просто один из дней

Сегодня день - тупой и близорукий.
Не стану я гадать с утра пораньше,
как встать, не ошибиться, с той ноги.
Сижу молчу от глупости и скуки,
угадывая вкус невкусной каши
и пялясь на кофейные круги.
Ведь жизнь не сливки, день мой это знает -
как утром надо подсластить напиток,
потом купаться в солнце задарма.
Такой загар для счастья - несмываем.
Смысл бытия пошит из крепких ниток,
не разорвёшь - и не сойдёшь с ума.
С внезапно поглупевшей - взятки гладки.
Я разрешу безумства наглой кошке -
пусть мышь, играя, тащит на кровать.
Вчерашней радости везде остатки -
я уберу, приду в себя немножко.
Нет повода с утра паниковать:
вернётся завтра мой капризный разум,
яснее станет после ночи звёздной,
а солнце днём опять не даст остыть.
~~~

Мне раз в неделю глупый день показан.
С восходом встав, иначе будет поздно,
на запад, налегке, уедешь ты.


Рецензии
Рецензия на рецензию, или попытка оправдаться в не совершённых против поэзии преступлениях. На критику автора с ником Сплиногрыз. Грызть умеет.
На мягкую порку и отгрызание части окончаний нервных путей согласна, лишь бы не были повреждёны стиховоспроизводящие органы, как-то: правые - полушарие и рука, сердце и расположенная где-то около душа.
Спасибо, Гоша, за неравнодушие и попытку привести меня в чувство)))

Поехали!

Татьяна Попова Тог   17.11.2022 11:16     Заявить о нарушении
Я сегодня не вооружилась крупным калибром. Так, пытаюсь возразить)))

Всё, что я прочла, представляет собой тщательное выискивание блох - там, где их нет. Отдельные, мелкие и не сильно кусачие, возможно, водятся. Но такова природа ЕСТЕСТВА, ни разу не стерильного. Поэтому практически на сто % мы (авторское) тут имеем придирки, а не критику как таковую. Критик забыл элементарное правило, которое всегда работает в сфере оценки творчества: надо исходить из того, что хотел сказать автор, а не что хотел услышать критик.

И всё же надо как-то отреагировать, кроме общих фраз.

1. По "озвучке" стиха.

* Грешна, да.

**Но тут ты слишком категоричен (вслед за строгими критиками с их непомерно высокой колокольней). Ты возражаешь больше не мне, а самому языку, который имеет такую фонетику (русский особенно) и который не запрограмирован на благозвучие - от слова совсем. Он для общения мыслями, а не мелодией. Да, ритмичная поэтическая речь нуждается в средствах поддержки своей музыкальности, но не абсолютно же. Представь, что я поставлю это во главу угла. Ну как я буду смыслы выражать? Что главнее? Думаю, что тут работает правило золотой середины. Приглаживать нужно, в крайних случаях, но в меру, не в ущерб содержанию.

*** Знаешь, от союза "как" не освободиться никак. Сравнения - часть образности. А у тебя получается, что практически любые возникающие тут звукосочетания плохи. Не так это. Они естественны в речи, что уж так изощряться в поэтической, не понять мне. Не доводить до крайности взятый за основу критерий - вот вполне разумный подход. Моветона тут никакого нет. Да и не страшит он меня. Не люблю высокомерия эстетов от поэтики, этот их конкурсный выпендрёж, показуху со всякими тонкостями и знанием терминов. Себя показать хочут, а не просто высказаться о стихе. (Это кстати).
Не, ну что тут плохого: [какыстиный]патриот, (да и паузой можно по-другому произнести). Тем более: [каквдруг]. Чел с хорошей дикцией вполне справится, чётко озвучит.

2.

По части пунктуации. Замечания-оправдалки общего характера. Я не претендую на эксклюзивные авторские знаки, хотя могла бы. Исхожу из практики, которая фиксируется в солидных пособиях.

* перед НЕ тире не требуется, ставим для интонационного усиления.

** Если не в сл.предл-и, то для уточняющего смысла нужно тире.

*** Тире, по его функции в сл. пред-и, вообще надо понимать шире, чем обозначение смысловых отношений частей. Ну то есть не только для: поэтому, но, если. В поэзии сплошь и рядом - для паузы, вообще в поддержку разбивки на куски, как союз И в широком смысле. А при уже наличии двоеточия, когда второе крайне нежелательно, вот оно может заменить его, если, конечно, не сильно выражены причинные значения.

**** Если очень хочется не делать сказуемые однородными, так как другое подразумеваешь, то вот и не ставишь запятую.

Короче, тут есть компромиссы. Вся пунктуация в поэзии просто не уместится в "общеупотребительный" справочник. Хотя правила никто не отменял. На стихире беспредел в этом отношении. Я уже и не реагирую, невозможно. Обижаются же.

