Белые снегири - 42 - 2 -

2. НОВЫЕ АВТОРЫ

 ВЕЛИМЕТОВА Теяра Агамет кызы.

Член Союза писателей России, член Международной академии русской словесности, обладатель Золотой Есенинской медали, обладатель нагрудного знака Золотое перо Московии, лауреат Международной литературно-музыкальной премии имени Муслима Магомаева, лауреат Международной литературно-экологической премии имени В. И. Вернадского, автор романов: «Долгая любовь моя», « Узники Азазеля» и экологических истории для детей младшего школьного возраста «Земля у нас одна».

Велиметова Теяра Агамет кызы, уроженка села Пирал Кусарского района Азербайджанской ССР родилась 19 марта 1959 года в многодетной семье садовника.
В 1977 году закончив Волгоградское педагогическое училище, она работает в Пиральской средней школе учителем по Обслуживающему труду. В 1979-1982гг она работает Секретарем комсомольской организации совхоза им. Фрунзе Кусарского района Азербайджанской ССР.
С 1982 года Теяра Агамет кызы проживает в городе Видное Ленинского округа имеет за плечами педагогический стаж более 30 лет. К тому же в 1984 году Теяра заканчивает  литературный институт русского языка и литературы в городе Баку.
Сейчас она на заслуженной пенсии. Имеет двоих детей; дочь Голтвяница Гюльнара по профессии лингвист и сын Велиметов Альберт по профессии программист. И еще двое очаровательных внуков: Алиса и Миша.
Свою творческую деятельность, Теяра начала в 60 лет и очень успешно.  Первый ее роман посвящен великому музыканту 20 века, любови всей ее жизни Муслиму Магомаеву. Название книги «Долгая любовь моя» дала сама вдова певца. За этот роман, Теяра награждена Золотой Есенинской медалью Также она лауреат Международной музыкально-литературной  премии имени Муслима Магомаева. В 2019 году Велиметова Т.И. принята в члены писателей России отделения Московской области. В 2021 году ее принимают в члены Международной Академии русской словесности.
Второй роман называется «Узники Азазеля Она написана по горячим следам родственницы  писательницы, узницы женских лагерей в Сирии. Она также основана на реальных событиях военного конфликта, навязанного радикально  настроенными силами ислама. За этот роман она удостоена звания» Золотое перо Московии» с вручением одноименного нагрудного знака.
На данный момент у писательницы большой проект об экологии. А именно, написать несколько книги про экологию для детей младшего школьного возраста под общим названием  « Земля у нас одна»  Презентация первой части книги прошла на Творческом вечере писательницы в Доме национальностей  в Москве на улице Басманная. За этот сборник экологических  историй Велиметовой Т.А. присуждено звание лауреата Международной литературно-экологической премии имени В. И. Вернадского.
Сейчас она пишет продолжения экологических историй для второй части книги «Земля у нас одна».

         "... Владимир Викторович, можно публиковать все, что вы считаете нужным".
                Теяра Велиметова. Июль, 2021г.


РОМАН В ЖУРНАЛЕ

ДОЛГАЯ ЛЮБОВЬ МОЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

РАССКАЗ О ВЕЛИКОЙ ЛЮБВИ

                Он пел, словно жил,
                А жил, словно пел,
            Великий Орфей - Муслим.

                Алла Гольцева


  Разные бывают встречи. Порой короткие и яркие, они обжигают людей, но быстро забываются, некоторые вообще не оставляют следа в жизни. Но случаются такие совпадения человеческих судеб, которые рождают Великое Чувство - навсегда, до конца дней. Именно о такой встрече и пойдет речь в моем романе.

