Обретение неба на земле. Мысли Ребе. 2

 -- 44
   Б-г - не нечто в Высшем мире, чего нельзя достичь. Он не из эфира, который нельзя потрогать.
   Б-г - "Тот, Который Есть" - Он здесь сейчас, везде, во всякой вещи и во всех мирах, в том числе и там, где мы живем.
   Вы не видите Его только потому, что Он хочет, чтобы вы Его искали.
 
  -- 45
   Жизнь - это игра в прятки. Б-г прячется, а мы ищем.
   ...
   Родители играют в прятки со своими детьми, в этом заложен принципиальный аспект развития ребенка. Он должен понять, что нечто существует, даже когда он его не видит, что мир не ограничен его субъективным восприятием, что есть нечто, абсолютно существующее - независимо от того, знаете вы это или нет.
   Всю нашу жизнь во всем мире Б-г играет с людьми в одну и ту же игру. Он открывается в чудесах, затем прячется за спину Природы. Постепенно мы начинаем вглядываться в Природу, чтобы в ней найти Его.
 
  -- 46
   Чудо Хануки в том, что масло, которому следовало бы гореть один день, горело восемь дней.
   Одни говорят: "Масло сгорало, но чудесным образом появлялось на следующий день".
   Другие говорят: "Масло в реальности не горело. Чудом было пламя".
   Теорий много...
   Почему мы хотим ограничить Б-га нашей логикой? Ведь можно сказать и так: "Пламя исходило от горящего масла, но масло не сгорало!"
   ...
   Б-г может все. Даже, как говорится, продеть слона в ушко иголки. Как? Сделать слона маленьким? Или расширить ушко иголки? Ни того, ни другого. Слон останется большим, а ушко иголки маленьким. И Он проденет слона в ушко иголки. Нелогично? Конечно, но ведь логика не что иное, как одно из Его творений. Кто создал логику, тот вправе и пренебречь ею.
   ...
   Когда мир был создан, появилось два света: свет бескрайней энергии, заряжающий все вещи и дающий им бытие, но превосходящий их и не задерживающийся в них; свет, проникающий в вещи, оживляющий их, но ограничиваемый ими и тускнеющий из-за них.
   Первый свет - полное выражение того, что "нет ничего, кроме Него". И именно от Него исходят чудеса, события, лишающие мир всякого значения.
   Второй свет - выражение того, что Б-г желает, чтобы мир существовал, и в этом природа естественного хода событий: элементы мира ведут себя так, будто управляются сами собой.
   Но Б-г не хочет, чтобы в мире существовали две силы - сила-Природа и сверхъестественный ход событий. И два света управляются Им в гармонии, показывая, что оба они происходят из одного Источника.
   Как Он это делает? Притупляет чудеса, чтобы они отвечали естественному порядку? Или изменяет природу вещей, чтобы они смирились с чудом? Ни то, ни другое. Естественный порядок подчиняется своим законам, вещи остаются теми же. Но чудеса высшего порядка совершаются. Слон входит в ушко иголки, бесконечное - в конечное.
   Невозможно? Посадите росток и наблюдайте за тем, как он растет. Сейте добрые дела и созерцайте чудеса, которые за этим последуют.
 
  -- 47
   Видеть, как вода превращается в кровь, как расступаются воды моря, а волны встают двумя стенами, как Иеошуа бен Нун заставляет солнце остановиться, как законы природы полностью отменяются...
   Значило видеть бесконечные силы, не оставляющие места для нашего конечного мира.
   Видеть сотворенные Б-гом чудеса через призму природы в нашей повседневной жизни значит видеть, что бесконечное умещается в конечном. Стало быть, Он поистине и конечен, и бесконечен.
 
  -- 48
   Существуют два типа чудес: те, что вне природы, и "облаченные" в природу. Превращение вод Нила в кровь - чудо вне природы. Победа Маккавеев над греческим войском "одета" в природу - они должны были сражаться, чтобы победить.
   Оба типа чудес необходимы.
   Если бы нам пришлось видеть лишь чудеса вне природы, мы решили бы, что Б-г может сделать все, что захочет, но для этого Он должен нарушить законы. Мы решили бы, что Б-г вне природы, а не в ней.
   Наблюдая только чудеса, облаченные в природу, мы пришли бы к выводу, что Б-г - Хозяин всего происходящего в природе, но ограничен ею.
   И мы знаем: Б-г и внутри, и вне природы одновременно. И нет ничего, кроме Него.
 
