Обретение неба на земле. Мысли Ребе. 3

-- 146
   Тому, кто влез в огромные долги, рассчитывая
   на чудеса:
   Преодолевать препятствия вовсе не значит прыгать в воздух, не зная, где приземлишься.
 
  -- ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
   В духовном мире Ребе нет чуждых Источнику Жизни. Это не место, которое обнаруживаешь или куда приходишь как турист. Есть только возвращение. Возобновление контакта.
   Душа начинается с близкого сущностного союза с Первоисточником Всего. Даже предавшаяся полностью материальному миру, человеческой форме, она сохраняет эту первичную связь глубоко внутри. Именно этот союз постоянно побуждает душу вернуться, как магнит притягивая ее к потерянной второй половине. Все искания человека, все его духовные стремления только выражают это притягивание, эту жажду возвращения.
   Стремление вернуться - врожденное, но оно должно пробудиться. Прежде всего душа должна понять, что она удалилась. Когда далеко ушедшая от своего истинного "я" пробудившаяся душа обнаруживает, что потеряна, жажда возвращения пробуждается
   в ней во всей своей силе и мощи.
   Стремление вернуться - это еще и сети Б-га, ибо, пытаясь воссоединиться с Ним, душа находит Его во всех аспектах этого мира. И таким образом они втягиваются. И чем глубже поиски, тем драгоценнее сокровища.
 
  -- 147
   Наш мир - это мир возможной радуги.
   Сначала этот мир только получал и возвращал без прибыли. Его обитатели ничем не владели. Они жили по Б-жьей милости, делали то, что делали, не нуждаясь в оправданиях, и умирали, когда умирали. Так это было.
   После Потопа мир был создан заново. Земля освободилась от грязи, атмосфера очистилась. Мир стал местом, которое могло принимать солнечный свет, проникающий сверху, и многоцветно отражать его.
   Он стал местом, где сотворенное смогло родиться, обрести душу, тело, долю в этом мире и все пропитание, которое Творение даст ему, использовать это,
   а затем вернуть со словами: "Смотри, что я сделал
   с тем, что Ты мне дал!"
   И Б-г поклялся никогда больше не уничтожать мир. Если его обитатели пойдут в неверном направлении, они всегда смогут вернуться и исправить свои ошибки.
 
  -- 148
   Обработанный древний Мидраш повествует:
   Адам медленно шел мимо врат Эдема, опустив голову, отягощенный болью и укорами совести.
   Вдруг он остановился, пораженный мыслью.
   Он обернулся, посмотрел наверх и прокричал: "Подожди минуту! Ты ведь все это запланировал! Ты взрастил этот плод, зная, что я его вкушу! Это заговор! И я могу это доказать. В Твоей Торе, которую Ты сочинил еще до того, как мир был создан, Ты написал: "Вот что следует сделать с человеком, когда он умрет..." Значит, Ты запланировал, что смерть будет в этом мире! Ты только хотел, чтобы она пришла из-за меня!"
   В Мидраше не говорится, получил ли Адам ответ на свой вопль. Только тишина.
   Б-г видел, что душа Человека очень велика, и задался вопросом: "Как реализовать это величие?" Он дал Человеку свободу выбора - свои победы или собственные ошибки.
   Не падая, Человек никогда не постигнет глубин своей души. Только после падения он сможет вернуться и подняться бесконечно высоко. За Эдем.
 
  -- 149
   Наибольший успех - это когда душа, отдалившая сама себя, возвращается. Это и есть выражение ее незакостенелости, и ее глубины: как бы далеко она ни отошла, в конце концов она не может оторваться полностью.
   ***
   Качели с ребенком, оттолкнувшись, возвращаются. Чем сильнее их толкаешь, тем выше они возвращаются.
 
  -- 150
   Возвращение - крайняя степень самовыражения. Никто не возвращается из-за того, что ему приказывают так сделать. Способность вернуться исходит от вас самих.
   И это само по себе свидетельствует о том, что вы никогда не были по-настоящему оторваны - покровы души могут загрубеть, но ядро всегда остается тесно связанным со своим Источником. И оттуда приходит призыв вернуться.
 