  Муслим Магомаев... Это имя многое говорит любителям музыки и сегодня. А в 1970-е годы его голос звучал подобно волшебной лире из древнегреческих мифов, завораживал, звал за собой в удивительный мир красоты и фантазии... Недаром его называли нашим Орфеем и достоянием всего СССР. Однажды он очень точно выразил эту мысль: "Мой отец - Азербайджан. Моя мать - Россия". Символично, что его женой стала восхитительная русская оперная певица Тамара Синявская.
  Не так много можно назвать на Олимпе нашего искусства примеров звёздного единения такого уровня. Конечно, это Вишневская и Ростропович, Масленникова и Покровский, Плисецкая и Щедрин, Пахмутова и Добронравов... Но Муслим Магомаев и Тамара Синявская занимают среди них особое место --
они были самой яркой, самой красивой, самой блистательной парой. На протяжении более 30 лет на них смотрели с восторгом и удивлением. Счастливому завершению их романа свадьбой радовалась буквально вся страна. Даже бесчисленные поклонницы Муслима, похоже, не испытывали зависти к Тамаре и усмиряли свои ревностные порывы, признавая в ней его царицу, избранницу его жизни -- его Эвридику.
  Про такие супружеские пары принято говорить: союз. И он действительно существовал у Магомаева и Синявской в полной мере, в самом прямом и высоком значении этих слов. Они оба были известны, красивы, талантливы. Они поднимали друг друга на пьедестал искусства все выше и выше. И это не громкие слова, а та реальность, в которой они жили и творили. Самые высокие достижения в творческой жизни этих великолепных певцов связаны с периодом их счастливой семейной жизни. Удивительные голоса Тамары и Муслима сливались настолько непостижимо глубоко и совершенно, что их дуэт становился явлением уникальным. Можно найти этому массу толкований чисто прагматических, вполне земных и понятных. Но есть и другое объяснение, которое вмещается в короткое и необыкновенное слово -- Любовь!
  Они любили друг друга -- с первой минуты своей встречи. Это была поистине Великая Любовь, которая делала счастливыми их самих, которая самим  своим существованием согревает и наши души. Они были, как говорили и Тамара, и Муслим, предназначены друг другу. Я согласна с теми, кто считает, что Муслим Магометович был одним из самых счастливых людей прежде всего не из-за популярности, а из-за любви своей супруги. Не менее известная артистка, солистка прославленного Большого театра, она уступила любимому место Великого Артиста, как и подобает мудрой женщине. В той же мере и Тамара Ильинична купалась в лучах его чувства, которое дарило ей самые лучшие мгновения в жизни.
  Конечно, они представляли не только творческий союз, но были и обычными людьми. Лишь Всевышний знает, каково жить вместе супругам разных национальностей, менталитета, вероисповедания. Были размолвки, ссоры, но это не помешало Магомаеву и Синявской сохранить свою любовь и пронести ее через всю жизнь.
  А ведь они могли и не встретиться... Накануне Дней Декады русского искусства в Азербайджане, где состоялось их знакомство, Тамара заболела и хотела отказаться от поездки. Но, видимо, судьбой была уже предначертана эта встреча, так счастливо изменившая их жизнь. И хотя в дальнейшем Тамаре и Муслиму пришлось пережить немало сложных перипетий, которые вполне могут послужить канвой для увлекательного любовного романа, но -- опять-таки как в лучших традициях жанра -- всё закончилось свадьбой. А затем... Затем были 34 года совместной жизни в любви и согласии, которые только подтверждают, что счастливые браки поистине заключаются на небесах.
  В романе "Долгая любовь моя" описаны два года из жизни этой прекрасной пары: с момента их знакомства до свадьбы. По сути, это классический любовный роман. Я постаралась соткать свое полотно из живых нитей образов, людей реальных и их прототипов, ныне живущих и уже ушедших в мир иной -- с тем, чтобы рассказать не только о главных героях, но и о той эпохе, и людях, живущих в то время, которому я посвящаю свое повествование.
  И всё-таки, несмотря на все приметы быта, над всеми событиями, что описаны в книге, что происходят в Баку и Милане, Москве и Казани, витает удивительное и неповторимое чувство Любви -- она соединяет героев, она окрашивает все происходящее тайным смыслом и особым светом. Это чувство поднимает нас над мелкими и смешными, а порой и нелепыми проявлениями жизни, заставляет радоваться и дышать полной грудью, как будто удалось нам прикоснуться к прекрасному роднику с живой водой, на дне которого хранится тайна Великой Музыки и Большой Любви!

                Теяра ВЕЛИМЕТОВА
                вечная поклонница
                Великого Орфея


ПРОЛОГ

В БОЛЬШОЕ ПЛАВАНИЕ...

                И нет мне неба роднее,
                Нет земли родней!
                Волна вдали качает
                Стаи кораблей,
                Белей нет в мире чаек,
                Моря голубей...

