Покровский бульвар 14-5

Так называемый "Второй дом Совнархоза" – был спроектирован в 1930 году.
Согласно неполным данным, 26 жильцов этого дома были расстреляны в 1930-е годы по политическим мотивам, в 50-е годы посмертно реабилитированы. Некоторым из них на доме установлены мемориальные знаки. Эта же тема затронута в стихотворении «О знакомстве моих родителей».

«С меня при цифре 37
В момент слетает хмель».
В. Высоцкий

Известный бульвар, дом четырнадцать-пять:
С чего мне, скажи, мрачный прах разгребать?
Но - тянет и мучит, и нерв теребит:
Понять, кто здесь жил и за что был убит.

Слева Покровка, справа Хитровка,
Два переулка лежат ручейком,
Прежде росла здесь петрушка-морковка -
Каменщик нынче стучит молотком.

Прославили люди Отчизну трудом,
За это построен им, доблестным, дом,
Всего шесть подъездов, ключи от квартир!
Живут здесь - политик, министр, командир,

Профессор, юрист, прокурор, сценарист,
Директор завода, главбух, журналист,
Военный советник, Муралов*, Сырцов**,
Их детям - гордиться б судьбою отцов!

Налаженный быт - и тепло, и светло,
Московское солнце пронзает стекло,
Размеренно дышит родная земля -
И двадцать минут, не спеша, до Кремля.

С утра у ворот вереница машин;
Под дверью батон, с простоквашей кувшин
И сахар, и масло, и сыр-колбаса -
В корзине лежат, не мозолят глаза.

Слева Покровка, справа Хитровка,
Два переулка лежат ручейком,
Прежде росла здесь петрушка-морковка -
Каменщик нынче стучит молотком.

В плаще и с портфелем; колёса несут
В редакцию, в главк, в Моссовет, даже в суд,
В особый отдел и в военный совет,
Дороги надёжны, не съедешь в кювет,

А после работы - билеты в «Большой»,
Там вместе с женой отдыхаешь душой:
«Щелкунчик», «Онегин», «Садко», «Годунов» -
Простор для фантазий, мечтаний и снов.

Но треснуло небо, рассыпался мир,
Нащупал курок в кобуре командир -
Уводят соседей, знакомых, жильцов,
Уже на Лубянке томится Сырцов,

Пустеют дворы, и не хлопнет окно,
Мечтает герой опуститься на дно,
Залечь, раствориться, застыть, не дышать,
Зарыться, как крот, и в Торонто сбежать.

Слева Покровка, справа Хитровка,
Два переулка лежат ручейком,
Прежде росла здесь петрушка-морковка -
Каменщик нынче стучит молотком.

Пути перерезаны! - В двери звонят,
На пятые сутки во всём обвинят:
Шпионил, не верил и строй подрывал,
И разным разведкам, как мог, помогал.

Полгода тюрьмы и себе, и жене,
Детишек в детдом, волдыри на спине,
Процесс и признанье, на нары ползком,
И пулю в затылок - и склеп на Донском***.

Из сотни квартир уцелели лишь три;
Другие вселились: на них посмотри -
Начальник тюрьмы, генерал, дипломат,
У новой машины иной аромат,

Директор музея, известный артист,
Художник, писатель и скромный чекист,
Спортсмен, переводчик, учитель и врач
И, может, судья, прокурор и палач.


*Муралов Александр Иванович, род. 1886, в Таганроге, русский, член ВКП(б), бывший зам. наркома земледелия СССР, президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им.Ленина. Адрес: Покровский бул., д.14/5, кв.17. Рассстрелян 30.10.1937. Место захоронения: Донское

** Сырцов Сергей Иванович, род. 5.07.1893, в г.Славгород Екатеринославской губ., русский, член ВКП(б), бывший председатель СНК РСФСР, на момент ареста директор московского химического завода № 12. Адрес: Покровский бул., д.14/5 кв.58. Рассстрелян 10.09.1937. Место захоронения: Донское.

