5751 год (октябрь 1990 - сентябрь 1991) соответствует полдню шестого дня, открывает совершенно новую эру. В полдень в пятницу мы начинаем готовиться к Седьмому дню, все чудеса, которые предстоит увидеть в этом году, - лихорадочная подготовка природы ко времени вне времени. Мы войдем в то, что мудрецы назвали эрой Мошиаха.
 
  -- 347
   Свыше 1800 лет назад автор Зогара предсказал, что примерно в 1840 году совершится революция в науке. Он описал, как раскроются шлюзы неба наверху и источники мудрости внизу, как потоки наводнят землю всем необходимым для новой эры и мир наполнится знанием Единства его Творца.
   Мудростью, поступившей сверху, явились тайны Торы, переданные хасидским учителям. Мудростью снизу - новое понимание единства создания, представленное современной наукой.
   И теперь все готово.
 
  -- 348
   Сказано Исайей: "Весь мир будет наполнен признанием Б-га, как воды закрывают дно океана".
   Это - Воды Жизни для Всего.
   Сейчас мы живем как существа сухой земли, будто отделенные от источника нашей жизни. Тогда мы будем как морские создания, поглощенные своим источником жизни. Окажемся в единении с Источником Всей Жизни, пока ничего нельзя будет различить между творением и Творцом.
  -- 349
   Кое-кто боится Нового Века. Его беспокоит: "Что будет с моей карьерой? Должен будет измениться весь стиль моей жизни! Как же знакомства и связи, которые я приобрел в течение всей жизни? Мои владения, мои вклады, планы на пенсию? Наконец, мой автомобиль?"
   Бояться нечего. Эра Мошиаха не отделена от нашей. Она включает все, что мы делаем теперь, все, что мы знаем, останется с нами. Исчезнет только отрицание, и мы увидим Б-жественность в каждой вещи.
   Некоторые твердили: "Мошиах на пути к нам! Продавайте ваши дома и уходите в Святую Землю!"
   Ребе же говорил: "Мошиах в пути! Стройте дома, организации! Делайте все, что можете, чтобы взять это с собой!"
 
  -- 350
   Материальный мир - это место, где каждая вещь как бы заявляет, словно нет у нее источника: "Я здесь и всегда была здесь".
   По сути нет источника только у Сущности Всех Вещей. Он был, есть и всегда будет. Есть истина, которую этот мир пытается нам сообщить.
   Во времена Мошиаха исчезнет всякое искажение, и мы ясно убедимся, что есть только Сущность.
 
  -- 351
   Все имеет свои границы, даже тьма. Как говорит Зогар: "При создании мира был положен предел даже тревоге, волнению".
 
  -- 352
   Мы не ждем, чтобы откровение свыше спасло нас от незнания, как сохранить этот мир и установить в нем порядок. Мы, скорее, ждем увидеть, как солнце поднимается надо всем, что сделано нами, увидеть, как результаты нашей работы цветут в вечной весне.
 
   ***
   Новый Век приходит в мир, как весенний дождь на вспаханное и засеянное поле. Пашите и сейте, пока еще есть время.
 
  -- 353
   Это случится с вами или без вас, верите вы в это или нет. Да, вы можете ускорить это. Но суть в том, что это произойдет в наше время, станете вы в этом участвовать или нет. И будет для вас все хорошо, независимо от того, как это осуществится.
   Но спросите себя: "Где я окажусь, когда это произойдет? Стану ли частью этого или мне не придется в нем участвовать?"
 
  -- 354
   У скептиков возникает вопрос: "Как вы можете видеть так много хорошего в будущем, если в мире преобладает зло, и оно возрастает с каждым днем?" Но таков порядок вещей. Тьма помещена в мир как вызов свету. Когда свет усиливается, тьма сгущается, бросая ему вызов.
 