Вроде всё. По памяти пишу.

Перерыв на обед, потом про смыслы.

Ещё раз спасибо тебе, Гоша, разговор по существу.

Татьяна Попова Тог   17.11.2022 11:24   Заявить о нарушении
Привет, Танюша!
Выгрузка дров в поленницу приблизилась к своему внезапному логическому завершению: тачка сломалась. Не выдержала интенсивной нагрузки дров на ходовую ось.
Вот китайское чудо технологии и показало свою "надёжность".

"*** Знаешь, от союза "как" не освободиться никак. Сравнения - часть образности. "

*Как* элементарно заменяется поэтичним по звучании "словно". Ведь на этом ресурсе поэты пишут на русском языке, в котором богатство слов-заменителей соседствуют с их разным на слух звучанием. Что при разговорной и поэтической речи придаёт различную эмоциональную окраску. В живописи (по аналогии) образность полотна достигается палитрой и перспективой объема.
Поэтому, по аналогии опять же, музыканта с тонким слухом напрягают излишне резкие переходы аккордов в прослушивании неклассической музыки. Со своей колокольни ты права, отчасти: на этом ресурсе в прои над умами авторов довлеют смыслы и чувства, нежели звучание на слух. Ведь со сцены подавляющее большинство авторов не читают свои прои со сцены. Поэтому и не запариваются на обратной связи с читателем. Их же читают, а не слушают, не так ли?

Об остальном - далее в следующем замечании, чуть погодя, ибо тачку сосед по даче уже починил (я - не сварщик, а он - профи), грузим дрова дальше.

Сплиногрыз   17.11.2022 13:37   Заявить о нарушении
И "словно", и "будто". Но у них свои оттенки, свои стилистические особенности, не говорю уж о количестве слогов.
Где это так негазифицировано, а?))
А у нас в посёлке газ -
Почему же нет у вас?
Потому что мэр с приветом:
Может, сделался поэтом,
Лирик он, дела в остатке,
И деляческой нет хватки,
Леса много для огня -
(Короче, умом Россию не понять)


Татьяна Попова Тог   17.11.2022 14:24   Заявить о нарушении
Вскроем скобки деликатно:
В рифму - дело, газ - фигня!:)

О пунктуации:

Ты права, в стихах лишние по синтаксису препинаки действительно играют существенную роль: восприятие текста при чтении акцентирует смысловые паузы при усилении внимания читателя к важным по мнению автора выделению и разбивке предложения на смысловые фрагменты. При чтении - иначе никак. Со сцены диктор делает паузы в стихах и без препинаков в тексте, интуитивно или логически разделяя части фразы, исходя из собственного понимания смысла и прочувствования энергетики текста автора. Нюансы различия авторского замысла и читательского восприятия на слух далеко не всегда совпадают, увы. При неудачной позиции фотографа при съёмке пейзажа освещение деталей расфокусирует ракурсы, если - образно.
То бишь, размытая картинка в мозгах вырисовывается при прочтении. И смыслы для читателей инварианты.

По аналогии приведу пример субъективизма различия такого восприятия:

Пьеро бьют палками, а Мальвину это забавляет. Ему больно, а ей смешно. А для зрителей в зале: они же - куклы!
Интересно, почему такие невозмутимо-безэмоциальные выражения на лицах артистов, дёргающих за нити марионеток?
Недоумевал, когда случайно присутствовал за кулисами.

Осталось пару тачек свозить!
А потом спина Гоши-Пьеро в твоём полном распоряжении: сберёг, однако!)))

Сплиногрыз   17.11.2022 16:38   Заявить о нарушении
Начну с того, что если надо объяснять...
Хотя я не отношу это к стх со сложной образностью, ассоциативностью. Он почти сюжетный, почти повествовательный, место, время, действующие лица и исполнители... Но у тебя непонятки и алогичности. Хотя я сбоев логики, честно, не нахожу. Некоторая недостаточная прочерченность некоторых деталей сюжета, ну, слушай, неизбежна для поэзии. Надо читателю доверять и дать возможность дорисовывать. Хотя финал, извини, ты так дорисовал, что я в замешательстве.
Конкретика:
1 близорукий день. Норм. Ведь и автор на уровне глубоко интуитивном выбирает слова, в частности, эпитеты. Почему день близорукий? Например, ЛГ после радостного возбуждения перегорела, угасла, пошла бытовуха, нет желаний и нет ожиданий на скорую встречу. Живёт текущим моментом, то есть. Ну ты понял, думаю. С эпитетами сложно, да. Твоя версия, кста, хороша тоже. Какой же ты умный и наскрозь поэт! Поэтистее меня, точно!!!

2. Про кашу здорово, согласна с тобой и гордюся собой!))