***В общих могилах Донского кладбища Москвы похоронены жертвы репрессий 1930-50-х годов.

6 августа 2021 г.
Борис Айзенберг


Рецензии
Мой прадед Василий Денисов и его жена Ксения получили квартиру в этом доме. Я так полагаю в 30 годах. У них было четверо детей. Мои бабушки и дедушки. Роза, Галина, Борис и Витя. Дед Борис Денисов погиб на работе еще молодым. Он был электрик и погиб по трагической случайности . Дед Витя был выслан из Москвы как рецидивист . Так видимо и прожил свою жизнь в ссылке. Бабушка Роза прожила до глубокой старости в соседнем переулке. Вышла замуж и уехала от родителей . Бабушка Галя жила в этом доме до 1994 года. Родила двух детей, в 1954 году мою маму Елену и сына Александра. Те в свою очередь тоже родили детей. Я старшая из внучек бабушки Гали , родилась в этом доме в 1973 году. Следом за мной родились мои двоюродные сестры Ирина Алёхина, Анна Алёхина, Катерина Алёхина, Ксения Алёхина. Моя младшая родная сестрёнка Александра родилась и умерла в Лианозово. Куда в 79-80 году переехали мои родители.
В 1940 году прадеда Василия Денисова арестовали. Реабилитировали и выпустили на свободу только через год в 1941, Сразу же отправили на Ленинградский фронт.
Мама моей мамы родилась в 1926 году. Уже была подросток когда происходили все эти страшные события. После войны прадед Василий был в составе специалистов по реплоации отправлен с семьей по странам Европы. Вернувшись занял пост директора обувной фабрики . Умер в этом же доме. Мне на тот момент было примерно два года.

Год мои родители проживали вместе с маминой мамой и дугой роднёй в этом доме после моего рождения. Потом уехали в коммуналку в Чертаново. Я каждый год на все праздники ездила к бабушке Гале. В 1993 году родилась моя дочь Наташа. А в 1994 году квартиру там продали. Через год как родилась прапраправнучка Василия Денисова.
Но я уже тогда жила с родителями в Лианозово.

Потапова Елена Александровна   19.10.2025 20:21     Заявить о нарушении
Вот так встреча! Я жил в этом доме почти 30 лет, все детство и юность. Знал все окрестности вплоть до Кремля как свои пять пальцев, в памяти осталось всё. Когда копнул историю да не только этого дома, но и окрестных, так ужаснулся: например, жильцы дома в Хохловском переулке или так называемого Военного дома, примыкающего к Покровке, были почти полностью уничтожены. И так по всей Москве. Все об этом молчали, старались ничего не рассказывать, чтобы дети случайно в школе не сболтнули лишнего. Так что, желание хоть немного узнать о прошедшем этим и продиктовано. Благодарю за прочтение стихотворения и откровенной реакции на него. Всего доброго.
Борис Айзенберг

Борис Айзенберг   20.10.2025 13:25   Заявить о нарушении
Честно говоря я ничего не знала про своего прадеда толком и про этот дом. Прадед умер когда я была крохой, я помню его по фото только. Мама рассказывала очень мало. А про историю дома вообще не рассказывала. Бабушка Галя тоже ничего н5 говорила, а прабабушка Ксеня рассказывала только немного провремена революции. И ничего про сам дом или деда Васю. Прабабушка Ксеня говорила, что ее родной брат погиб почти в самом начале войны в моторазведке. Скорее всего его звали Александр и как я понимаю именно в честь него уже был назван брат моей мамы Александр Анатольевич Алёхин. Но про сам дом или арест прадеда я ничего не знала. Узнала немного информации сравнительно недавно. Лет пять назад. И ничего больше не нашла. Очень мало информации.
Конечно же я заинтересовалась историей семьи, прадеда Васи и историей этого дома. Но информации мало.

Потапова Елена Александровна   26.10.2025 06:43   Заявить о нарушении
Никто из родни мне про аресты и тем более про то, что многие жители этого дома подверглись репрессиям и были уничтожены мне не рассказывали. Очень мало. Исходя из того, что мамина мама родилась в 1926 году, а дом построили только в 30-х годах я делаю вывод, что она там не родилась, а где-то еще. Прабабушка Ксения Денисова рассказывала мне про село Ашукинское. Очень не много. Называла дом в этом селе шутгчнг я полагаю "родовое гнездо". Промежуточный адрес между Ашукинским и Покровским бульваром если такой был я не знаю. Мама моя рассказывала мне, что ходила в детский сад с братом уже в центре. Значит они уже жили на Покровском бульваре. Из этого я делаю вывод что скорее всего мои прадед и прабабушка получили там квартиру примерно в 30-50 годы. Скорее всего до войны. Мама родилась в 1954 , уже на Покровском бульваре. Но период между этими годами я вообще мало знаю. Почти ничего.