  -- 151
   Тот, кто возвращается из мрака, должен принести его с собой, обратив в свет. Надо использовать свой опыт для того, чтобы подняться выше с великой силой.
   Поэтому тот, кто возвращается издалека, выше того, кто был всегда вблизи. Существенно не то, где вы стоите, а куда и с какой силой двигаетесь.
   ***
   Мы пришли сюда, чтобы испытать возвращение. Это самое последнее испытание.
 
  -- 152
   Создавая все сущее, Б-г сотворил силы, представляющие Его, и силы, противостоящие Ему, - Он создал свет, и Он создал тьму. Тот, кто делает добро, привносит больше света, тот, кто пал, питает тьму.
   Но тот, кто пал, а потом вернулся, минует весь этот план. Он достигает непосредственно Творца всего сущего. За светом и за тьмой.
   Так его тьма превращается в свет.
   ***
   Когда свет отталкивает тьму, вскоре приходит другая тьма.
   Если тьма сама превращается в свет, это свет, перед которым никакая тьма не устоит.
 
  -- 153
   Возвращение длится лишь миг. Один миг, и создание, которое находится на максимальном удалении от Б-га и от своего истинного "я", вдруг оказывается в полном единстве с ними. Сила вернуться - вне времени.
   ***
   Он сделал все, чтобы мы не могли найти дорогу домой. И мы полетели вдаль - утолить свою жажду в чужих водах.
   Сейчас мы вернулись, неся с собой Б-жественные искры, которые обнаружили в наших странствиях.
   Мы - Его ручные голуби.
 
 
  -- ИСЦЕЛЕНИЕ
   Ребе ежедневно получал сотни писем, в которых люди просили у него совета и благословения в вопросах медицины. происходили несомненные чудеса. Если собрать в какой-либо точке мира 10 евреев, кто-нибудь из них обязательно расскажет о чуде, сотворенном Ребе с другом или родственником рассказчика, а то и с ним самим.
   Но Ребе не стремился делать из исцеления культ. Почти всегда он давал практические советы, вселяя в людей надежду, укрепляя их духовно.
   Приведем несколько типичных советов:
 
  -- 154
   Иногда люди неважно себя чувствуют и считают, что следует пожертвовать всем ради заботы о своем физическом состоянии. На самом деле верно иное: нельзя отделить исцеление тела от исцеления души. Проявляя заботу о теле, необходимо увеличить заботу о душе. Врачам это известно, но им следовало бы больше учитывать этот факт.
 
  -- 155
   Чтобы служить Б-гу, надо иметь не только здоровую душу, но и здоровое тело. Как можно мыслить, молиться или учиться, пренебрегая здоровым состоянием тела? Заботьтесь о своем теле, чтобы душа могла преуспевать в служении Б-гу.
 
  -- 156
   Не возмущайтесь так миром. Гнев против мира - это гнев против Б-га. К тому же это плохо сказывается на кровяном давлении.
 
  -- 157
   Советуйтесь с врачом, который является вашим другом. Друг он вам или нет - большая разница.
 
  -- 158
   Если у врачей возникают разногласия, доверьтесь мнению большинства экспертов. Но если нет уверенности в необходимости операции, лучше воздержаться от нее и довериться Исцелителю Всей Плоти, который вылечит и укрепит вас.
 
  -- 159
   Твердая вера в Б-га совершает чудеса исцеления. Тем не менее вам надо слушаться советов врача. Это не значит, что излечивает врач или его лекарства. Излечивает Исцелитель Всей Плоти. Но врач и лекарства создают естественный канал для исцеления, а Б-г предпочитает совершать чудеса именно так - естественным путем.
   . . .
   Четыре совета для излечения
   1. Найдите хорошего врача и следуйте его указаниям.
   2. Отбросьте все мысли о болезни. Думайте только о хорошем.
   3. Укрепите свою веру в Исцелителя Всей Плоти, и Он излечит вас способом, который найдет подходящим.
   4. Усильте изучение внутреннего света Торы.
 
  -- 160
   Врачу Свыше доверено лечить, а не предсказывать. Игнорируйте предсказания, думайте только о хорошем.
 