                Муслим Магомаев


    Баку. 18 декабря 2014 года. На борту самого современного, огромного белого корабля "MUSLIM MAGOMAYEV" собралась вся его команда. К набережной Каспийского моря подъезжает кортеж президента Азербайджана.
Ильхам Алиев с первой леди страны Мехрибан -
ханум подходят к кораблю вместе с народной артисткой СССР Тамарой Синявской. Тамаре Ильиничне подают ножницы. Ей поручено разрезать алую ленточку, чтобы поплыл по широким просторам Каспия этот красавец корабль.
    Холодный морской ветер обжигает лица. Дамы в черных строгих пальто, в темных очках, застыли в неподвижности. Команда -- в парадной форме. Ильхам Алиев с доброй улыбкой смотрит на новое судно. Тамара Ильинична дрожащими руками режет алую ленточку. О борт корабля по старой традиции разбивается бутылка шампанского. На счастье!
Искрящиеся осколки, искрящаяся жидкость подобно маленькому салюту привносит ощущение радости.
    Резкий ветер подхватывает ленточку и уносит в море, в дальние дали, в синюю вечность, будто весточку великому Муслиму... Корабль разукрашен тысячами шаров цвета морской волны. Тамара Синявская, взглянув на корабль, от волнения или от нахлынувших воспоминаний, закрыла лицо руками. Мехрибан-ханум протёрла глаза носовым платочком (то ли очки вспотели, то ли глаза стали мокрыми) и совсем близко придвинулась к Тамаре Ильиничне. Затем втроём они спокойным ровным шагом поднялись на борт корабля.
   
    Председатель закрытого акционерного общества Каспийского пароходства Азербайджана Ариф Кулиев после рукопожатия высоких лиц доложил президенту, что корабль "MUSLIM MAGOMAYEV" готов к эксплуатации.
    Пока президентская чета общалась с командой, Тамара Ильинична смотрела на небо, потом на море. Легко провела рукой по блестящему белому металлу корабля. Нахлынули чувства, мысли, воспоминания... Неожиданно она вздрогнула: тысячи шаров, то ли по регламенту, то ли от резкого порыва ветра, улетели ввысь. По репродуктору корабля зазвучала песня Муслима Магомаева "Мой Азербайджан".

    ... 42 года прошло с тех пор, когда молодая, но уже известная солистка Большого театра Тамара Синявская ступила на эту землю, ставшую ей второй родиной. Здесь певицу прозвали Тамара-ханум, что значит, госпожа.
А через два года её нарекут  "гэлин Азербайджана" -- невестка Азербайджана. Все эти годы её любят и ждут на этой земле, гордятся ею. А она, в свою очередь, любит этот народ, удивительно гостеприимный и открытый. Она благодарна президентской семье Азербайджана, особенно Мехрибан-ханум, которая, несмотря на занятость, всегда первая звонит и приглашает Тамару Ильиничну навестить Баку, развеять мысли или просто отдохнуть, провести время в кругу самых близких друзей.

    -- Вы для меня всегда были, остаётесь и будете моим ангелом-хранителем, -- поблагодарила Тамара Ильинична первую леди.
    А президент... Всегда сдержанный, корректный, несколько замкнутый, здесь, на борту корабля, названного в честь его близкого друга, почти брата ( по крайней мере, любимого, как брата),  открылся в ином своём образе, может быть, более домашнем. Ильхам Алиев обратился к Тамаре с теплой улыбкой, приобнял её, как близкого друга, и под прицелом многочисленных камер поцеловал. Пусть не свойственна такая открытость восточному человеку, но это исключительный случай.
    Президент Азербайджана сказал о Магомаеве самые теплые и проникновенные слова:
    -- Сегодня именем Муслима назван этот корабль. Он будет служить на благо нашей прекрасной страны, Родины Муслима, которую он очень любил... Имя его будет вечно в нашей памяти, в нашей душе, в сердце азербайджанского народа, в сердце России.
В Азербайджане он родился, сформировался, стал известным, в России он стал всемирно известным и смог полностью реализовать свой творческий потенциал. Уникальная личность, разносторонне талантливая. Как в одном человеке может совмещаться столько талантов, очень трудно представить. Но это так.
И вместе с тем -- прекрасный человек. Большая редкость, когда в одном человеке сочетаются и человеческие качества, и творческие... До сих пор никому не удавалось и, думаю, не удастся петь так, как Муслим. Сегодня, когда мы слышим его песни, каждый раз возникает чувство радости, чувство грусти и чувство боли, что так рано он от нас ушёл. Но он живёт в нашем сердце, в нашей памяти, в памяти его друзей. А мы с ним дружили очень близко и друг к другу относились с очень большой симпатией и уважением. Я очень рад, что сегодня вместе с Тамарой и Мехрибан на корабле мы посмотрели фотографии, которые отражают отношения Муслима с моим отцом: он относился к нему как к сыну, а он к нему -- как к отцу. Это наша семейная атмосфера передалась, думаю, всему обществу. Все в Азербайджане его любили и будут любить и помнить всегда.

