Илия Фесвитянин

     Свидетельствую, раньше в наших деревнях Илья-пророк был самым почитаемым (во всяком случае, летом) святым, и день Ильи-пророка отмечался всеми неукоснительно. Был к нему еще и страх, как к повелителю грозы и молний. И это понятно, во время грозы часто были пожары со смертельным исходом. Я сам был на таких похоронах. В красном углу избы всегда были иконы с Христом, Богоматерью и с Николаем-угодником, но иногда и с Ильей-пророком. Я думаю, что пророк Илия заменил славянского бога-громовержца Перуна, а Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя Владимира в «Повести временных лет». Поэтому такое всенародное было почитание, а то, что это персонаж из Ветхого Завета, никто понятия не имел, да и не верил толком никто,  и на все село не было ни единой Библии. Это я пишу по своим собственным воспоминаниям 1959-1967 г.г., когда меня на лето отправляли в деревню в Рязанской области. Тем не менее, грозы все боялись, а грозы были часто, и иногда со смертельным исходом, был на таких похоронах: приходило все село и из окрестных деревень тоже. Конечно, а чего было ждать, на все село было три громоотвода, чудо научного прогресса! Я неоднократно спрашивал бабушку Машу, кто это такой – Илья-пророк? Со 2-го августа можно было собирать Зверобой, и мы собирали его на лугах за Королевым оврагом. Отвечала она всегда одно и то же, что его Бог забрал на огненной колеснице, а когда он сердится – жди беды.

      Когда читаешь о пророке Илии, нельзя удержаться от сравнения с русскими народными сказками (с теми, которые называются «волшебными») про Змея Горыныча и Илью Муромца: тут тебе и убийство Илией посланцев Охозии (дважды пятидесятника с его пятидесятком), и полет Илии на грозовую тучу, и передача Илией своего духа Елисею, который при этом выклянчил у Илии увеличение духа в два раза больше его собственного (Илия «помазал Елисея в пророка вместо себя»), и съедение двумя медведицами 42 детей по желанию Елисея. Все это должно замечательным образом вдохновить все мужественное и военное. А по сути, Илия был ревностным сторонником Господа в идеологической борьбе со сторонниками Ваала и Астарты.
       При Ахаве и его жене, тирянке Иезавели, культ тиро-сидонского Баала достигает апогея в Израиле. По инициативе Иезавели жрецы и пророки Баала и Астарты получают государственную поддержку (1 Цар. 16:32, 18:19), а пророки Господа подвергаются смертельной опасности, возможно, это первые известные нам в истории гонения по религиозному признаку на государственном уровне.
     «И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа, Бога Израилева» (3 Цар. 16,31-33)
      Иезавель преследует последователей Господа, беспощадно истребляет их и, наконец, грозит убить самого Илию, который прячется. Но чтобы прекратить засуху Ахав устраивает соревнование между Илией и 450 пророками Вааловыми. В результате Господь ниспослал огонь, который пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, выполняя просьбу Илии. И сказал Илия: "Схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссона, и заколол их там".
      Илия же предрек Ахаву словами Господа: «Я поступлю с домом твоим, как поступил я с домом Иеровоама, за оскорбление, которым ты раздражил Меня. Также и о Иезавели сказал Господь: псы съедят Иезавель за стеною Изрееля. Кто умрет у Ахава в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того расклюют птицы небесные». (3 Цар. 21, 21-25).

     Как пророк Илия «попалил» посланцев Охозии: После убийства пророков Вааловых, Ахав рассказал Иезавели об этом, и она послала посланца к Илии сказать, что она утром с ним расправится (зачем она послала этого посланца?).
     Услышав это, Илия пошел в Вирсавию, чтобы спасти свою жизнь, и сел там под можжевеловым кустом. Затем Ахав, царь Израильский, погиб в битве с сирийцами, воцарился Охозия, но ему не повезло: упал через решетку в горнице своей. Илья был уже рядом, и Охозии доложили о его приходе.
    И послал Охозия «к нему пятидесятника с его пятидесятком. И он взошел к нему, когда Илия сидел на верху горы, и сказал ему: человек Божий! царь говорит: сойди. И отвечал Илия, и сказал пятидесятнику: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь с неба и попалил его и пятидесяток его. И послал к нему царь другого пятидесятника с его пятидесятком. И он стал говорить ему: человек Божий! так сказал царь: сойди скорее. И отвечал Илия и сказал ему: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь Божий с неба, и попалил его и пятидесяток его.» Третий пятидесятник оказался поумнее и попросил Илию сходить к царю, и «он встал, и пошел с ним к царю.
      И сказал ему: так говорит Господь: за то, что ты посылал послов вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское, как будто в Израиле нет Бога, чтобы вопрошать о слове Его, - с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь». Он и умер.
 
       С Иезавелью получилось так, как Илия напророчил: Иезавель прикончил Ииуй, ставленник Елисея, который был приемником Илии после его восхождения на небо. Ииуй же уничтожает весь дом Ахава (семьдесят сыновей и братья Охозии). Конец Иезавели был кошмарным: ее выбросили из окна, «брызнула кровь ее на стену, и на коней, и растоптали ее». Ииуй приказал похоронить Иезавель, так как она была царская дочь. «И пошли хоронить ее, и не нашли от нее ничего, кроме черепа, и ног, и кистей рук» (4 Царств. 9,35).
     Это была беспощадная идеологическая борьба, головы летели легко и просто. Короче, жили они весело. Илия был последовательным сторонником Господа. Не очень понятно, почему в наиболее важный для событий момент Илия вознесся, но по тексту: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих (Илию и Елисея), и понесся Илия в вихре на небо».
Что тут такого христианского и православного – мне непонятно.

На фото:
"Огненное восхождение пророка Илии". Псковская школа. Начало XVI в. Икона происходит из церкви Ильи («Илья Сухой») Ильинского женского монастыря в Пскове, находившегося на Завеличье.
2.08.2021


Рецензии