  -- ВЫРВАВШИСЬ НА СВОБОДУ
   В течение семидесяти лет жизнь хасидов в России была сплошным страданием. Проживая свою жизнь так, как, по-вашему, следовало, вы знали, что это значит испытывать на себе всю тяжесть Кремля и КГБ, ощущать постоянную угрозу ареста, пыток, ссылки в Сибирь. Каждую неделю придумывать, как избежать работы в Субботу, как учить детей в подвалах, подвергаться презрению и насмешкам за то, что ты такой, как есть.
   Оказавшись в Америке, они не могли найти там врага. Это проблема не одних хасидов, а всех евреев, которые эмигрировали в новый мир и не могли найти связи между тем, что позади, и тем, что здесь. Это же относится к любому стилю жизни - как передать следующему поколению то, что даже для вас самих не представляется уместным в новом контексте?
   Внести привычное в новое, совершенно незнакомое место и время - задача, где человеческий разум встречается с огромными трудностями Нас, беспомощных, тащит течение Времени, безжалостно оторвав от прошлого, от мира отцов, насильно поставив перед будущим, к которому мы не были подготовлены. Мы - робкие жертвы, рабы и пленники Времени, склоняющиеся под давлением момента.
   Но есть души, которые всегда остаются вне царства времени и места. Они смотрят на Время, подобно тем, кто наблюдает с высочайшей горы, как снег внизу становится ручьем, затем рекой, морем. Для них нет ни диссонанса, ни конфликта - только звуки величественной симфонии.
   В наше время вошел Ребе.
   Те, кто мог видеть не дальше своих телесных глаз, увидели в Ребе реликт прошлого. Но для незатуманенного взора очевидно, что для Ребе нет прошлого.
   Для иных жизнь в еврейском местечке Европы не имеет никакого отношения к новой жизни в Америке, хасидизм - любопытная милая штука для прошлых веков, но не для современности. Ребе видел сущность жизни, а сущность не переменилась.
   Для других с окончанием времени страданий началась эпоха свободы и довольства. Для Ребе - это просто новый и даже больший пролет лестницы, преодолевающей нашу ограниченность.
 
  -- 161
   Последняя запись Ребе перед поразившим его инсультом сосредоточилась на следующей мысли, копии которой Ребе лично направлял своим хасидам. Это, наверное, вывод - кто мы есть и что должны делать.
   Самопожертвование в свободной стране проникает до мозга костей.
   Я знал мужчин и женщин, которые жертвовали всем, чтобы противостоять религиозным преследованиям большевистского режима. Они приехали в страну свободы и комфорта - и где же их величие?
   Человек, воспитанный в условиях свободы и комфорта, чтит их, идет за ними - но внутри он духовно опустошен. Это не дает ему покоя, искра внутри него вопиет: "Это не то, чего я хотел на самом деле! Я не хочу этого мира! Не хочу никаких миров! Я хочу только Его одного!"
   Это означает раздавить маслину ради ее масла. Масло растекается и проникает в каждую клеточку существа. Цадик зажег его, и теперь все в человеке начинает пылать. И сияет источник света, который нельзя ни погасить, ни затемнить.
   Это свет Мошиаха.
 
  -- 162
   Думают, что отказаться от себя значит заявить:
   "У меня нет мыслей. Нет души. Я только верю и следую, ибо я - ничто".
   Это не отказ от себя, это отрицание истины. Подразумевается, что есть место, где Б-жественности не может быть, а именно: ваш ум и ваша душа.
   Б-г не для того дал вам мозг, чтобы вы им пренебрегали, и личность, чтобы вы ее игнорировали. Это материалы, из которых вы можете выстроить святилище для Него, чтобы дать Б-жественному Присутствию физическое царство.
   Не бегите от самих себя, от того, что Б-г вам доверил. Соедините все свое существо с Источником Бытия. Озарите каждую клеточку светом самоотдачи.
 