... Тамара нажала корабельную сирену, тем самым открыв кораблю путь в большое плавание. И для Муслима, словно из песни его:

         "Море вернулось
          Говором чаек.
          Песней прибоя
          Рассвет пробудив..."


    Время... Оно скоротечно. Но это всего лишь время. Человек стареет, появляются морщинки, а душа... Она остаётся прежней, вечно юной и прекрасной. Она всё чувствует, всё помнит, словно это было только вчера... Ах, эти воспоминания!

          Плывут в дома воспоминания!
          Слова любви, слова признания.
          Живут во мне воспоминания,
          Живут во сне и наяву.
          Они -- тепло моё весеннее,
          Моя мечта, моё везение,
          Моя надежда и спасение,
          Пока я помню -- я живу!

          Воспоминания глядят в глаза,
          Воспоминаний обмануть нельзя.
          Они по самой сути --
          Мои друзья и судьи
          И мои наставники.

          Из песни М. Магомаева "Пока я помню -- я живу"
             ( музыка А. Бабаджаняна,
             слова Р. Рождественского )


ГЛАВА 1. ЗНАКОМСТВО

          Ушли от моря горы,
                Жажду утолив.
          И лёг на берег город,
                Охватив залив.
      Он стар и вечно молод,
                Здесь на берегу
       Залив глядит на город,
                Город мой Баку.

         Песня "Город мой Баку"
         Из репертуара М. Магомаева.


    Тамара встала очень рано -- нужно собраться в поездку, да и мужа хотелось чем-то порадовать. Сергей был танцором Большого театра и ночью возвращался с гастролей. Тамара с утра успела сварить ему настоящий борщ, который он очень любил.

