Кто такой Чичиков?

Кто же такой Чичиков? И почему автор выбирает именно его в свои герои?
Но обо всем по порядку. Как зовут нашего героя? Павел — от латинского малый, небольшой.

Уже в самом имени героя автор нам дает намек, что это будет маленький человек, ничем великим не прославленный. И внешность его под стать имени: «ни толст, ни тонок, не сказать, чтобы красив, но и не безобразен, не стар, но уже и не молод». И чин на службе у него ни то ни сё: «ни большой, ни маленький».
И вот данный герой появляется на страницах города N и завязывает знакомство с остальными героями. Его манеры безупречны. Он умеет понравиться окружающим. Он знает, где подсластить, где поддакнуть, где мило улыбнуться или преподать комплимент.

Все герои в восторге от своего нового знакомого. И в принципе Чичиков на самом деле не может не произвести впечатления. Но одна маленькая деталь от Гоголя – «о себе же он почти не говорил ничего» - дает образу героя некую тайну, некую загадку, которую читателю придется разгадать.

Об этом говорит и знаменитая шкатулка Павла Иванова.

"В шкатулке Чичикова мы видим много разных забавных вещиц, и все они говорят о характере героя. Мыльница и другие приспособления для туалета говорят о том, что Чичиков — опрятный человек; сургучи и перья — что он деловой человек; сорванная со столба афишка — что он друг театра, и искусство ему не чуждо. Свадебный билет — это мечты Чичикова о семье, письмо анонима с признанием в любви — свидетельство слабости сердца, а приглашение на похороны — знак того, что Чичиков, как и всякий смертный, помнит о смерти. Ибо он не только смертный, но и живой человек.

Правда, и сама душа его словно спрятана в шкатулке; открывая этот ларец, Чичиков как бы беседует с самим собою, но и здесь лежат только мертвые бумаги, которые ему дано лишь на мгновения оживить своим чувством. Так оживляет он восклицанием «сердечные мои» списки умерших крестьян, проданных ему Коробочкой и Собакевичем. Здесь шкатулка-душа приоткрывается, и хозяин-приобретатель предстает перед нами не как хозяин и приобретатель". [Золотусский Игорь Петрович,книга "Поэзия прозы"]

Для чего понадобились ему мертвые души до последнего остается для всех, и для читателей в том числе, загадкой. Одни думают, для того чтобы выгодно жениться, другие считают, что он поступает так из сострадания, из искреннего желания помочь помещикам, третьи – предполагают, что он мошенник и покупает неоправданно дешево эти души, чтобы впоследствии продать их втридорога и иметь выгоду. И в принципе в каждом предположении есть доля правды. Но об этом мы все узнаем лишь из последней главы.

О том, что Чичиков тоже живой человек говорит случайная встреча с губернаторской дочкой, в которую герой наш, несмотря на свою расчетливость, холодный ум и уже почерствевшее сердце, влюбляется как мальчишка. Чувства (пусть и не такие страстные и горячие как у героев романтизма) все же способны проявиться в душе героя, хотя и в зачаточном виде. («Славная бабёшка!»)

Своей же внешностью герой вполне доволен и, пожалуй, даже чрезмерно обстоятельно подходит к выбору гардероба, словом, прихорашивается как барышня, любуясь своим подбородком. Но не таково отношение дам к герою: женский пол довольно-таки привередливо оценивает его внешность: им не нравится его полнота, они не теряют рассудок от его подбородка, и вообще считают его довольно-таки заурядным представителем мужского пола, не стоящим их восторженных взглядов. И лишь слух о его несметном богатстве придает его фигуре некий шарм, загадочность, привлекательность.

Тут же появляется анонимное письмо от одной дамы, в котором она признается Чичикову в своих чувствах – намек Гоголя на письмо Татьяны Лариной к Онегину. Герой долго размышляет над этим письмом, пытаясь разгадать, кто же она, и собирается на бал.

Бал в произведении решает всё. Балом поэма начинается, балом она и закончится. Только если на первом балу герой сумел очаровать жителей города N, то на последнем – происходит всё с точностью до наоборот. Дамы разочаровываются в Чичикове из-за его равнодушия к их прекрасному полу и нескрываемой симпатии к дочке губернатора, мужчины – из-за слов Ноздрева о покупке мертвых душ.