  -- 163
   От нашего поколения не требуется великих свершений. Предыдущие поколения все для нас сделали.
   Нам нужно совершить только самую малость - но в более трудное время.
   Для нас самопожертвование означает лишь простую смену привычек.
  -- 164
   Самоотдача не означает для нас требования прыгнуть с моста. Самоотдача - значит отказаться от себя. Отстраниться от "Я хочу", "Мне нужно", "Я думаю то-то и то-то". Даже от "Я есть".
   Самоотдача - это почти беспредельный порыв, превосходящий все добрые дела. Но поскольку мир становится все более материалистичным и все больше искушений в нем появляется, отказ от себя уже не может оставаться таким - почти беспредельным.
 
  -- 165
   Уверенность в себе свойственна ско
   рее всего истинно смиренным людям.
   Моисей был самым смиренным человеком. Тем не менее у него хватило уверенности в себе, чтобы стоять перед могущественнейшим из земных владык, излагать ему свои требования. Он был достаточно уверенным в себе, чтобы предстать перед Б-гом и слушать Его, не теряя самообладания, даже спорить с Ним, когда в этом возникала необходимость.
   Однако он считал себя ничтожным человеком.
   Уверенность Моисея в себе не была самоуверенностью, он осознавал себя лишь орудием Г-спода. А власть Г-спода безгранична.
   Самоуверенность ограниченна. Но если вы верите в Единого, пославшего вас сюда, и делаете то, что должны делать, - уверенность в себе не знает пределов.
 
  -- 166
   Смирение должно быть реальным. Реальное смирение означает преодоление себя.
   Моисей, как уже сказано, был самым смиренным человеком. Он, очевидно, понимал, кто он есть. Понимал, что из всех он избран, чтобы осуществить важнейшее событие истории - вывести целый народ из рабства и повести его к величайшему откровению. Он был выше всех пророков, ибо говорил с Б-гом непосредственно, когда хотел. Все это Моисей знал и оставался смиренным. Он говорил самому себе: "Это не моя заслуга. Это то, что я сделал с помощью силы, которую дал мне Б-г. Возможно, если бы другому была дана такая же сила, он сделал бы и лучше".
 
  -- 167
   Человек - игла Б-га, которой лоскутья Творения сшиваются в единый наряд для славы Г-спода.
   Один конец иглы должен быть твердым и острым, чтобы проникать сквозь испытания. Но другому концу нужна дыра, ничто, через которое идет нить.
   Для мира мы тверды и остры. Но внутри себя мы знаем, что перед Вечностью не представляем собой ничего.
 
  -- 168
   Истинное счастье - это высшая форма самопожертвования. В этом положении не ощущаешь себя счастливым. Истинное счастье - это нечто "вне знания". Вне "себя".
   Тем более, когда приносишь счастье другим.
   ...
   Ощущая себя, не почувствуете радости.
 
  -- 169
   Чувство своей ничтожности не означает, что вы должны позволить себя топтать. В сущности, совсем наоборот. Ощущение ничтожности - это врата к безграничной власти.
   В Зогаре написано:
   Учитель школы в Саду Эдема сказал, что тот, кто мал, велик, но кто велик, тот мал.
   Сделай себя маленьким и станешь больше.
   Не забывай, что ты - ничто, и станешь бесконечным.
   Не важничай и перед самым ничтожным.
   И в результате всего этого окажешься гораздо ближе
   к истине.
 
  -- 170
   Все мы пленники. Но мы сидим на ключах.
   ...
   Ограниченность - наша камера. Вселенная - наша тюрьма. Наш тюремщик - Акт Бытия.
   Ключи к освобождению крепко зажаты в кулаках наших собственных эго.
 
  -- 171
   Первоначальной ошибкой было открытие себя.
   Первые мужчина и женщина в Саду Эдема ели с Древа Познания и поняли, что они существуют. С тех пор самосознание стало причиной всех несчастий.
   Каждое "я", каждое ощущение бытия - это отрицание единства Творца и творения. Это заявление о том, что есть еще нечто, именно "я", и я автономное, независимое от всего этого.
   Цель человечества - достичь положения более высокого, чем у Адама и Евы в Саду, положения, в котором эго в любом смысле не имело бы значения.Эдем находится за Садом, это место - сердцевина бытия, оттуда проистекают все наслаждения... "И река из Эдема течет, чтобы увлажнить Сад".
   И теперь вы понимаете, почему они отведали плод, чтобы начать.
 