  -- 355
   Говорят, что самая глубокая тьма приходит перед самым рассветом. До своего освобождения из Египта наши праотцы испытывали жесточайшие притеснения.
   Тогда грубая тьма рабства распространялась на тела. Сегодня тьма пребывает в наших душах, воплощаясь в глубокий сон духа. Искры света, отблески солнца, которых прежде не было, пробиваются сквозь тьму ночи, но тьма пока сильнее.
   Готовьтесь же к рассвету!
  -- 356
  -- Притча
   Отец отвечает на вопросы ребенка, и оба счастливы в происходящем диалоге. Но вот после очередного вопроса отец вынужден задуматься - как ответить на этот вопрос, чтобы сущность того, что он хотел бы вложить в ответ, вошла в мир ребенка. Он долго молчит, и ребенок начинает беспокоиться:
   - Отец, где ты? Почему так долго не отвечаешь мне? Не забыл ты обо мне, погрузившись в собственные мысли?
   Отец начинает говорить, но теперь глубочайшая суть его мыслей проникает в ум и сердце ребенка. Вторгается таким потоком, что ребенок становится подобным отцу.
   Дети - это мы. Сейчас время молчания.
   Когда дух человека объят тьмой, когда ворота для потока кажутся запечатанными, готовьтесь к освобождению.
 
  -- 357
   Не сомневаясь в том, что мир создан Творцом, вы должны признать, что Он руководствовался целью.
   Но оглянитесь вокруг, и вы убедитесь, что она не достигнута. Она во времени, еще не пришедшем. Это просто путь к ней.
 
  -- 358
   Вы построили дом своей мечты. Мечта была планом. План стал массой грязной работы, работа - домом.
   Если вам сопутствовала удача, сооружение явилось домом вашей мечты.
   Мечта, план, грязная работа, успех. Почему это основная стратегия всех человеческих усилий? Потому что это история вселенной.
   Тех, кто проникся мечтой, кто умеет читать план, мы уже видим за последними мазками.
 
  -- 359
   Еще до того как я начал учиться, в моей голове уже формировалась картина освобождения. Такого освобождения и таким образом, чтобы оно придало смысл страданиям и преследованиям, которым мы подвергались.
   Я не предполагал, что не будет тьмы, не будет страданий, что эти вещи перестанут существовать. Мне представлялось, что сама тьма станет светом - даже тьма и страдания прошлого.
  -- 360
   В день Рош а-Шона, Нового, 5507 (1746) года, Баал-Шем-Тов, находясь в состоянии глубокой задумчивости, вошел в связь с Мошиахом и спросил его:
   - Господин мой, когда ты придешь?
   - Когда твои ручьи распространятся повсюду, - услышал он в ответ.
   Мошиах имел в виду ручьи человеческой мудрости. Когда не только вода ручья, но и сами ручьи распространяются, когда наиболее отдаленные и темные уголки материального мира станут ручьями внутренней мудрости, тогда придет Мошиах.
   Это теперь наказ нам.
 
  -- 361
   Нынешнее положение мира называется "гола". В ближайшем будущем положение изменится и станет называться "геула".
   Буква "алеф" в слове "геула" означает "хозяин", а также "один".
   Чтобы превратить "голу" в "геулу", нужно лишь явить "алеф" - Одного Хозяина Вселенной, скрытого искусственными фактами этого мира.
 
  -- 362
   Дело не в том, что мы должны быть освобождены, а в том, что изгнание следует из нас извлечь.
  -- 363
   Поздняя весна 1991 года. Живите теперь в Новом Веке. Изучайте его. Говорите о нем. Внимательно смотрите на каждую деталь нашего мира и представляйте себе, какова она будет в эти времена. Будьте здесь. Не только ускоряйте его прибытие, но и готовьтесь принять его добро.
 
  -- 364
   Осень 1991 года, за несколько месяцев до рокового удара. После 3307 лет все необходимое сделано. Стол для трапезы Мошиаха сервирован, старое вино, Левиафан и бык на столе - и мы ждем.
   Осталось только открыть глаза и увидеть.
   Последние слова я записал, но не понял. Если бы понял, вероятно, не нужно было бы говорить "открой глаза".
 