  -- 49
   Чудеса бывают явными, ломающими законы природы, словно те ничего не значат; такие чудеса и глупец увидит.
   Есть чудеса, требующие некоторого размышления, чтобы понять: да, произошло нечто необычное. Но бывают чудеса настолько великие, настолько невероятные, что их постигает только Б-г. Такие чудеса творятся постоянно, каждое мгновение.
 
  -- 50
   Мир непредсказуем. Детерминизм, учение о закономерности и причинной обусловленности всех событий и явлений, есть не что иное, как искусственный пережиток XIX века. Все, что мы можем сказать, - существуют некоторые не слишком строгие правила, по которым Б-г обычно играет.
  -- 51
   Падение коммунистических режимов в Восточной Европе - род чудес, не имеющих прецедента в истории. Никогда еще подобные социальные перемены, касающиеся такого количества людей, не происходили практически бескровно.
   Происходившее в недавнем прошлом в Ираке также относится к несомненным чудесам. Те самые "скады", ракеты, от которых погибло бесчисленное количество иракцев, беспомощно падали на Святую землю. Солдаты и офицеры союзников видели в своей победе явное чудо.
   Другие чудеса требуют размышлений, результатом которых станет понимание, что это чудеса, что произошло нечто помимо законов природы. Но, по крайней мере, открытые чудеса следует видеть.
   А люди еще спрашивают: "Где сегодня чудеса?"
 
  -- 52
   Веди жизнь выше ограничений природы, и Б-г позаботится о чудесах.
   ...
   Для глупца все, что невозможно объяснить, не существует. Мудрец знает - и существующее нельзя объяснить.
 
  -- ВЕСЬ МИР - МОЙ УЧИТЕЛЬ
   Баал-Шем-Тов учит, что из всего происходящего вокруг нас, всего увиденного или услышанного нами следует извлечь урок - как мы должны служить Б-гу.
 
  -- 53
   Знаменитый праведник рабби Зуся из Аниполя научился у вора семи вещам:
   1. Вор делает все тихо. И Зуся не выставляет напоказ свои достижения.
   2. Вор направляет все свои силы на достижение той цели, которую он себе сейчас наметил. Зуся поступает так же для того, чтобы помочь ближнему.
   3. Каждая мелочь, предусмотренная вором, кажется ему важной. И Зуся никогда не упускал возможности сделать самое маленькое доброе дело или извлечь урок из самых мелких событий вокруг.
   4. Вор тратит много сил для достижения цели. И Зуся учился, молился и погружался помыслами в
   Б-жественность столь же упорно.
   5. Вор не делает ничего лишнего. И Зуся никогда не тратил время зря.
   6. Вор - оптимист и верит в удачу. И Зуся знает, что все будет хорошо.
   7. Если первая попытка не удалась, вор пробует снова и снова, пока не добьется результата. И Зуся никогда не отступится от задач, поставленных перед ним Торой.
 
  -- 54
   Даже из самых ужасных событий мы можем извлечь важные уроки. Угроза атомного разрушения учит нас тому, как можно улучшить этот мир.
   1. Для этого не нужны большие армии.
   2. Хватает даже одного простого действия.
   3. Не обязательно понимать, как это происходит, просто надо нажать на кнопку.
   4. Не важно, кто нажмет, важно нажать на правильную кнопку.
   5. Самое малое приносит величайшие перемены.
   6. Во всем всегда таится великая мощь, следует только проявить ее.
   7. Исходя из того, что именно в наше время все это открыто, для нас это особенно важно.
 
  -- 55
   Запуск "Аполлона", программы полетов американских космических кораблей на Луну, дважды откладывали из-за мелочей. Ребе тогда заметил:
   - Чем важнее дело, тем важнее детали. В том числе и самое важное дело - цель Творения.
 