  -- 172
   Библейское рабство в Египте представляет собой порабощение своего собственного "я".
   Каждый день, каждый миг должен быть Исходом из своего "я". Если вы не уходите из Египта, вы уже вернулись туда.
 
  -- 173
   Древние философы делили мир на четыре царства, причем каждое превосходило предшествующее:
   Неодушевленное - земля, камни, вода и т. д. - никаким образом не может выйти за свои границы.
   Флора выходит за свои границы благодаря росту.
   Фауна выходит за свои границы, передвигаясь с места на место.
   А человек? Как он выходит за свои границы? Человек выходит за свои пределы с помощью слов. Посредством диалога.
   Лишь человек способен слышать свое "я" ушами другого. Лишь человек способен по-настоящему выйти за границы своего "я".
   ...
   Неодушевленное - это звуки.
   Флора - чувства.
   Фауна - интеллект.
   Человек - диалог.
 
  -- 174
   Сделайте частью своей жизни акт, который выводит вас за границы - помогайте людям, которые не являются вашими родственниками или друзьями, делайте что-нибудь, не соответствующее самоопределению.
   Бегите от самого себя.
 
  -- 175
   Вы когда-нибудь слышали о "святом в шубе"?
   Он сидит в своем доме у печи, полной дров. Но огня не зажигает. Все, кто находятся в доме, дрожат от холода. Кроме него: он в шубе, ему тепло.
   Его спрашивают:
   - Почему ты греешь лишь самого себя? Почему бы тебе не разжечь огонь в печи и не согреть всех остальных?
   - Дело же не в одном доме, - отвечает он. - Весь мир страдает от злого холодного ветра. Вы хотите, чтобы я согрел весь мир?
   Ему говорят, что он не должен согревать весь мир. Может быть, одного человека или двух? Может быть, согреет маленький уголок мира?
   - Такой особе, как я, - возражает он, - неприлично согревать только один уголок.
   Так он сидит в своем холодном темном доме, ему в шубе тепло и уютно.
 
  -- 176
   Б-г сказал Ною, что мир будет уничтожен. Ной спросил, что он должен делать.
   Б-г велел ему построить ковчег, чтобы он мог спасти свою семью и животных всех видов.
   После потопа Ной посмотрел на разрушенный, пустой мир и разрыдался.
   - Милостивый Творец - спрашивал он, продолжая рыдать, - как Ты мог так поступить со Своим твореньем?
   - Теперь ты плачешь? - спросил его Б-г. - Теперь ты жалуешься? Глупый пастух! Где были твои жалобы, когда Я впервые заговорил с тобой об этом? Сказал бы ты тогда, и мы спасли бы мир.
   Ной, праведный человек, был "цадиком в шубе".
 
  -- 177
   Авраам был цадиком другого типа. Когда Б-г сказал ему, что хочет уничтожить Содом и Гоморру, города развращенные и прогнившие насквозь, он возразил:
   - Может быть, там есть праведники! Неужели Судья всей земли будет несправедлив?
   Авраам чувствовал себя ответственным за мир, в котором жил. Если происходит что-то неправильное, нужно это изменить. Даже если это декрет, выражающий волю Б-га.
 
  -- 178
   Моисей считал себя в ответе за тьму, как и за свет. Он требовал справедливости для праведных, но и для грешных тоже.
   Когда через сорок дней после Явления Абсолютного Единого на горе Синай люди прогневали Б-га золотым тельцом, Моисею пришлось признать, что они не правы. При этом он не только просил за них, но и поставил себя в один ряд с ними.
   - Прости их! - требовал он. - А если не простишь, вычеркни и меня из книги, которую Ты написал!
 
  -- 179
   Ребе плакал, когда произносил эти слова:
   Вся жизнь Моисея заключалась в Торе, которую он принес своему народу. Тора была больше, чем учение. Она была им самим, означала, что с ним его Б-г.
   Однако, когда настал час выбирать между Торой и своим народом, он выбрал народ. И готов был разделить с ним свою судьбу.
   Все существо его было Торой, но в глубине своего естества, в самой его сердцевине было единство со своим народом.
 
