Взгляд на душу. Попытка вглядеться

     Каким образом можно было бы ещё прочесть смысл этого странного утверждения, что душа всегда "не на месте"? Пусть будет грубый пример, очень приблизительный, но и в этой своей грубости, он всё же намекает на существенное - в желании душа ведёт наше тело к желаемому предмету, словно на поводочке, то есть она - впереди; но стоит телу достичь желаемого и душа уже становится другой, возникает позади тела снова видоизменённой (она желает уже другого, или ничего не желает, или желает этого ещё и ещё больше). Нам только кажется, что душа - один какой-то сплошной монолит, на самом деле она прерывиста. Прерывиста и порывиста. Она обнаруживается всякий раз как нечто новое в отдельном переживании, то есть её природа постоянно плещется. Поэтому бессмысленен вопрос делится ли душа на части, имеет ли душа части, вопрос, которым задаётся Аристотель - с таким же успехом можно было бы спросить имеет ли океан свои части, и ответить, что "да", и это волны прежде всего.

     Чтобы нарисовать портрет души и тела возьмём сосуд и воду, но ни в коем случае не будем изображать их так, как тянет по обычному мнению: вода (душа) налита в сосуд (тело). Боюсь что эта картинка долгое время заслоняла от нас истинную реальность. Представлять надо так: какой-то полый сосуд (тело) брошен в неспокойную стихию воду (душу) и она его раскачивает во все стороны, и вода при этом то набирается в сосуд, то выливается из него. Такая вода не в состоянии удерживаться именно в данных границах тела, в таком положении это немыслимо, а значит немыслимо и то, что утверждал Аристотель, что душа есть совершенная деятельность именно вот этого тела. Нет, вода не налита, не закрыта, не упокоена, не очерчена чётко - в общем вода "не на месте", хотя бывает и через место и около него и по нему.

    Основные трудности нашего видения заключаются в том, что эти образования(душа и тело), каждое - полярны, они выступают по отношению друг к другу в двух разных планах и проекциях. А когда к ним добавляется ещё и третий план разума или мышления, мы запутываемся окончательно в том, что и до того, ещё никак не распутали.
    Попробуем разобраться. Для начала надо уяснить, что не душа живёт и пребывает в теле, а тело живёт и пребывает в душе - возникает, формируется, действует и изменяется, то есть тело в душе и посреди души рождается и умирает. Почему это так и почему прав Платон, а не Аристотель? Почему Платон прав, когда говорит о повсюду разлитой мировой душе? Чтобы согласиться с этим, её нужно опять же как-то увидеть, эту мировую душу. В этом плане мне представляется крайне удачным выражение Мерло-Понти - "естественный разум" - душа это естественный разум или само естество всякого отношения. Относительность как таковая. Мировая соотносительность. Разум, смотрящий на эту всеотносительность, может назвать и признать её за "естественный разум", за первоначальную разумность или базу всякого более развитого мышления. Но тогда тело в этом смысле будет выступать как "пленённый естественный разум" - локализованный и перекрученный словно жгут в самого себя. Можно представить себе насколько это привязывает и отклоняет душу, она сопротивляется и отдаётся своему месту( телу) одновременно. Таким образом "естественный разум" плещется вокруг "пленённого естественного разума", что же мышление, чем выступает оно в этой связке? Мышление - это второе тело или виртуальное тело - это дважды пленённый или преобразованный естественный разум. Обычно триумвират души, тела и духа строят так - сначала тело, потом душа, а потом дух, под которым также автоматически понимается разум. Но это не правильное построение. Сначала душа, потом тело, а потом мышление - вот верное построение. Что же касается духа, то он есть швы, которыми скрепляются три этих образования вместе; дух это переход или переходы от одного к другому - самое таинственное и самое труднопознаваемое из всего, что нам известно.

    В мировой душе возникают тела и эти тела развиваются настолько, что дублируют себя материально и виртуально. Материально благодаря избытку в размножении, виртуально благодаря мышлению - в представлении (вплоть до понятия). Погружение в глубину мыслительных процессов вскрывает их неустранимую телесность - два тела параллелят друг другу, обладая специфическими достоинствами и недостатками, между ними курсирует душа, которая и здесь, как и прежде, как и раньше - отношение двух "тел", но если в "неживой природе" это отношение двух чуждых или случайных друг другу тел, то в живой - это отношение двух тел, вытекающих одно из другого. Поэтому жизнь есть вертикальное приподнимание в отношении - нарастание над самим собой или вертикаль как таковая - восхождение, возрастание, развитие, рост. Живая материя буквально начинает приподниматься над неживой. Дублирование второго тела в самом себе позволяет живому организму избежать зависимости от внешней среды и именно в самом себе или через себя открыть новый горизонт бесконечного Космоса. Эта вертикаль есть самораскрытие горизонтали. Следовательно, живая жизнь не чужда мёртвому Космосу, она базируется на той же самой мировой душе, что и всё остальное, но на такой душе, которая уже "не на месте" ( в двух смыслах - как потерявшая своё вселенское место и как не могущая полностью попасть в место локальное) и поэтому такая душа ищет выхода в самораскрытии во всё.


Рецензии