  -- 56
   Предположим, что вы астронавт и находитесь далеко от Земли в длительной экспедиции. Вам надоели постоянные помехи, с которыми передаются инструкции с базы. И вы без сожалений выключаете радио. Отдыхаете, наслаждаетесь видом из иллюминатора, расслабляетесь, наполняетесь благоговением. А время идет...
   Но вдруг вы понимаете, что больше не знаете, где находитесь. Не знаете, как попасть туда, где вам надо быть. Вспоминаете, что перед вами стоит задача, но уже точно не знаете, в чем она состоит. Вас охватывает паника.
   Наконец вы вспоминаете о радио, включаете его и кричите в микрофон, вызывая базу. Слышится слабый ответ. Слаще звука вы никогда не слыхали. Теперь вы можете вернуться на курс.
   Все мы - астронавты. Более 33 веков назад мы отправились с горы Синай, окрыленные задачей и планом. Все, что сейчас нам требуется, это связаться с базой.
 
  -- 57
   В 1976 году, оставив за собой множество тяжб, умер мультимиллионер, эксцентричный затворник Говард Хьюз. Ребе сказал о нем следующее:
   - Он не доверял никому, считая, что всем нужны только его деньги. Последние двадцать лет он прятался от мира, лишив себя друзей и каких-либо радостей жизни. У этого человека было все, и все это держало его в заключении. Все мы подобны ему. У нас ключи от нашей свободы, а мы используем их для того, чтобы запереться".
 
  -- 58
   Мой тесть профессор Авраам Поличенко преподавал кибернетику в Аргентине и компьютеризировал эту страну в 60-е годы. В то же время он совершил главный поворот в своей жизни: из истового сиониста с отвращением ко всему религиозному он превратился в пылкого хасида, интересующегося каббалой.
   Ему посчастливилось провести несколько долгих бесед с Ребе. В одной из них речь зашла о компьютерах. Любопытно, что Ребе в те далекие, 60-е годы высказывал точку зрения, очень похожую на идею конвергенции, получившую распространение лишь в 90-х годах.
   Что нового в компьютере? Заходишь в комнату, видишь знакомые предметы: пишущую машинку, магнитофон, телевизор и, конечно, калькулятор. Все это не ново, но предположим, что их связывают невидимые кабели и они начинают работать вместе. Некая технология заставляет их говорить на одном языке, тем самым преображая их из обыкновенных машин в единый мощный компьютер.
   Теперь всмотримся в нашу жизнь. Ты молишься, зарабатываешь деньги, питаешься, ходишь - каждое действие существует как бы само по себе, не связано с остальными. Мешанина фрагментов.
   Это касается и человеческой души - наш ум смотрит в одном направлении, сердце чувствует нечто другое, а то, что мы делаем, часто не имеет отношения ни к первому, ни ко второму.
   Вернемся к компьютеру. Возьмем на вооружение эту технологию и приложим ее к повседневной жизни. Найдите то общее, в чем эти фрагменты могут сойтись, выпустив таким образом скрытую в них мощь.
   Если ты просыпаешься утром и отдаешь себе отчет в том, что создан и помещен сюда с определенной целью, что все окружающее тебя в этой жизни имеет прямое отношение к указанной цели, то все фрагменты сойдутся в единое органичное целое.
 
  -- 59
   В первый вечер Хануки перед нами стоят восемь подсвечников, но зажигаем мы только одну свечу. Завтра мы зажжем две и в конце концов все восемь. Вся ханукия будет зажжена. Из этого следует двойной урок:
   1. Всегда растите. Всегда находитесь в движении. Совершив сегодня одно доброе дело, завтра совершите два.
   2. Идите по жизни поступенно. Темпом, который вам под силу. Не ждите, что завтра станете праведником, но и не считайте, что сегодняшний шаг уже привел вас к точке назначения.
 
  -- 60
   Почему мы празднуем день рождения? Во чреве матери было тепло, уютно, о нас заботились. Наши мудрецы утверждают, что ангел учил нас там Торе.
   Потом, выйдя оттуда, вы испытываете мучения, тревогу. Мир оказался холодным, жестоким. Сам акт жизни стал борьбой. Вы заплакали.
   И все же каждый год вы празднуете день рождения.
   Потому что это день, когда вы обрели свое существо.
   Вы больше не часть кого-то, вы - активная сила в мире.
   Поэтому празднуйте день рождения и найдите в этот день время задуматься: что я дал миру такого, чего мир не дал мне. Действительно ли я рожден?
 