Потапова Елена Александровна   26.10.2025 07:02   Заявить о нарушении
http://stihi.ru/2020/09/11/4811
Мой стих посвящённый двоюродной сестре Анне в девичестве Алёхиной и Покровскому бульвару.
Информации очень мало к сожалению. Знаю , что не только жители нашего дома были репрессированы. В юности моя сестра Анна встречалась с юношей и родила от него мою племянницу в 1994 году, тоже Наталью, как и моя дочь. Звали юношу Александр Веселовский. Какой-то гуляя по Мясницкой я наткнулась на мемориальные таблички одна из них была на фамилию Веселовского. Репрессированного примерно в то же время. И расстрелянного. Возможно это лишь совпадение и это однофамильцы. Возможно отец моей племянницы потомок того самого Веселовского который был уничтожен в те смутные времена. Центр вообще и Чистый и Покровский в частности живая история нашей родины и столицы.

Потапова Елена Александровна   26.10.2025 07:10   Заявить о нарушении
Естественно не факт что репрессированный Веселовский с Мясницкой прямой предок моей племянницы. Но это возможно. Так как мы познакомились с Александром Веселовским именно на выходе из метро в сторону памятника. Где-то в конце восьмидесятых начале девяностых. Предполагаю что Саша там же и жил где-то. Скорее всего. Просто сопоставила эти факты. Но возможно это совпадение.

Потапова Елена Александровна   26.10.2025 08:30   Заявить о нарушении
Я верю, что в нашем доме и в тех домах, что рядом были наиболее активные репрессии. Ведь скорее всего в этих домах жила военная, рабочая, культурная и прочие верхушка. В непосредственной близости к Кремлю. Естественно детям старались не рассказывать про это. Клеймо репрессированного врага народа это такое пятно на родных, что никуда не устроишься, не обучишься, не найдёшь работу. Все боялись. Это понятно. Даже не смотря на то, что многие из репрессированных и казненных были оправданы и реабилитированный посмертно. К сожалению. И еще долго это умалчивалось. Но как ни крути, это история, страны. Города. И личные истории, личные трагедии людей.

Потапова Елена Александровна   26.10.2025 11:28   Заявить о нарушении
Уважаемая Елена! Признателен Вам за такую обширную информацию. Мне моя бабушка рассказывала, что волею случая они получили квартиру в этом доме: кто-то отказался, и им предложили, поскольку дед каким-то образом был связан с строительством этого дома. Они утверждала, что она долго отказывалась и не хотела жить с «элитными» жителями в одном доме. Как потом оказалось, она как в воду глядела. Зато потом после исчезновения чуть ли не всех жильцов дома и появлении новых она этих «новых» воспринимала как поселившихся на чужом пепелище. Там был начальник тюрьмы, следователи и т.д. Так же и моя мать, которая помнила, как исчезали ее одноклассники. Вот такая история.

Всего доброго. Будьте здоровы.
Борис Айзенберг

Борис Айзенберг   26.10.2025 11:39   Заявить о нарушении
Кроме войны и революции периоды репрессий в нашей стране самое страшное время. Я думаю, что возможно какая-то часть людей понесла наказание, но большинство людей попали в эту "мясорубку" незаслуженно, а то и вовсе случайно. Столько сломанных жизней и судеб, что многие до сих пор боятся быть собой. Это не нормально. Ужасно.

Потапова Елена Александровна   28.10.2025 13:08   Заявить о нарушении
Мой прадед Василий Денисов не был ни следователем, ни тюремщиком. Он был в детстве учеником сапожника, вступил в партию, поднимался по карьерной лестнице. Женился на прабабушке Ксене. Родились четверо детей, Был несправедливо осужден, исключён из партии, но в 41 через год оправдали и видимо не случайно сразу отправили на Ленинградский фронт. Был контужен, ранен. Награжден медалями и орденом. Вроде получил звание майора. После войны со специалистами по репарации объехал всю Европу. Вернулся, возглавил обувную фабрику. Растил внуков и дожил до рождения правнучки. Даже какой-то время помогал меня растить. Вот и вся история ....

Потапова Елена Александровна   28.10.2025 13:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.