Реферат1421
«СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
Новосибирск – 2021
;
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 5
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13
;
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономические преобразования в Российской Федерации последнего десятилетия, определяющие смену образовательных и научных парадигм, закономерно привели к переосмыслению роли и функций физической культуры студентов как здоровье сберегающей системы, способствующей формированию человеческого потенциала студенческой молодежи.
Функции физической культуры в новых условиях выходят за традиционные рамки формирования физических качеств и обучения двигательным действиям, становясь социальным фактором воспроизводства одного из элементов производительных сил - трудовых ресурсов. Ее социокультурная структура является самоорганизующейся в рамках целого образуемого обществом и средой функционирования, возникает и развивается в зависимости от целого комплекса компонентов условий жизнедеятельности. Эти условия, как показывает практика, могут быть не только стабилизирующими и развивающими, но и разрушающими основы физкультурно-спортивной деятельности студентов [1].
Забота о развитии физкультуры и спорта является важнейшей составляющей социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора [2].
Во второй статье Федерального закона "О физической культуре и спорте в РФ" физическая культура определяется как одна из важнейших составляющих социальной инфраструктуры - "составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности" [1].
Таким образом, она перестает быть лишь сферой обслуживания других отраслей хозяйства и определяет новые формы общественной жизни, обеспечивая становление общности людей, адекватных своей истории и культуре, реализует функцию развития способностей человека, оказывая существенное влияние на качество человеческого капитала, и обуславливает рост общественной производительности труда. Возрастание роли физической культуры в экономическом секторе обусловлено ее организационными особенностями как сферы занятости и образовательной отрасли, имеющей свою инфраструктуру.
С экономической точки зрения эффект от развития сферы физической культуры обусловлен повышением спроса на производство спортивных товаров (оборудования) и физкультурно-спортивных услуг. Ее экономическая привлекательность обусловлена сравнительно небольшими стартовыми инвестициями, высоким уровнем рентабельности и минимальным сроком окупаемости затрат [1].
Из-за своих особенностей спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом и рассматриваются как один из самых важных механизмов формирования подобных мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматривается как спортивно-патриотическое воспитание [2].
;
СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Социальное значение физической культуры заключается в воспроизводстве физических ресурсов общества, рациональном использовании свободного времени, обеспечении занятости населения. В связи с этим она имеет социокультурную специфику, включающую корпоративный логотип, практически неизменный на протяжении многих лет устойчивый позитивный имидж служения общественным интересам. Идеология ее государственного регулирования находит отражение в устранении противоречий и декларативных норм в законодательстве федерального и регионального уровней. Ее совершенствование предусматривает внесение поправок в новую версию Федерального закона "О физической культуре и спорте в РФ", направленных на:
Государственный заказ, определяющий полномочия и конкурсные условия в реализации государственных кредитных программ, предоставлении льготных и безвозмездных субсидий на развитие инфраструктуры физической культуры;
1. Совершенствование правовых основ развития физической культуры, обеспечивающих условия для развития предпринимательства, спонсорства и спортивного фандрейзинга;
2. Консультирование по определению прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц в области физической культуры;
3. Координацию работы и разграничение полномочий государственных, общественных и коммерческих органов управления, обеспечивающие конституционные гарантии доступности физической культуры для учащейся молодежи [1].
Следствием отсутствия научно обоснованных критериев и норм размещения государственного заказа на физическую культуру на фоне неустойчивого функционирования экономики, налоговой политики, регулирующих предпринимательскую и инвестиционную деятельность, стало нерациональное использование имеющихся ресурсов и стимулов, аберрация функциональной составляющей ее статуса, в целом предопределивших ее кризисное состояние. На практике это привело к снижению качества учебного процесса, свертыванию в ряде вузов спортивной работы, разрушению имеющейся инфраструктуры и сокращению преподавательского состава. Несмотря на принятые в последние годы юридические акты, Государственную программу РФ "Здоровье нации", утвержденную решением правительства № 13-127 от 7.12.1999 г.; Концепцию охраны здоровья населения РФ на период до 2005 г.; приказ Минобразования РФ "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации" № 2715/227; комплексную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в С.-Петербурге на 2003 - 2006 гг.", острота проблемы требует оперативного проведения разнообразных по масштабам и сложности социально-экономических, правовых и организационных реформ, внедрения эффективных программ и проектов ее антикризисного развития [3].