  -- 61
   Лазерный луч:
   Люди неправильно представляют себе ограничение. По их мнению, если ограничить себя в еде, исключив что-то из своего рациона, ограничить свое время длительностью работы, размышлений или молитв, ограничить себя в том, что мы носим и куда идем, - все эти ограничения могут задушить какое-либо проявление вдохновения.
   Правда же в том, что без каких-либо ограничений вдохновение очень быстро рассеется. Сфокусируйте свой свет, как лазер концентрирует энергию в мощном луче, и желаемое будет достигнуто. Вдохновение будет сохраняться.
 
  -- 62
   Электричество - это скрытая сила в Творении. Оно не постижимо ни одним из пяти чувств, мы узнаем о нем лишь по его эффектам и следствиям. Но именно от него мы получаем мощный свет и силу.
   Электричество - чудесная аналогия к мистическим хасидским идеям.
 
  -- 63
   Астрономы обнаружили, что не все звезды сияют. Существуют звезды чудовищной плотности, которые не излучают света, а вбирают его в себя. Их называют черными дырами.
   Во вселенной уже достаточно черных дыр. Если в тебе есть свет, освети окружающий мир.
 
  -- 64
   Тело дано не для того, чтобы приходить от него в ужас и отвергать его. Напротив, тело - это светозащитные очки души. Без тела душа способна видеть Б-жественность лишь в абстрактном, эфирном образе. Тело же позволяет душе смотреть прямо в лицо Б-жественности в осязаемой, конкретной форме.
   ***
   Странно. Мы сравниваем Высшее Существо с властелином, приводим притчи о принцах, бриллиантах, птицах, конях... но какое отношение все это имеет к абстрактным предметам, которые они призваны представлять? Ребе объясняет:
   - Мы и все, что мы видим вокруг себя, есть лишь отражение того, что наверху. Земной властелин отражает идею высшего Царства. Сладость плода отражает сладость Высшей Мудрости. Форма человеческого тела есть отражение внутренней структуры космоса, так что каждый член и орган тела соответствуют какой-либо Б-жественной силе.
   Каждый из этих аспектов исходит из Б-жественного источника в материальный мир, чтобы принять материальную форму, с единственной целью: дать нам осознать Б-жественные идеи, из которых он происходит. Даже изобретения, возникшие только в наше время, ждали, чтобы их открыли и с помощью этого познали Б-жественный источник и значение каждого из них.
 
  -- СТРОИТЬ ЖИЗНЬ
 
   В 75 лет после серьезного сердечного приступа Ребе, как и следовало ожидать от праведника, вернулся из "бездны" к своим ученикам с новыми, сверкающими алмазами учения. Удивительно, что это были алмазы не из непосредственного мира Ребе - мира размышлений, учебы и молитвы, а в мире, в котором человек, выжимая из него деньги, борется за то, чтобы сохранить духовность.
 
  -- 65
   Когда мощные воды покрывают вас с головой, гася пламя, горящее внутри...
   Когда ревущие потоки смятения тащат вас за собой, отрывая от Жизни...
   Смотрите глубже, дальше души.
   Сама душа, как и пламя в ней, коренится в тонком Мире Б-жьего Излучения, мире спокойствия и высшей гармонии.
   А волнения нашего мира коренятся даже еще дальше, происходя из Мира Беспорядка, из света неукрощенного и неограниченного, существующего до упорядоченного излучения.
   "...земля была пуста и нестройна, и тьма над бездною..."
   Вот и нужно копать глубже этих корней, чтобы найти угли, из которых поднялось пламя, и кремень, от удара об который вышла искра. Глубже, пока не достигнешь первичной сущности души, глубже Излучения, глубже Света, даже глубже ничем не ограниченного света "претворения". Где нет ничего, кроме семени - мысли, вызвавшей все, что было, есть и будет.
   Что же это за мысль? Мысль о вас, здесь и сейчас, о вашей борьбе с этим миром и чудесном вкусе победы.
   И поскольку у этой мысли нет ни прошлого, ни будущего, вы в ней уже победили.
   Осталось только осуществить это.
 