3. Тебе не нравятся конструкции с устранением производителя или безличные? Загар несмываем, смысл бытия пошит(!!!), день назначен. Это констатация свойств или не нужен тут производитель, он и не мыслится. Хочешь, представь судьбу, которая женщине назначила быть счастливой день в неделю)) И не спорь, Гоша, тут я права однозначно))

4. не разорвёшь - и не сойдёшь с ума. Лингвистический разрыв в последовательности (???) действий.
Не поняла, какой и почему разрыв.
5. Закавыка в падежах - не нашла закавыку.
6. Там, с "ропчущим синтаксисом" ты не прав. Всё на месте. В голову вернётся. Нормальная неполнота (см. моё про восполняющий неполноту контекст)
7. Гоша, ещё некоторые мелочи. Голова пухнет уже, смарт замучил, палец болит. Поэтому завершаю.

Ты капитально взялся анализировать, расчленил тело стиха, а собрать не собрал. Синтез где?)) Эти "нелогичные" частности всё ж вытекают из общей картины. Вроде как.

Но как ты финал понял! Тут идея не просто размазывается и детали сюжета становятся случайными, а вся конструкция рушится. Ну вот скажи, зачем мне было огород городить? Ради того, чтобы показать, как не хочет лг ехать на работу???
Гоша, скажи, что пошутил, иначе я удалю стих!))

Я уже дошла до..., отвечая тебе. А ты ведь вникал построчно. Если честно, часто был прав, особенно по озвучке. Но мне ее не поднять. Хотя стараюсь обращать вн-е.
Всё, спать. Спокночи))

Татьяна Попова Тог   17.11.2022 20:51   Заявить о нарушении
Танюша, у тебя горло прошло?
Судя по семантике текста в дискурсе, будем считать, что - да, хотя и подозреваю, что - нет.

Итак, для начала определимся с понятием лингвистики поэтического текста. Это научная дисциплина о связности, осмысленности и образности поэтических строк. Подробно о ней не буду растекаться мысью по древу, аки белка в клетке с орехами в сказке Пушкина. Объёмно не свободен и не разгрызть: зубы не той системы:)
Конкретно разберём семантическую связку:

"не разорвёшь и не сойдёшь с ума"

не разорвешь:
выше в прои говорится о крепко сшитой ткани бытия с рутиной обычных для женщины повседневных забот по хозяйству, которые не отменить и не отложить на завтра. Иначе хлопотно, а иногда и поздно навёрстывать упущенно-отложенное. И перепоручить обычно некому. По разным причинам. Чисто по-женски ты согласишься со мной в общих чертах, что это - так. В деталях текста это - очевидно, хотя и несколько размыто.

не сойдёшь с ума:
в тексте даже косвенно не описана психологическая причина или: ЧМ травма/потеря близких/болезнь/etc. Поэтому, нарушена семантическая связь с последовательностью сюжетной линии повествования.
Вероятно, ты, мк, хотела выразиться типа: от рутины быта с ума не сходят. Но в поэзии такие очевидные и банальные логические цепочки критиками обычно не приветствуются, как ты успела заметить в *рекомендациях* из другой ветки.

А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо (Утёсов)
В смысле, коня на скаку ты из горящей избы вынесла:)

Сплиногрыз   17.11.2022 22:30   Заявить о нарушении
Добро утречко, Танюша!
В качестве тренинга по лигвистистике, предлагаю образно окунуться в это прои и найти хотя бы одну общую семантическую связь между катренами. Ну и поискать логические нестыковки, технические недостатки, а также, вторые планы в каждом катрене.
Если пожелаешь, конечно, переключиться на другую тему.
Автор не возражает... и даже не оппонирует, а готов стойко и молча перенести все тяготы и лишение шарма и лоска с этой изящной миниатюрки:)

Междустрочие

Тишина. Комар. Один.
В комнате не спят.
Ночь - на выставке картин.
День - в салоне SPA-.
***
Двое. Вечер. Луч. Закат.
Близок горизонт.
Скрип телеги. Скуден скарб.
Колокольный звон.
***
Стены. Свечи. Лики. Тени.
Маятник. Маяк.
В полумраке:
- Будешь третьим
Римом?
- Римма я.

Сплиногрыз   18.11.2022 00:28   Заявить о нарушении
Никакого сбоя нет. Это и не последовательность, а отношения условно-следственные. Если - то.
Условия ты описал достаточно полно. А последствия можно коротко так. Сойти с ума в переносном смысле: лишиться воли, под натиском нервов и депрессии. Бог миловал, к счастью. Крепко пошита. Я не приучена была оценивать действительность по шкале своего настроения или комфортности и ныть, если некомфортно. Беру какой-нибудь инструмент и иду устраивать себе комфорт.
Гоша, залезу-ка я уже к тебе поговорить про это твоё.
Только зашли пообедать, с едким запахом дыма, жгли срубленную орешину.
Горло норм.

Татьяна Попова Тог   18.11.2022 11:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.