Очевидно, что совершенствование правовой базы, связанное с упорядочением отраслевых нормативных актов, является основой социально-экономического механизма, обеспечивающего эффективное развитие отрасли, модернизацию ее инфраструктуры и содержания учебно-воспитательного процесса.
Размещение государственного заказа и соответствующее финансирование физической культуры на федеральном, территориальном и отраслевом уровнях в единстве с рыночными механизмами развития, несомненно, обеспечат реализацию не только ее традиционных материально-преобразующих, профессионально -прикладных и воспитательных функций, но и урегулированных правовыми нормами корпоративных функций, характерных для молодежной субкультуры:
1. Адаптивную, обеспечивающую оперативность приспособления физической культуры к динамично меняющимся условиям;
2. Интегративную, связанную с повышением креативности учебно-воспитательного процесса путем усиления взаимосвязи социально-экономического, когнитивного и творческого процессов;
3. Ценностно-ориентирующую, определяющую личностный смысл физкультурно-спортивной деятельности путем оптимизации субъектно-объектных связей;
4. Программирующую, обеспечивающую культурную преемственность высшей школы в реализации физкультурных традиций;
5. Дифференцирующую, определяющую целевой отбор педагогических средств, методов и организационных форм физической культуры;
6. Консолидирующую, объединяющую студентов по формам и внутренним мотивам физкультурно-спортивной деятельности при реализации воспитательных целей [4].
Несмотря на Приказ Минобразования РФ № 1025 "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования", обязывающего ректоров вузов обеспечить организацию процесса физического воспитания в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами и предусмотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям высшего образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделение 408 ч на дисциплину "физическая культура", в большинстве вузов Санкт-Петербурга вместо требуемых Всероссийской базисной учебной программой 8 семестров физическая культура преподается только 4 семестра, отсутствует лекционный курс и методико-практические занятия, зачастую учебная работа подменяется проведением различных соревнований и массовых мероприятий.
В результате этого, когда эволюционно сложившаяся репродуктивная система физкультурного образования стала фактором, не только снижающим социально -психологические риски, но и генерирующим их, в формировании культурного потенциала студентов обострились противоречия, связанные с переоценкой традиционных для российской ментальности духовных и социокультурных ценностей. С одной стороны, благодаря достижениям НТР, интенсификации активности студентов существенно возрастают темпы их социализации, обусловленные повышением их самосознания, активизацией творческого, созидательного потенциала. С другой стороны, нарастающая интенсификация антропогенного и техногенного воздействия на среду их обитания, необходимость сочетания напряженной учебной деятельности с работой привели к чрезмерному нарастанию психофизического напряжения, требующего мобилизации резервных возможностей их организма [1].
;
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Физическая культура представляет собой неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает особое место в учебе, работе людей.
Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.
Физическое состояние людей зависит от многих параметров, в первую очередь, естественных, а также социально определенных. Физическое развитие человека представляет собой социально управляемый процесс. Применяя физические упражнения в режиме труда и отдыха, можно в широком диапазоне изменять показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности.
С возрастом потребность в двигательной активности не падает, но претерпевает противоречивые изменения. В основном, снижается интерес к ее первичным формам. Одновременно, глубже осознается личная необходимость поддержания физического состояния и здоровья.
С этой целью подбираются средства, которые очень часто не совпадают с предыдущим личным опытом занятий физическими упражнениями и спортом в детстве и юности. Это достигается только за счет накопленного багажа знаний и опыта в отношении физкультуры.
Важнейшей специфической функцией физкультуры в целом является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности [2].
Функции социализации личности проявляются в процессе реализации ее потребностей в физическом и духовном развитии. Физическая культура представляет возможности для привлечения людей к общественной жизни, формирования у занимающихся опыта социальных отношений, общения.
Функции социальной интеграции физкультуры проявляются в объединении людей в определенные организации на основе общности интересов и совместной деятельности. Особенно ярко это проявляется в спорте.
Социальная система спорта имеет еще одно очень важное направление - детский и юношеский спорт. Именно в этом направлении проводят свою профессиональную деятельность специалисты.