  -- ПЕРЕДАЧА
  -- 365
   После того как жена Ребе ребецн Хая-Мушка вернула Создателю свою душу, Ребе стал проводить все больше времени в Оэле, где похоронен предыдущий Ребе, отец ребецн. Он оставался там много часов, читал письма, адресованные ему, говорил псалмы.
   28 Нисана 5751 (1991) года Ребе вернулся из Оэля, прочел вечернюю молитву и начал беседовать с хасидами. В середине беседы он неожиданно сказал:
   - Мы так много говорим о геуле, и возникает тревожащий вопрос, как же это возможно, что мы еще не дождались прихода Мошиаха? Совершенно непонятно.
   И другой вопрос. Много евреев собирались вместе и в подходящее время для геулы, тем не менее они не штурмуют двери, не требуют Мошиаха незамедлительно!
   Они, не дай Б-г, допускают, что Мошиах может и не прийти сегодня... или завтра... или послезавтра. Кричат, поют и даже плачут "Доколе!", но делают это потому, что им сказали: так надо! Если бы они искренне плакали, Мошиах уже пришел бы!
   Как я мог добиться того, чтобы все евреи плакали искренне и тем самым сделали бы Мошиаха реальностью? Все сделанное мной не помогло. Доказательство тому - мы всё еще в изгнании. Более того, в изгнании внутреннем, духовном.
   Единственное, что я могу, - это передать дело вам. Делайте все, что можете, - берите "свет Тоху", но в "сосуды Тикун", чтобы немедленно привести Мошиаха в нашу реальность. (Тоху и Тикун - духовные миры, обсуждавшиеся в иудейском мистицизме. У Тоху большой свет и энергия, но он не может удержать их. У Тикун - правильные, гармонические сосуды для света, но этого света не так много.)
   Пусть по воле Всевышнего будет десять евреев, которые решат бороться и требовать от Него - и, конечно, они преуспеют - привести немедленное освобождение, как написано: "Даже если народ и жестоковыйный он, прости нашу вину, наш грех и возьми нас Себе в удел".
   Итак, свою долю я внес. Отныне делайте вы, что можете, и пусть по Его воле один из вас или двое, или трое придут с предложением, что и как делать. И главное - завершить это и принести настоящую, совершенную геулу немедленно, прямо сейчас, радостно, с чистым сердцем.
   Слова Ребе вызвали огромное воодушевление у хасидов. Следующие одиннадцать месяцев он каждую неделю говорил о Мошиахе и советовал каждому изучать все о геуле и всеми средствами ее пропагандировать.
   По окончании одиннадцати месяцев, 29 Адара I, Ребе привел в порядок свой рабочий стол и поехал в Оэль, где у него случился инсульт. В дальнейшем он мог произносить только несколько слов, но в постели и кресле продолжал работать, осуществлять руководство, советовать. Через два года в тот же день с ним случился еще один приступ. Три месяца и несколько дней спустя он скончался.
   ***
   Ребе верил в наше осиротевшее постхолокостное поколение. Мы не подведем его.
 
  -- ДОПОЛНЕНИЯ
 
  -- СЕМЬ ЗАПОВЕДЕЙ НОЯ
   На заре создания мира Б-г передал людям шесть правил, чтобы поддерживать этот мир. Позднее, после Всемирного потопа, Он вооружил Ноя еще одним правилом.
   В течение большей еврейской истории обстоятельства позволяли нашему народу распространять эти законы разве что косвенно. Предложив опубликовать их как подготовку новой эры, Ребе воскресил практически утерянную традицию.
   Возможность свободно дышать, которую дают эти правила, восхищают. Они подобны указаниям великого музыканта или художника. Твердые, надежные, понятные, на их основе каждый народ, каждый человек может строить свою жизнь.
   Наши мудрецы говорят, что внутри огромной семьи человечества имеется семьдесят семей с семьюдесятью дорогами, и у каждого индивидуума - своя тропинка внутри дороги. Но основа для всех одна.
   Тот, кто живет по этим правилам, признавая, что выполняет указания Б-га, Его волю, считается по нашей традиции праведным. Этот человек - строитель, выполняющий свое предназначение в этом мире.
   Эти семь правил, согласно древней традиции,коротко прокомментированные, представлены ниже:
   1. Признание того, что есть лишь один Б-г, который Бесконечен и Выше всего. Не заменяй высшее Существо конечными идолами. В эту заповедь включены такие действия, как молитва, изучение традиции, размышления.
   2. Почитай своего Создателя. Как бы ты ни был раздражен, не проклинай Творца.
   3. Не убивай. Каждое человеческое существо, как и Адам с Евой, понимается как целый мир. Спасти одну жизнь значит спасти целый мир, уничтожить жизнь - уничтожить мир. Из этого правила естественно следует заповедь о помощи ближнему.
   4. Почитай институт брака. Брак является наиболее Б-жественным актом. Брачный союз мужчины и женщины отражает единство Б-га и Его творения. Нечестность в браке разрушает это единство.
   5. Не укради. Действуй в своем бизнесе честно. Рассчитывая больше на Б-га, чем на свою хитрость, ты выражаешь доверие к Нему как обеспечивающему жизнь.
   6. Почитай Б-жьи творения. В начале своего создания человек был садовником в Саду Эдена, "чтобы возделывать его и хранить его". Человеку было запрещено причинять вред любому животному. После Потопа ему разрешили есть мясо, но предупредили: не причиняй никому ненужных страданий.
   7. Поддерживай справедливость. Справедливость - дело Г-спода, и нам поручено устанавливать необходимые законы и проводить их, насколько возможно, в жизнь. Устраняя несправедливость в обществе, мы действуем как партнеры в поддержании Творения.
 
