Люди кечуа

Рассыпается звездами  летняя ночь, 
Люди кечуа тихо идут,       
Их ведет по тропе  Амазонии  дочь,
В этих джунглях опасен маршрут.

А за ней Сапа Инка с женою своей,
Ей пора уже скоро рожать.
Он защитник всех кечуа, их матерей,
Должен вновь от испанцев бежать.

Артиллерия против их копий и стрел,
Вилькабамба пылает в ночи, 
Он противится воле испанцев посмел,
Удрученно вздыхая, молчит.

А за ними реликвии молча несут,
Это предков великих сердца.
Все, довольно, сейчас остановимся тут.
Прямо здесь, у того озерца. 

Только-только ребенка  она родила,
Как догнал их испанцев отряд.
Ну зачем вы бежали, ну что за дела?
Вы с почетом вернетесь назад.

Обманули испанцы, неправедный суд,
Сапа Инка пред казнью сказал:
Ты возьми, Мать Земля, кровь невинную тут,
Я вернусь. И скатилась слеза.

Вот прошло двести лет, Сапа Инка воскрес,
Воплотился в праправнука он.
И восстанья огонь запылал до небес,
Как кошмарный Испании сон.

Вот почти что уже побеждает народ, 
Но предательства действенен яд.
Для воскресшего Инки опять эшафот
И на площади той же казнят.

На глазах у Амару казнили жену,
Также сына и брата жены. 
Четвертуя, испанцы клянут сатану,
Все деревни вокруг сожжены.

Но запомнил народ эту дикую казнь,
Палачей не щадил, не простив. 
И бежали испанцы, молясь и крестясь,
Сапа Инка не умер, он жив.

Сапа Инка – это не имя, это скорее титул. Последнего Сапа Инку (1545-1572) звали Тупак Амару. Его прапраправнук  Тупак Амару Второй ( 1738-1781, настоящее имя Хосе Габриэль Кондорканки Ногера) взял имя своего славного предка и поднял восстание индейцев кечуа против колонизаторов. Был казнен на той же площади в Куско, что и его предок.
     Если после казни Тупака Амару Первого испанцы просто выслали его родственников из Перу в другие свои колонии, то после восстания Тупака Амару Второго они уничтожили практически всю знать народа кечуа, чтобы никто не смог стать вновь Великим Инкой.  Об этом  вы можете почитать в Википедии.

Я же приведу здесь воспоминание одного из первых конкискадоров, завоевавших Перу, дона  Манцио Сьерра де Легуисамо,  о быте и нравах  народа кечуа:

«Мы обнаружили эти государства в очень хорошем состоянии, и упомянутые Инка управляли ими так мудро, что среди них не было ни воров, ни порочных мужчин, ни неверных жен, ни распутных женщин, ни безнравственных людей. У мужчин были честные и полезные профессии.
 Земли, леса, шахты, пастбища, дома и все продукты труда были распределены таким образом, что каждый знал свою собственность, и ни один человек не претендовал на неё и не пытался захватить её, местные законы не поощряли это… причина, которая обязывает меня об этом писать — очищение моей совести, поскольку я чувствую себя виновным.      
Мы уничтожили всё это своим плохим примером — уничтожили народ, который имел такое правительство и был счастливой нацией. Они не знали преступлений или казней, как мужчины, так и женщины; индеец, имеющий на 100 000 песо золота или серебра в своем доме, мог оставить его открытым, оставив маленькую палочку напротив двери, которая говорила о том, что он был хозяином этого имущества. Если он сделал это, по их традиции, никто ничего не мог взять там. Когда они увидели, что мы вешаем на двери замки и закрываем их на ключ, они решили, что мы боимся, что они могут убить нас, но они не верили, что кто-нибудь может украсть имущество другого. Когда они обнаружили воров среди нас и людей, которые пытались соблазнить их дочерей, они стали презирать нас».
Вот так вот. Такие нецивилизованные индейцы и "цивилизованные" испанцы.  Я очень удивилась, когда прочла.

Инки — это не народность, это своего рода аристократический клан, правящая верхушка народности кечуа и других индийских народностей, которыми они управляли. Хотя вопрос спорный, ведь у инков был свой отдельный язык.
Великий Инка (Сапа Инка) Тупак Амару Первый с небольшим отрядом, отступая в джунгли Амазонии, несли с собой не только золото, но священные реликвии — мумии его отца и деда, а также мумифицированные сердца всех предыдущих Великих Инка. Потом они бросили золото, но реликвии понесли дальше.


Рецензии