   Те, кто просили у Ребе совета, касающегося карьеры, осознали, что Ребе жил вместе с ними, с их борьбой. Но почему Ребе готов был жить, пусть даже косвенно, в мире лжи и откровенного материализма?
   Потому что при сотворении мира самые яркие искры света падали в низменнейшие места. И в крайне разобщенном мире, мире денег и борьбы за существование, Ребе не находил никакой двойственности, ничего отделенного от Б-га - существует лишь великая цель, залежи алмазов, никем не обнаруженных, которые следует найти.
 
  -- 66
   В священной книге "Зогар" написано, что те, кто в данный момент не испытывает нужды и беспокоится о будущем, вовсе не практичны, их мысли направлены в неверном направлении.
   Каждый день Всевышний кормит вас из щедрой раскрытой руки. Все, что делаете вы на пути к этому, бухгалтерия, счета, реклама, - лишь облачко между Его дающей рукой и вашей душой, нечто связующее, не имеющее реальной сущности, интерфейс, изгибаемый Им по прихоти.
   Коль скоро это так, если Он снабжает вас всем необходимым и даже сверх того постоянно, стоит ли волноваться о том, будете ли вы обеспечены завтра? Неужели что-то может стать на Его пути? Или Его возможности могут истощиться?
   Не следует концентрировать свое внимание на ограниченных каналах своего благосостояния, устремите свой взор на бесконечный Источник Даров, у которого множество каналов.
 
  -- 67
   Мы зарабатываем деньги именно для того, чтобы заново связать все разделенные фрагменты с их Творцом. И залог успеха - в отношении к этому.
   Если вы считаете себя жертвой обстоятельств, конкуренции, рынков сбыта, моды, полагаете, что судьба вашего пропитания в руках других смертных...
   ...ваш мир по-прежнему остается в чем-то отделенным от вашего Б-га.
   Когда же вы уверены, что Он всегда с вами во всем, что бы вы ни делали, что ваша судьба в ваших руках, в ваших добрых поступках...
   ...ваша земля связана с небесами, где есть все, и все это будет в вашем мире.
 
  -- 68
   Общий взгляд на то, что следует делать для процветания, неверен. Люди думают, что карьера - это создание жизни. Но карьера ничего не создает. Все, что мы получаем, зарождено наверху, в духовном мире. Наше дело - создать канал, по которому это попадет в материальный мир.
 
  -- 69
   Любое дело похоже на работу портного - шитье одежды для благословения, адресованного нам.
   Невозможно изменить размер благословения, изготавливая одежду попросторнее, - они могут в ней просто улетучиться. Но одежда не должна быть и слишком малой. В этом и заключен замысел: чудеса и благословения не могут явиться миру нагими, они должны быть одеты, как это принято в материальном мире. Мы - лишь портные.
  -- 70
   Находясь в египетском плену, Иосиф знал, что оказался там не случайно и придет час, когда он будет освобожден. Это со временем и произошло.
   Когда Иосиф истолковал как благоприятный сон начальника виночерпиев царя египетского, предсказал ему возвращение через три дня на его высокую должность, он просил виночерпия о милости - рассказать о нем, Иосифе, фараону.
   Сон виночерпия действительно сбылся, он вскоре был выпущен из тюрьмы, где томился вместе с Иосифом, но вспомнил о нем только через два года, когда потребовалось истолковать вещие сны самого фараона.
   Мудрецы считают, что, надейся Иосиф не на египтянина, а только на Б-га, он был бы освобожден на два года раньше.
   Нет никого, ничего, никакого плана, который влияет на вашу судьбу. Есть лишь поток благословений Свыше.
   Конечно, этот поток одет в осязаемую форму - хорошо оплачиваемую, престижную работу, удачную клиентуру, новые рынки, хорошие связи, но надо помнить, что все это лишь каналы, а не источник. Если положиться только на них, они рассыплются в ваших руках.
   Положитесь на Источник Жизни.
 
  -- 71
   Будьте праведны, и "Г-сподь благословит вас во всем, что вы делаете". Сказано, что вы должны делать.
   Подразумевается, что мы должны работать в материальном мире. Благодаря этому мир освещается и духовное входит в повседневность. Достигается это только посредством того, что духовные люди работают с повседневным миром.
 
