Плохая память

         


           У   польского   режиссёра   и   сценариста   Владислава   Пасиковского   был   фильм
  Колоски  ( 2012 ):  там   польский   эмигрант   Франек   в   наши   дни   приехал  из  Америки
  в   родную   деревню   и   узнал,  что   вся   деревня   ополчилась   против   его   родного
  брата   Юзефа.   
           Брат   собирал   могильные   плиты   со   старого   еврейского   кладбища.   Какие -то
  он   выковырял   из   дорожного   покрытия   -  после   войны   их   использовали   для
  строительства   дорог.  А  что,  камень   же,  а   ухаживать   за   кладбищем   после   войны 
  всё   равно   некому.
           Камни   растаскали    по   окрестным   деревням.   Кто - то  использовал   такую   
  плиту   в   хозяйстве  -  как   подставку   для   верстака.  Брат   купил   её   у   ''хозяина ''  за
  100   долларов.
          Он   их   привозил   и   ставил   на   своём   поле.  Научился   читать   на   иврите ,
  чтобы   разбирать   имена.
          Франек   удивился:  а   зачем   тебе   это?   А   Юзеф   отвечает:  ну   сам   не   знаю,
  но   не   могу   перестать.  Как - то   нехорошо,   что   надгробиями   дорогу   мостят.
          А   другим   местным   жителям   это   всё   страшно   не   нравилось:  что   это   он
  задумал.   И   вообще,   зачем   дорогу   разворотил,  кто   за   ремонт   заплатит?
          А   потом   Юзефу   понадобилось   пойти   в   банк   и   взять   кредит.   Но   банк
  ему   отказался   давать   под   залог   семейной   земли,  так   как   по   документам
  получалась   странная   ситуация:  их   земля   вроде   как   не   их.   Она   была   каким -то
  непонятным   образом   записана   на   их   отца   до   официального   начала   земельной
  реформы   и   это   вызвало   у   банка   вопросы.
          Франек   пошёл   шуршать   в   архивы   и   выяснил,  что   землю   их   отец   просто
  присвоил,  а   принадлежала   она   как   раз - таки  ранее   одному   из   евреев,  живших
  до   войны   в   этой   деревне.
          И   больше   того,  у   половины   жителей   деревни   земельные   участки   и   дома
  тоже   были   отняты   у   евреев.
          А   потом   выяснилось,  что   этих   несчастных   евреев   убили   вовсе   не   немцы,
  (как   считалось),  а   сами   местные   жители.  Они   просто   согнали   их   всех   в   одну
  избу   и    сожгли    живьём   а   потом    поделили   награбленную   недвижимость.
          И   сжигали   в  амбаре,  который   принадлежал   отцу   Франека   и   Юзефа.  И   по
  ходу   выясняется,  что   сам   отец   всё   это   организовывал   и   вместе   с   другими
  дядьками   покрепче   на   место   казни   евреев   и   приводил.    Матери   выкидывали
  детей   из   окон,  а   они   забрасывали   их   обратно. 
          Это   было   без   приказа   от  немцев,  а   просто   потому,   что   «началось»  ( ну  и
  очень   уж   нужна   была   людям   земля   евреев   и   другое   имущество).  Немцы
  приехали   только   через   два   дня,  увидели,  что   ''акция''   уже   проведена,   сказали
  ''zer   gut ''  и   уехали   обратно.
          Вся   эта   история   имела   место   в   действительности.   Местное   население
  оккупированных   Германией   территорий   восточной   Европы   преследовало   евреев   
  с   самого   начала   Второй   мировой   войны,  зная,  что   им   за   это   ничего   не   будет.
  Но   особенно   жестокие   зверства   начались   после   того,  как   Гитлер   напал  летом
  на   СССР.   История,  которая   легла   в   основу   фильма   Колоски,  произошла   ровно
  80   лет   назад   в   местечке   Едвабне   10   июля   1941   года.   А   сожжение   в   амбаре
  было   лишь   одним   из   эпизодов,  там   погибло   полторы   тысячи   человек.
         
          Несмотря   на   то,  что   историки   тщательно   расследовали   погром   в   Едвабне,
  ничуть   не   сомневаясь   в   том,  как   всё   было,  местные   жители   и   многие   поляки
  вообще,  вплоть   до   первых   людей   государства,  до   сих   пор   отрицают,  гневятся   и   
  торгуются:  дескать   не   мы,  а   ограниченный   контингент   подонков,   не   полторы
  тысячи   а   тристо,   не   евреев,  а   проклятых   коллаборационистов,  которые   были
  рады   большевитской   оккупации,  а   вообще   вы   все   путинские   провокаторы.
          Трагедия   совремённости  -  в   том,  что   половина   восточной Европы -  "Едвабне"
  Немцы    немцами,   но    всю    чёрную    работу    по  "очищению    Остланда"    делали 
  местные,   порой - с   большим   энтузиазмом.   И   восточная   Европа    сегодня   дружно,
  не   сговариваясь,   молчит   об    этом    и   рот   открывает   только   тогда,   когда   надо
  напомнить   про   Риббентропа  -  Молотова.
          Яркий   пример   тому  - Литва.  Во   время   немецкой   оккупации   в   ней   почти   
  вся   администрация   была   местной,   немецких   военых   было   всего     600  -  900   на
  самых   руководящих   позициях.  А   для   грязной   работы   в   тылу   хватало   местных
  энтузиастов.
          С   1941   по    1944   годы   в   Литве   было   убито   200   тысяч   евреев (при   двух
  миллионах   населения).   Большинство  - летом   и   осенью   1941 года.
          И   когда   пять   лет   назад   писательница   Рута   Ванагайте   написала, что   в  этом
  участвовала   если   не   вся   страна,  то   значительная   часть   населения  (ещё   больше
  людей   обенифитилось   швейными   машинками,   лошадями,   мебелью   и   разной
  мелкой   утварью),  то   её   последними   словами   костерили   всей   Литвой.
          Неудобно    быть   жертвой   ХХ   века,   когда   у  тебя   такое   пятно,  но   вместо
  того,   чтобы   признать   и   исправить   то,  что   можно,   Литва   предпочитает   делать.
  вид,  что   всё   ок,  а   евреев   убивали   не   в   нашем   районе   и   не    в   мою   смену.
          Польша   вообше   теперь   уголовно   преследует   тех,   кто   говорит   о   вине 
  поляков   в   Холокосте. 
          Другие   страны    тоже    не    любят   об   этом    говорить: мол,   немцы   это   все   и
  и   примкнувшие   к   ним   полтова   подонка.
          А   правда,   которую   пытается   скрыть   эта   подлая   манипуляция, - она   в   том,
  что   не   полтора.

     29.07.2021/МИГ
     Илья   Гончаров


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.