    ... Она обессиленно опустилась в кресло и подумала, что живут они с мужем словно в разных измерениях: спектакли не совпадают, гастроли тоже. Вот и сейчас: Сергей возвращается из-за границы, а она улетает в Баку... "И зачем только согласилась выступать на этой Декаде?! Ну, конечно, ведущие будут с патетикой в голосе объявлять: "Солистка Большого театра!" А что солистке не здоровиться, и вообще у неё на душе кошки скребут и мучают какие-то туманные предчувствия -- до этого никому нет дела. Хоть бы пару дней побыла дома..."
Настроение у неё было плохое. Головная боль, насморк, тяжесть в теле, даже глаза стали какие-то тусклые.
    Она жила с мужем в старом доме в центре Москвы, на улице Мархлевского, в однокомнатной квартире. Она помнит этот дом с рождения -- прежде они жили здесь вдвоем с мамой. Мамы не стало вот уже как пять лет. Сама Тамара десятый сезон пела на сцене Большого театра. Всегда и во всем -- так её воспитывала мама -- она была примером: и в школе, и в училище, а потом в ГИТИСе, где получила музыкальное образование, и в театре... Обожателей всегда хватало, но она выбрала Сергея. Прежде все домашние дела делала мама, и когда ее не стало, Тамаре пришлось очень тяжело. Она сильно тосковала,  не знала, куда деваться, а Сергей её поддерживал во всем: он был для нее опорой, другом, на которого можно положиться в любую минуту. Тогда-то Тамара и дала согласие выйти за него замуж. У них было взаимное понимание, никогда даже голос не повышали друг на друга. Все поражались, глядя на них: вот ведь уживаются два артиста! Хотя Тамара уже была известна всей стране, её не раз приглашали на популярную тогда программу "Голубой огонёк", а Сергей -- рядовой танцовщик и уже собирается на пенсию -- артисты балета рано её оформляют. Многие делали Тамаре комплименты, начиная от директора Большого театра до уборщицы, говорили, что слишком она правильная. Но она только шутила, что мама её воспитала такой, а ещё ей повезло с мужем.
... Тамара выпила кофе, написала записку Сергею, заказала такси и поехала в аэропорт Домодедово. По дороге она смотрела в окно: шёл мелкий дождь, дул холодный ветер, все куда-то спешили с зонтиками, с деревьев падали осенние листья. Ей казалось, что она никогда не видела Москву такой мрачной, серой и угрюмой.
    В аэропорту собралась вся делегация, которая ехала в Баку на дни Декады литературы и искусства России в Азербайджане, во главе с министром культуры РСФСР Николаем Александровичем Кузнецовым. К Тамаре подошёл Роберт Рождественский и заметил:
    -- Тамара, что такая бледная и без настроения?
    -- Приболела немножко, -- ответила Тамара коротко -- ей не хотелось говорить о плохом самочувствии.
    Устроившись в кресле у иллюминатора, она почти сразу задремала.
    Проснулась, когда самолёт приближался к Баку. Лучи яркого солнца озаряли её лицо. Она открыла глаза, посмотрела вниз, а там эти же лучи играли ярким светом в волнах Каспийского моря. Затем самолёт развернулся над Апшеронским полуостровом и сел в аэропорту Баку. Через несколько минут подали трап. Их встречала огромная делегация: комсомольцы, пионеры, молодежь -- все с букетами цветов. Какая-то девчушка подбежала к ней, подарила охапку гвоздик и протараторила:
    -- Я вас узнала, вы поёте песню "Катюша". Моя бабушка очень любит, когда вы выступаете, вот я ей расскажу, кому вручила цветы!
    Затем делегацию отвезли в гостиницу "Апшерон".
    Её поразило то, как их встретили -- радостно, сердечно, все говорили по-русски. В Баку было тепло и солнечно. Люди шутили, смеялись. У Тамары поднялось настроение. Не успела она отдохнуть, как их пригласили ужинать в банкетный зал при гостинице.
    После ужина все разбрелись кто куда. К ней подошёл известный певец Полад Бюль-Бюль-оглы:
    -- Вы не хотите с нами прогуляться по городу?
    Тамара вежливо отказалась -- ей хотелось отдохнуть перед выступлением. Она пошла в номер и вскоре заснула крепким сном...
    Утром после завтрака их отвезли в Бакинскую филармонию имени Магомаева, где должен был состояться первый концерт. Синявская удивилась: как могли назвать филармонию именем живого певца? Но тут же её "успокоили": филармонию назвали в честь деда нынешнего Муслима, его полного тёзки и великого азербайджанского композитора.
    ... Открыли Дни декады литературы и искусства России в Азербайджане руководитель республики Гейдар Алиев и Николай Александрович Кузнецов. Концерт вели известный конферансье Юрий Григорьев и диктор Центрального телевидения Нонна Бодрова. Номер Тамары Синявской был в середине концерта. Она пела две песни -- "Катюша" и "Сирень". Шквал аплодисментов. Последним выступал Муслим Магомаев. Тамара не заметила, как он вышел на сцену. Муслим пел тоже две песни -- "Мой Азербайджан" и "Надежда". И зал, и за кулисами все дружно подпевали:
          Надежда, мой компас земной,
          А удача, награда за смелость,
          А песни довольно одной,
          Чтобы только о доме в ней пелось.