И снова интересный момент – все герои знают, что Ноздрев - лгун, какого свет ни видывал, но слушают почему-то именно его.
 
И здесь все герои, да и читатели тоже, понимают, что они абсолютно ничего не знают о главном герое. Так кто же он такой? Общество вновь разделяется по признаку пола: дамы убеждены, что он приехал, чтобы увезти губернаторскую дочку, мужчины – теряются от загадок. Здесь каждый из них начинает припоминать свои грешки и видеть в Чичикове – возмездие за их черные дела. Происходит некая отсылка к «Ревизору» - герои так же не знают, что ждать от Павла Ивановича. Опасен он или неопасен? Подобные размышления наводят на помещиков города N не просто страх, но можно даже сказать ужас, так что сам прокурор не выдерживает этого и умирает.

И здесь появляется в произведении еще один важный герой - «Смерть». Но герои настолько погружены в свои думы и заботы о самих себе, что не обращают на нее никакого внимания.
 
Только Чичиков задумывается о кратковременности человеческой жизни, однако и он не проецирует это на себя. Он вздыхает о прокуроре, о бессмысленности его судьбы, но не задумывается над тем, что и он не вечен, что и ему однажды придется покинуть этот мир.

Тем временем повествование начинает приобретать все более и более философский оборот. И если поначалу нам было смешно и весело, то с каждой главой Гоголь заставляет каждого из нас задуматься над чем-то более серьезным и даже мистическим.

Споры героев о Чичикове нарастают снежным комом с каждой страницей. И вот автор устами героев поднимает следующий вопрос? А не является ли Чичиков переодетым Наполеоном?

Но Наполеон – слишком яркая и неординарная личность, чтобы оказаться неузнанным. Наполеон по-своему велик, ведь столько стран было покорено с его легкой руки. И правда, где Наполеон, а где Чичиков? Наш герой маленький и… скользкий. Не зря же Павел Иванович называет сам себя «ничего не значащим червём». И если фигура Наполеона слишком масштабна и велика для городка N, то Чичиков – слишком мал, и чтобы разглядеть его фигуру – нужно долго приглядываться через лупу, а он все время ускользает…

Так рождается повесть о капитане Копейкине – добром малом, который будучи ранен на Отечественной войне 1812 года остался без денег и пропитания. Государство отказывает ему в помощи, и тогда наш герой встает на путь «благородного» разбоя ради блага всего человечества. Он решает грабить казну с целью помощи пострадавшим защитникам русской земли от (как раз-таки) Наполеона.

Но эта мысль тут же отвергается остальными героями, потому как Чичиков имеет и руки, и ноги, а Копейкин остался инвалидом. Но для Гоголя как всегда важно не внешнее отличие, а внутреннее. И если Копейкин ставит перед собой благую цель, то цель Чичикова подобна цели Акакия Акакиевича из «Шинели». Она так же мала и ничтожна. Как Башмачкин целью всей своей жизни ставит желание приобрести эту заветную шинелишку, так и Чичиков видит весь смысл своей жизни в приобретении капитала для себя. Чичиков пускается в эту аферу для своего личного блага, и этим он отличается от Копейкина. Чичиков – духовный инвалид.

Ничего хорошего не выйдет из этой идеи – на это нам еще на первых страницах намекает автор - встреча Чичикова с попом (по народной примете, если человек встречает по дороге попа, то не жди удачи ни в каком деле), но Павел Иванович не придает этому никакого значения.

Чреда неудач преследует Акакия Акакиевича и Чичикова, потому как низменные цели наказываются автором. Здесь происходит параллель автор – Бог. Не зря Гоголь дал кощунственное определение русскому писателю: "При одном имени его уже объемлются трепетом молодые пылкие сердца, ответные слезы ему блещут во всех очах... Нет равного ему в силе - он Бог!"

