Клавдий Лебедев... Забытые имена

­­Картина: "Пляска".


Товарищество передвижных художественных выставок (кратко Передви;жники) — объединение российских художников, возникшее в последней трети XIX века и просуществовавшее до 1923 года. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, до 1890-х годов целенаправленно противопоставляли себя академистам. Утверждали, что вдохновляются народничеством. Организуя передвижные выставки, передвижники вели активную просветительскую деятельность и обеспечивали сбыт своих произведений; экономическая жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.

В число передвижников входили Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Илья Репин, Николай Ге, Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Суриков, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Владимир и Константин Маковские, Валентин Серов и, конечно, Иван Крамской, предводитель движения.

Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность.


Клавдий Васильевич Лебедев (1852—1916) — русский исторический и церковный живописец,  академик живописи и действительный член Императорской Академии художеств , действительный член художественного объединения Товарищества передвижных художественных выставок.

Некоторым он казался "художником среднего дарования, не поднимавшимся над уровнем второстепенных передвижников… Сам мягкий и робкий, он и внешность имел такую же, несколько сладкую, «истинно художественную»: мягкие вьющиеся волосы, кокетливую небольшую бородку и носил мягкий фуляровый галстук."(И.Э. Грабарь)

Но я более склонен доверять  Маковскому В.Е., кому как не ему оценить огромный труд этого художника, "одарённый мягкой, нежной душой, человек исключительной доброты и безупречной честности — он так же честно относился к любому делу, с такой же любовью и щепетильной добросовестностью штудировал каждую мелочь — узор на платке бабы или боярском костюме, складки на тулупе мужика, орнамент на старинной чаре…".

Клавдий Васильевич Лебедев родился в 1852 году в крестьянской семье. Обучение живописи проходил в Строгановском училище и Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Василия Григорьевича Перова и Евграфа Семеновича Сорокина. В 1881 году Лебедев был награжден большой серебряной медалью и получил звание классного художника третьей степени.

Любимым жанром для Лебедева стала историческая живопись, позволяющая показать характеры, используя красочность древнерусских костюмов и особенности обстановки. Следуя по пути, начатому В. Г.  Шварцем, сначала копируя и воспроизводя предметы старины и костюмы эпохи XVI-XVII вв., художник постепенно пришёл к созданию в годы учёбы картины «Молодой боярин за столом» (1880).

Клавдий Васильевич Лебедев, создавал произведения в духе реализма на современные темы и темы русской истории X-XVII столетий. Он оставил большое наследие в виде исторических полотен и акварелей со сценами из "домашнего быта" княжеской и боярской Руси. С 1877 года Лебедев участвовал в выставках Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Петербургской Академии Художеств, Товарищества передвижников.

В 80-е гг. художник начинает серьезно заниматься иллюстрированием книг. Среди первых известных работ - иллюстрации к некоторым рассказам из «Записок охотника» И.С. Тургенева, выполненных в 1883-1884 гг. Исполненная с большим мастерством и глубоким пониманием поэтичности прозы Тургенева эта серия
рисунков стала настолько интересной для читающей публики, что в 1884 г. она была издана в виде отдельного альбома, обложку которого очень интересно оформил сам Лебедев. До сегодняшнего дня иллюстрации К.В. Лебедева к «Запискам охотника» остаются лучшими и непревзойденными и по технике исполнению, и по глубине пониманию образов, созданных И.С. Тургеневым.

Глубокие познания в Отечественной истории и хорошее знание книжных традиций Древней Руси позволили К.В. Лебедеву талантливо проиллюстрировать целый ряд исторических произведений известного русского писателя П.Н. Полевого: это «Избранник Божий»,
«Отголоски старины», «Исторические рассказы и повести», пересказы новгородских былин и др.

С 1891 года Клавдий Лебедев стал действующим членом художественного объединения Товарищества передвижных художественных выставок. В 1893 году принимал участие во Всемирной художественной выставке в Чикаго.

В 90-е гг. XIX в. К.В. Лебедев становится преподавателем, сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Высшем художественном училище при Академии художеств (Санкт-Петербург). С 1896 по 1898 гг. он был профессором натурного класса Высшего Художественного училища при Академии.

В 1897 году Клавдий Лебедев был удостоен звания академика живописи, в 1906 году избран действительным членом Академии художеств. Лебедев очень много работал по теме церковной и религиозной живописи. Клавдий Васильевич Лебедев создал иконы для иконостаса болгарской церкви Святого Стефана в Стамбуле. Совместно с художником Алексеем Ивановичем Корзухиным Лебедев расписывал Вознесенский собор в городе Елец. Более ста созданных художником эскизов и рисунков хранятся в собрании церковно-археологического кабинета Московской духовной академии. Оригинальные акварели и рисунки Лебедева также хранятся в музее истории религии.


      @


Рецензии