  -- 180
   Делать добро - не то же самое, что быть любезным.
   Можно весь день быть любезным со множеством людей, но это будет просто услугой самому себе. Пищей для вашего эго.
   Б-г создал мир, где люди нуждаются друг в друге, не для того, чтобы вы были любезны, но чтобы дать вам возможность выйти за границы собственного "я".
   В Торе сказано: "Если ты видишь, что осел твоего врага изнемогает под тяжелым грузом, а тебе не хотелось бы вмешиваться, ты должен помочь ему".
   Когда вы помогаете тем, кто выражает благодарность, когда протягиваете руку тем, кто на вашей стороне, вы - в границах собственного эго и самого себя.
   Помогайте тому, кому вам не хочется помогать. Помогайте ему и научитесь хотеть оказывать ему помощь только потому, что это правильно.
   Вы не сразу почувствуете особое облегчение. Но вам удалось вырваться на свободу.
 
  -- 181
   У всех нас есть ограничения - в конце концов, разве мы не из плоти и крови? Однако приходит время, когда мы должны выйти за свои границы. Вы должны делать больше, чем можете. Правда в том, что у вас душа
   не только животная, но и Б-жья, а Б-жественное не знает границ.
 
  -- 182
   Есть люди, полагающие, что творят добро, пожирая эго других. Тех, кому не могут помочь, и тех, кто не может помочь им самим, и потому нетерпимы. Они не могут работать с другими, ибо их эго не оставляет больше места. И могут работать только для "продолжений" их собственных раздутых личностей, которые показывают, что нуждаются в них, или нужны им.
   Вы любите своего ближнего не ради прославления собственного эго. Приходя на помощь своему брату или сестре, оставьте собственное "я" позади себя. Любите самоотверженно.
 
  -- 183
   Когда вы легко идете по избранному пути, трудно понять, искренни ли ваши мотивы.
   Когда же вы наталкиваетесь на путь, где делают добро, и видите, что этот путь возмущает каждую частицу вашей плоти и каждую клеточку вашего мозга, когда вам хочется одного - убежать, спрятаться от этого пути, тогда идите по нему.
   Тогда вы узнаете, что ваши мотивы искренни.
 
  -- 184
   По правде говоря, мир, сам по себе, это место изгнания и плена.
 
   Даже если человек стоит во весь рост на высочайшей вершине, видит все, что можно видеть, понимает все, что можно понять, достигает Крайнего Единства и Пустота остается позади - в конечном счете он по-прежнему стоит на почве, куда его поставили ноги; глаза его не видят дальше своих зрачков, мозг понимает лишь то, что может понять, и достигает лишь достигаемого - человек остается в пределах своего "я".
   И, как доказательство, - он остается в состоянии, при котором Б-г находится наверху, земля - внизу, и оба не могут сойтись.
   Единственное освобождение человека, единственное освобождение мира происходит, когда Единственный Наверху обращается вниз, указывая нам:
   - Делайте это. Делая, вы соединяетесь со Мной.
   И тогда нет ни низа, ни верха. Есть только Единственный.
 
  -- 185
   Человек самостоятельно не может подняться выше собственного эго. Не может он выпрыгнуть из своей кожи, поднять себя за волосы. Все, что им достигнуто, привязано к его эго. Все, что ему удается понять, определено его субъективной проницательностью. Он - пленник существования.
   Но Б-г бросает человеку веревку. Дает ему работу, выполнить которую он не в состоянии, и способность измерять, уносящую его прочь от пустоты субъективной вселенной.
   Все, что требуется, - это желание воспарить.
   Все мы пленники. Но сидим мы на ключах.
 
  -- 186
   Свет души нисходит, чтобы облечься вашей плотью и кровью. Ядро души остается наверху. Оба по-прежнему как-то обручены.
   Тора сочетает их. Когда вы всем своим существом бросаетесь в глубины мира Торы, размышляя, пока он не проникнет до мозга костей -
   Тогда цепь размыкается, и Верх с Низом соединяются.
 
   ***
   Изучая Тору и следуя ее законам, человек выходит за пределы сути сотворенного и входит в безграничное царство Создателя.
 


Рецензии