   МОЙ НАРОД
   Если вы встретите еврея, который любит Б-га, но недостаточно любит свой народ и Тору, скажите ему, что его любовь не может длиться долго.
   Если же на вашем пути окажется еврей, который любит свой народ, но ему не хватает любви к Б-гу и к Торе, работайте с ним, культивируйте его любовь, пока она не распространится и на Б-га, и на Тору, и все это образует крепкий узел, который никогда не развяжется.
 
   ***
   Гормоны, витамины, хромосомы и т. д. составляют очень небольшую часть организма, но они - самые существенные элементы жизни. Евреев крошечное меньшинство на земле, но они - самый живой элемент истории.
 
   ***
   Еврейский народ - сердце мира. Если он здоров, здоров и мир.
   ***
   Раввину, который писал о "мирских" евреях: Вы разделяете евреев на религиозных и мирских! Кто дал вам на это право? Нет никаких "мирских" евреев. Все евреи святы.
 
   ***
   Из четырех сыновей, задающих вопросы отцу в ночь пасхального Сейдера, один мудрец, один грешник, один простак и один не умеет задавать вопросы. Общее у них - "один", как в "Слушай, Израиль! Б-г наш Г-сподь, Б-г один!"
   Это "один" - сущность каждого еврея, даже того, кого называют грешником.
   ***
   В наше время нет еретиков. Чтобы им быть, надо слишком много знать.
   ***
   В разгаре кризиса в Персидском заливе один из известных раввинов утверждал, что евреи будут наказаны, так как среди них есть грешники. Разгневанный Ребе тогда сказал:
   - Мудрецы говорят, что наш праотец Яаков никогда не умирал. "Раз его дети живы, жив и он".
   Каждый еврей - персонификация своего праотца Яакова, и сердце каждого еврея живет, бьется. Сказать об одном из них, что он духовно мертв, значит признать, что наш праотец умер.
   Если вам так кажется, вина ваша, а не еврея, которого вы наблюдаете. Б-г видит в евреях только хорошее. Он творит для них чудеса, и они будут спасены.
 
   ***
   Еврейский народ един. Еврей, надевающий в Америке тфилин, обеспечивает безопасность еврею-солдату в Израиле.
 
   ***
   Каждый еврей выбирает мицву, которая кажется ему наиболее привлекательной. Не спорьте с ним. Поощряйте в нем эту мицву.
 
   ***
   Мы считаем невозможным для себя сознательное отделение от Б-га.
 
   ***
   Следуя указаниям Ребе, некоторые соблюдающие традиции евреи стали общаться с теми, кто этого не делает. Они называли это "приблизить тех, кто далеки". Но Ребе, не одобряя этого термина, написал: "Вы говорите - приблизить тех, кто далеки?! Что дает вам право называть их далекими и считать себя близким? Вы должны подходить к каждому, будто посланы Царем для разговора с его единственным сыном, принцем!"
   Многие хотят знать, как Ребе удалось привлечь такое большое количество последователей. На самом деле это очень просто.
   Есть такие, что стали лидерами, заставив народ поверить в них. Ребе стал великим лидером, потому что верил в свой народ.


Рецензии