  -- 72
   Зарабатывать на жизнь - добро. Б-гу угодно, чтобы мы были вовлечены в материальный мир с целью сделать его духовным.
   А вот что не добро - это быть встревоженным материальными заботами.
   Не дайте своему внутреннему "я" оказаться вовлеченным в материальные заботы, сберегите его для выполнения вашего предназначения в жизни. Накопление капитала не есть ваше предназначение.
   ***
   Будьте в, но оставайтесь над.
 
 
  -- 73
   В море свирепствует буря, чудовищные волны, бьющиеся о берег, уносят с собой все, оставляя после себя опустошение.
   Море - это мир, где "строят жизнь". Волны - стресс и тревога нерешительности, незнание, куда повернуть, на что рассчитывать, рывки вверх и вниз, в холод и в жар, вперед и назад.
   Поступите подобно Ноаху - постройте себе ковчег. Ковчег, по-еврейски "тейва", что означает также "слово". Вашим ковчегом должны стать слова Торы и молитвы. Войдите в свой ковчег и дайте водам поднять вас, не допустите, чтобы они затянули вас на дно вместе со всем, что вам принадлежит.
 
  -- 74
   Каждое слово Торы - это рассказ о вашей жизни во всех ее моментах.
   Сначала Ноаху было указано войти в ковчег, затем выйти из него, вступить в новый мир.
   Вом следует сделать то же самое: войти в свой ковчег, потом покинуть его и вступить в новый мир. Если ковчег настоящий, мир, в который вы вступите, будет уже не тем, который вы покинули.
 
  -- 75
   Река, по которой вы плывете, в определенной мере неуправляема. Это неизбежное свойство всякой реки, по которой человеку суждено плыть.
   Перед каждым из нас стоит выбор, как рассматривать эту неуправляемость. Можно тревожиться по поводу того, где нам предстоит оказаться, на кого там можно будет опереться, как с нами будут себя вести и как будем вести себя мы...
   Можно стать выше этого, как поступал великий талмудист из Рогачева. Праведник однажды признался, что для него суббота - труднейший день недели. В будни, когда тысячи теорий одной-единственной страницы Талмуда будоражат его мозг, он может укротить их, взяв в руки перо. В Субботу же писать не станешь.
   У каждого своя неуправляемость. Решите, в каком мире будет ваша.
 
  -- 76
   Водам не дано потопить душу. Они могут лишь поднять ее над собой - на самом деле они для этого и созданы.
 
  -- 77
   Размышление для тех, к
   то оказался в трудном положении.
   Мир создан Добром. Высшее добро для Человека - не чувствовать себя пристыженным, чувствовать себя партнером Б-га в выполнении Б-жественного Плана. Дармовой хлеб для нас - хлеб позора, так устроен Человек.
   Именно поэтому без труда ничего хорошего не получается. И по количеству вложенного труда можно определить, каким окажется урожай, который мы рассчитываем получить..
 
  -- 78
   Депрессия, тревога, пессимизм вредят каналам благословения Свыше.
   В Зогаре сказано: "Существует нижний мир - наш мир, и есть мир высший. Нижний мир постоянно принимает от высшего, но принимает он точно в соответствии со своим положением. Если нижний мир преисполнен яркой радости, ему дается просветление и сверху. Погруженный в депрессию, тревогу, он подвергается строгому осуждению. Поэтому "служите Б-гу в радости", и радость Человека приводит другую радость - свыше".
 
  -- 79
   Следует не тревожиться, а решать, как действовать. Если у вас нет соответствующего опыта, спросите совета у тех, кто его имеет: у отца, учителя, другого знающего человека - кого-то надежного, кому не безразличен ваш духовный путь.
   Решив, что делать, действуйте и доверьтесь Б-гу - если вы убеждены, что делаете правильно, Он непременно позаботится о том, чтобы все у вас шло хорошо.
 
  -- 80
   Если что-то у вас не получается, не тревожьтесь, положитесь на Б-га. Даже в случае неудачи вследствие вашей ошибки положитесь на Него, верьте, что все к лучшему, сохраняйте спокойствие.
   При виде того, как вы Ему доверяете, Он обязательно исправит дело.
 
 


Рецензии