Физическая культура является важным средством повышения социальной и трудовой активности людей, удовлетворения их моральных, эстетических и творческих запросов, жизненно важной потребности взаимного общения, развития дружеских отношений между народами и укрепления мира.
Спорт является органической частью физической культуры, особой сферой выявления и унифицированного сравнения достижения людей в определенных 3 видах физических упражнений интеллектуального и других видов подготовки путем соревновательной деятельности.
Социальная ценность спорта определяется его действующим стимулирующим влиянием на распространение физической культуры среди различных слоев населения.
Как социальной системе большой сложности спорта присущи такие качества: целостность, целеустремленность, динамичность, сложность и иерархичность, особенность управления, способность к самоорганизации, делимость, относительная изолированность.
В совокупности материальных ценностей спорта следует отнести те же виды спорта, их постоянное развитие на протяжении всей истории человечества; спортивное оборудование и новейшую технологию их производства; спортивные сооружения, архитектуру, и технологию их строительства; научное, медицинское оборудование и аппаратуру и даже спортивную моду [2].
Современные исследования показывают, что у людей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, производительность труда выше, чем у тех, кто спортом не занимается. Кроме того, текучесть кадров среди активных спортсменов значительно ниже, чем у их сверстников. Это же касается трудовой дисциплины. Такие факторы благоприятно сказываются на производительности труда и производстве в целом.
Спорт не только повышает качество производительных сил общества, но и как средство социально-экономического укрепления страны проявляется во многих других сферах человеческой деятельности. Например, положительно влияя на состояние здоровья человека, спорт способствует приросту ценного из всех богатств – дееспособного населения, что, в свою очередь, увеличивает благосостояние самой страны. Рассматривая этот аспект влияния на экономику, необходимо отметить, что здесь важно, прежде всего, физическое воспитание и массовый спорт. Основная их цель оздоровления населения и поддержка его репродуктивных возможностей.
Привлечение людей к спорту, особенно молодежи, дает также возможность снизить криминогенность социальной обстановки в обществе, что также влияет на улучшение экономической ситуации в стране. Это проявляется в уменьшении государственных расходов на обеспечение общественного порядка, сокращение количества лиц, имеющих наркотическую и алкогольную зависимость, а также в повышении востребованности услуг в сфере спорта и спортивного сервиса
Таким образом, физическая культура и спорт не только развивают тело человека и способствуют нормальной жизнедеятельности, но также оказывают влияние на успешной формирование личности, которая впоследствии станет важной частью социума и отвергнет все асоциальные порывы [2].
;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физическая культура представляет собой органическую часть общечеловеческой культуры. Ее особая самостоятельная область и одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека.
Основные показатели состояния физкультуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень применения физкультуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и прочее [2].
На сегодняшний день объем передвижений в течение дня сведен к минимуму. Автоматизация, электроника и робототехника на производстве, автомобили, лифт, стиральные машины в быту настолько повысили дефицит двигательной деятельности человека, что это уже стало тревожным. Адаптационные механизмы организма человека работают как в сторону повышения работоспособности различных его органов и систем, так и в сторону дальнейшего ее понижения.
Следовательно, урбанизация жизни и деятельности современного общества неизбежно влекут за собой гиподинамию, и совершенно очевидно, что кардинально решить задачу повышения режима двигательной деятельности людей, минуя средства физкультуры и спорта, в настоящее время практически невозможно.
В настоящее время основная задача состоит в сохранении мощного потенциала, создании устойчивой базы для будущих побед, способствовании продвижению ценностей физкультуры и здорового образа жизни в обществе.
Физическая культура удовлетворяет потребность в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность [2].
;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гостев Р.Г. Основные направления развития физической культуры и спорта в вузах России в начале ХХI века // Физическая культура молодежи в ХХI веке: Материалы I науч.-практ. конф. вузов ЦЧР России. Воронеж, 2001, с. 127-134.
2. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА [Электронный ресурс], Режим доступа: 3. Григорьева В.Н. Состояние здоровья студентов как социальная проблема // На пути к гражданскому обществу: проблемы молодежи ХХI века: Материалы междунар. науч. конф. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003, с. 213 - 214.
4. Григорьев В.И. Социокультурная интеграция содержания неспециального физкультурного образования студентов вузов: Автореф. докт. дисс. / СПбГАФК, 2002. - 60 с.
Свидетельство о публикации №121080706005