Самуил

    По-хорошему, о Самуиле, Сауде и Давиде нужно писать вместе, слишком их истории переплетены, но я попробую. Заранее извините за некоторые повторения.
    Пророк Самуил, последний судья Израильский, занимает особое место в израильской истории, он появился в очень тяжелые для евреев времена, когда сила была на стороне филистимлян, и даже ковчег Божий был взят Филистимлянами в битве при Авен-Езере и находился  в плену у Филистимлян. Самуилу удалось выровнять ситуацию и воплотить стремление тогдашних евреев об единоначалии и царской власти. Он сначала помазал в цари Израильские Саула, сына Киса Вениамитянина, а позже Давида, сына Иессея Ефрафянина из Вифлеема Иудина. Что же произошло, почему Господь и Самуил отвернулись от Саула, лишив его благодати божией, и призвали и помазали тайно Давида, при живом еще Сауле? Мне показалось интересным сосредоточиться на этом вопросе и понять, как же это могло произойти.
    Итак, все по порядку: Пророк Самуил был пятнадцатым и последним судией Израильским. Он происходил из колена Левиина, родился испрошенный у Господа своей матерью Анной и еще до рождения был посвящен Богу. В 3 года мать отдала его на попечение первосвященника Илия. В это время происходили постоянные стычки с Филистимлянами, а не надо забывать, что евреи все еще были в бронзовом веке, только Филистимляне и Хетты владели технологией выплавки стали, то есть перешли в Железный век  и пользовались железным оружием. Это отставание еще долго будет сказываться на положении Израиля. Это было очень тяжелое время для Израильтян, в битве при Авен-Езере  (упоминалась) Филистимляне убили 30000 Израильтян, среди которых были и сыновья первосвященника Офни и Финеес, одержав победу, они забрали Ковчег Божий. Илию было 98 лет, и когда он услышал о смерти сыновей и Ковчеге, он упал с седалища при дороге у ворот, на котором он сидел, сломал себе позвоночник и умер.
    После смерти Илия судьей Израильским стал Самуил. При его политике Израильтянам удалось вернуть все города, которые до этого взяли Филистимляне, а Ковчег Божий Филистимляне вернули сами. Состарившись, Самуил поставил своих сыновей судьями над Израилем, но они оказались корыстолюбивыми и погрязли в коррупции. Народ Израильский и старейшины Израиля хотели единоначалия и потребовали у Самуила поставить им царя. С Саулом было так: Саул был из сынов Вениамина, высокий и красивый, и однажды у него убежали козы. В поисках коз Саул дошел до места, где жил Самуил, а за день до прихода Саула Господь открыл Самуилу: «Завтра в это время я пришлю тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу моему – Израилю, и он спасет от руки Филистимлян» (1-я Царств, 9:16). Утром Самуил «взял сосуд с елеем, и вылил на голову его, и поцеловал его, и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего». Итак, Саул стал царем Израильским.
Теперь о вражде евреев и Амалика (Амаликитянах).  При завоевании Ханаана амаликитяне были первым народом, напавшим на едва вышедший из Египта Израиль. Затем евреям пришлось пройти через страну амаликитян. В дальнейшем между ними случались кровопролитные стычки. После воцарения Саула израильтяне предприняли карательную экспедицию против амаликитянского царя Агага (1 Цар. 15:2). 
    И сказал Самуил Саулу: «Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла». И собрал Саул народ,  И поразил Саул Амалика от Хавилы до окрестностей Сура, и Агага, царя Амаликова, захватил живого, а народ весь истребил мечом. Но Саул и народ пощадили царя Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить, а все вещи маловажные и худые истребили».
    А дальше «было слово Господа к Самуилу такое: жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил». Утром Самуил пошел встречаться с Саулом и сказал ему: «я скажу тебе, что сказал мне Господь ночью, не малым ли ты был в глазах твоих, когда сделался главою колен Израилевых, и Господь помазал тебя царем над Израилем? И послал тебя Господь в путь, сказав: «иди и предай заклятию нечестивых Амаликитян и воюй против них, доколе не уничтожишь их. Зачем же ты не послушал гласа Господа и бросился на добычу, и сделал зло пред очами Господа?»
   Саул оправдывался, сказал, что он «послушал гласа Господа и пошел в путь, куда послал меня Господь, и привел Агага, царя Амаликитского, а Амалика истребил; народ же из добычи, из овец и волов, взял лучшее из заклятого, для жертвоприношения Господу». Самуил же на это ему ответил, что «непокорность есть такой же грех, что волшебство» и «за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем». Царя же Агага Самуил лично разрубил в Галгале. 
   На мой взгляд, тут важна не степень нарушения указания Самуила (привел живым царя Агага и пригнал лучший скот), главное, что Саул не выполнил указание Самуила (или Господа) в точности. Это просто первый (возможно) в Библейской истории случай попытки церковных властей доминировать над светскими. Но и это не самое интересное, меня поразило здесь то, что Господь ошибся, выбрав Саула. А он вообще может ошибаться? Интересное библейское свидетельство.
   Далее Господь сказал Самуилу пригласить Иессея к жертве, и Самуил отправился в Вифлеем. Иессей подводил к Самуилу по очереди семерых сыновей своих, но никого из них не избрал Господь, тогда Иессей сказал, что есть еще меньший, он пасет овец. Привели Давида, он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом. «И сказал Господь, встань, помажь его, ибо это он». Взял Самуил рог с елеем и помазал его. «Дух Господень на Давиде с того дня и после. А  от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа» (1-я Царств, 16:11-14).
   Я оставлю на этом Саула, Давида и всех Израильтян и Филистимлян, замечу только об одном событии, связанном с Самуилом. Когда Самуил умер, собрались все Израильтяне и плакали по нем, погребли его в доме его, в Раме.
В то время Филистимляне собрали войска свои для войны, чтобы воевать с Израилем. Они  стали станом в Сонаме; собрал и Саул весь народ Израильский, и стали станом на Гелвуе. И увидел Саул стан Филистимский и испугался, вопросил он  Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим (это камень такой), ни чрез пророков. Тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу ее. Слуги его сказали, что в  Аэндоре есть женщина волшебница. Саул попросил волшебницу «вывести» ему Самуила. Самуил вышел из земли, Саул пал лицом на землю. На вопрос Самуила Саул ответил, что Филистимляне воюют против него, а Бог отступил от него, и более не отвечает ему никак.  И поэтому он вывел Самуила, чтобы тот научил его, что ему делать. И сказал Самуил: «для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду. Так как ты не послушал гласа Господня и не выполнил ярости гнева Его на Амалика, то Господь и делает это над тобою ныне. И предаст Господь Израиля вместе с тобою в руки Филистимлян: завтра ты и сыны твои будете со мною, и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян».
    Такова история Самуила, последнего судьи Израильского. А еще  я хотел бы заметить, Бог Саваоф ведет себя как человек, и ничто человеческое ему не чуждо: ревность, коварство, злопамятность, мстительность, но и раскаяние, и признание своих ошибок.   Невероятно!

Икона из пророческого ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (фрагмент). 1497 г. ГРМ. Спб
31.7.2021


Рецензии