И вот когда речь заходит о Боге, тогда открывается еще одна страшная мысль о главном герое поэмы. А уж не антихрист ли он? Ну не смешно ли – Чичиков антихрист? Да как это возможно? Когда придет антихрист, то завоюет весь мир, завладеет душами многих людей, чтобы привести их к погибели. А кому вредит поступок Чичикова? Это выгодно всем: и Чичикову, и государству, и помещикам. Это безвредно, но безнравственно. Чичиковская афера никому не приносит зла, но именно Чичиков ассоциируется с антихристом, который охотится за душами людей. Почему же?
 
"Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откр. 3:15).

Большое черное пятно на рубашке сразу же бросится на глаза, люди будут показывать пальцем, высмеивать или даже ругать. А маленькая миллиметровая крошечка так и останется незаметной на этом фоне. Большой и страшный поступок, такой как убийство, конечно, не останется незамеченным, а вот маленькие, казалось бы безвредные поступки, которые не лежат на поверхности, именно они приводят медленной, но оттого еще более мучительной смерти... К чему это я?

Снова вернемся к Наполеону, тем более что для многих людей той эпохи он ассоциировался как раз-таки с антихристом. Но еще раз повторим, что Наполеон – это слишком большая и масштабная фигура, он, как черное пятно на рубашке, сразу же бросился на глаза. Русский народ не мог не увидеть в нем угрозу и опасность для своего государства, и как результат – Наполеон, несмотря на все свое величие, был побежден.

А Чичиков мал и сер, он слишком зауряден, он всего лишь «ничего не значащий червь» - на него никто не подумает, что он может представлять угрозу человечеству. И именно этой своей незаметностью и примитивностью опасен Чичиков. Не зря действие поэмы происходит именно в центре России. Он, и правда, словно червь, потихоньку, незаметно, шаг за шагом прогрызает самую сердцевину, а без сердца, как всем известно, не может быть жизни.

И вот тогда вновь появляется страшная героиня гоголевской поэмы – Смерть. Но смерть не физическая, а духовная: смерть души. И Чичиков, и другие герои, духовно мертвы. Они не живут, но существуют на бумаге произведения. И вот она, тайна названия поэмы, – мертвые души. А те крестьяне, что записаны на купчей бумаге, хоть умерли физически, но они словно продолжают жить в реальной жизни. Здесь герои будто меняются местами. Почему это происходит? А все потому, что те, которые умерли, жили полноценной жизнью, они трудились, тоже чем-то занимались, и их дела оставили добрый след даже после смерти, потому как они ставили перед собой благие цели, а жизнь наших героев сера и невзрачна. Именно поэтому так страшна смерть прокурора…

Не желая дольше мучить читателей дилеммами о своем герое, Гоголь наконец открывает тайную завесу Чичиковской души: мы узнаем его биографию, после прочтения которой все, что было привлекательным в Чичикове поначалу, становится отталкивающим. 

Но в то же время у Чичикова появляется оправдание своим поступкам: так научил его жить отец… Детство героя нельзя назвать счастливым и беззаботным. Теперь мы знаем, почему он стал таким. И эта деталь биографии дает герою шанс на исправление, дает надежду на воскрешение его мертвой души.

Именно так и задумал Гоголь, неслучайно дав своему герою имя Павла. Библейский апостол Павел поначалу был страшным гонителем христиан и тоже представлял для общества некую угрозу, но он покаялся и изменил свою жизнь на 180 градусов. Так и наш герой, Павел Иванович, по изначальному замыслу Гоголя, должен был пройти через ад и чистилище, чтобы достигнуть райских чертогов…(отсылка к «Божественной комедии» Данте)

Встреча со смертью на похоронах прокурора – предвещает герою счастье. «Это, однако ж, хорошо, что встретились похороны». По народной примете, встреча с покойником – доброе предзнаменование. И Чичиков убежден, что данная афера принесёт ему успех, но совсем о другом счастье говорит Гоголь: счастье Чичикова – в будущем возрождении и спасении его души.

И птица-тройка, несущаяся ввысь над землей, в которой сидит Чичиков, как раз-таки и намекает на счастливый исход поэмы.

И лишь вопрос Гоголя «а нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?» заставляет нас задуматься над тем, кто такой Чичиков на самом деле…

Уж не я ли?


Рецензии