    Под овации и с охапкой цветов Муслим уходил со сцены. Концерт закончился. Тамара переоделась в костюмерной и вышла в коридор. Навстречу ей шли Роберт Рождественский и Муслим Магомаев. Роберт познакомил их друг с другом.
    -- Муслим, -- Магомаев поклонился ей и, как Тамаре показалось, слегка покраснел.
    -- Вам не надо представляться. Вас знает весь Союз! -- ответила Тамара, восхищённо глядя на него*. (* Из воспоминаний Тамары Синявской)
    "Он совсем не похож на  Дон Жуана! Какие светские манеры! Какая тонкая и красивая натура!", -- так думала Тамара Синявская, увидев его близко первый раз.
    Днём все участники Декады и элита Азербайджана обедали в большом банкетном зале "Саадат". В зал вошли Алиев, Кузнецов и другие чиновники. Гейдар Алиевич то и дело пожимал руки гостям, улыбался. Проходя мимо Тамары, остановился и спросил:
    -- Ольга из "Евгения Онегина"?
    -- Та самая! Тамара Синявская.
    Гейдар Алиев прошёл на почётное место и произнёс короткий тост.
    Столы ломились от разнообразия восточных яств и фруктов. К Тамаре то и дело подходили, спрашивали, как она чувствует себя, благодарили за великолепное исполнение. Она и сама осталась довольна концертом. Недомогание её прошло, и Тамара была в отличном настроении. Она заметила, что Муслим не сводит с неё глаз. И поймала себя на мысли, что ей это очень нравится. Вдруг к ней подошёл официант и подал белую салфетку. Она раскрыла её и прочитала: "Вы харошая дэ - вачка! Я хачу с вами дружить!"* (* Из воспоминаний Тамары Синявской)
    ... Через полчаса Муслим и Тамара вдвоём шли по улице. Магомаев предложил пройтись по Баку и ознакомить с достопримечательностями своего города. Он коротко пояснял: "Дворец Ширваншахов, Девичья башня, Ичери шехер -- они стоят вот уже несколько веков". Тамаре все было интересно. Город был по-своему очень красив. Больше всего она поражалась людьми: Тамара много гастролировала по Советскому Союзу, но такую дружественную атмосферу встретила в первый раз. Их узнавали, приветствовали, просили автографы.
    Ближе к вечеру они подошли к старому трехэтажному зданию. Около первого подъезда была лестница, по которой они спустились вниз. На дверях висела надпись "Чайхана закрыта". Тамара удивилась, но Муслим приоткрыл дверь, и они зашли в полуподвальное помещение с узкими окнами почти на уровне мостовой. Было очень чисто и уютно. К ним вышел молодой парень в чёрном дорогом костюме с золотым перстнем, в который был отправлен крупный алмаз, и, улыбаясь, произнёс:
    -- Я вас заждался!
    Затем представился Тамаре:
    -- Абрам! Одноклассник и друг Муслима.
    Как по велению волшебной палочки, Абрам накрыл стол. Чего только не было здесь: шашлык из осетрины, люля - кебаб, чёрная икра, долма... Запахи от этих блюд наполнили чайхану особым восточным ароматом. Хотя Тамара была не очень голодна, но все же попробовала каждое блюдо.
    -- Тамара Ильинична! -- извиняющимся тоном сказал Муслим, -- я вас ненадолго покину -- выйду покурить.
    Когда Муслим вышел, Абрам начал быстро говорить, как будто он куда-то спешил или боялся, что его не дослушают:
    -- Ах, Тамара-ханум! Как я виноват перед Муслимом. Это я научил его курить! Мы вместе занимались в музыкальной школе по классу фортепиано. Я у тёти Зины брал "Мальборо" по одной цене, а ему продавал по другой. Потом Муслим нас же угощал этими сигаретами. Он всегда и во всём был первым. Вы не слушайте про него всякие сплетни. У него очень ранимая душа. Ему нужна семья. Мы с ним рано женились. Через год он расстался с Офелией. А я бросил музыку. Стал спекулянтом. Мне жена родила троих сыновей. А младшему всего год, орёт по ночам, а я, как сяду за рояль играть, так сразу замолкает. Моя жена про меня говорит: "Пропал талант, остался от Абрама один спекулянт!" А что делать?..
    Сделав паузу на несколько секунд, Абрам продолжил:
    -- Чтобы прокормить семью, бросил музыку. Отец мой был музыкантом. Он хорошо знал великого деда Муслима -- в его честь названа наша филармония, где у вас был концерт. Мой отец умер, когда мне исполнилось 15 лет. Я стал подпольно торговать сигаретами, врать маме... Я часто бываю в Москве. Там у меня в ЦУМе подруга Лариса есть, у нее своя торговая сеть. Отсюда везу ей осетрину, икру, гвоздики, а у нее закупаю американские джинсы, московские детские костюмы и сигареты. У меня всё есть! Только душа страдает, понимаете, раздвоение личности: и жену люблю, и Ларису...
Почему это я рассказываю Вам? Муслим позвонил мне домой из городского автомата и сказал, чтобы я накрыл стол, возможно, будет высокая гостья из Большого театра. Я прибежал, повесил табличку: "Чайхана закрыта", стал готовиться к вашему приходу.
    -- Ну, всё рассказал? -- лукаво спросил Муслим, незаметно вошедший в чайхану.
    -- Пожалуйста, расскажите и Вы о себе, -- попросила Тамара, глядя на Муслима своими нежными глазами.
    -- Ну, что вам рассказать? Родился я и вырос здесь, в Баку. Отец мой был театральным художником. Он погиб на войне в апреле 45-го года, не дожив до Победы всего девять дней, мне было всего три года. Мама -- драматическая актриса, очень красивая -- я, кстати, похож на нее. Работала она в разных театрах. На семейном совете взрослые решили, что я буду жить у дяди Джамала, старшего брата отца, в Баку, и мама не будет вмешиваться в мою жизнь. Дядя -- крупный партийный работник, образованный, хорошо разбирающийся в музыке, к тому же он уже в зрелые годы выучился играть на фортепиано. Сейчас он живёт в Москве и работает в ЦК. Все Магомаевы очень музыкальные. В нашем доме всегда были известные люди, слушали пластинки Верди, Шостаковича, Шаляпина и других известных композиторов и певцов. С нами жили жена дяди Мария Ивановна -- тётя Мура, которая, кажется, перечитала все книги на свете, и моя бабушка Байдигюль -- они во мне души не чаяли. Все любили и опекали меня. Так что условия для моего воспитания в семье дяди были намного лучше, чем если бы я мотался в бесконечных гастролях с мамой. Мама уехала, а я остался в Баку.
    У меня была няня Груня, которая знала наизусть Пушкина, Крылова, Лермонтова. Каждую ночь перед сном она мне обязательно читала. Благодаря ей я очень рано пристрастился к чтению. Думаю, что именно поэтому так легко учился по гуманитарным предметам. Вскоре меня определили в музыкальную школу. Дядя мечтал, чтобы я, как и мой дед, стал композитором. Но в 14 лет я запел -- и пою до сих пор. Голос у меня, думаю, от мамы -- она прекрасно пела в спектаклях. Несмотря ни на что, я ждал маму, она мне снилась почти каждую ночь...
    -- Простите меня! А с мамой вы встречались? -- спросила Тамара.
    -- Однажды мама приехала на целую неделю погостить к нам. У нас жила Мария Григорьевна, помощница по хозяйству. Когда мама решила уехать, Мария Григорьевна предложила ей:
    -- Я тебя, Айшет -- так мою маму зовут, -- провожу до вокзала.
    Мы отправились вместе. На вокзале Мария Григорьевна пошла в ларёк за мороженым и почему-то задержалась. Поезд умчал меня вместе с мамой. Не знаю, договорились ли они об этой хитрости или так получилось случайно, но вышло, что мама украла меня...
    После небольшой паузы Тамара нежно взяла Муслима за руку - ее очень тронул этот рассказ - и сказала:
    -- Продолжайте! Прошу вас.
    -- Целый год я жил с мамой в небольшом городке Вышний Волочек. Я быстро познакомился с ребятами, учился в музыкальной школе. У меня была замечательная учительница по фортепиано -- до сих пор с ней переписываюсь. Мне очень нравились бывать в театре, где мама работала. Мы с друзьями даже придумали свой кукольный театр и ставили спектакли. И всё-таки я очень скучал по нашему двору, по родным. Да и мама собиралась на очередные гастроли. Когда закончился учебный год, я сам подошёл к ней и попросил отвезти меня обратно к дяде.
    Июнь, солнце, жара, наш двор! Мы приехали в Баку. Мама высадила меня из такси около дома и на прощание сказала:
    -- Сынок! У тебя блестящее музыкальное будущее! Иди, попроси всех, чтобы они меня простили. Я всегда буду любить тебя!
    Как ни в чем не бывало, я пошел домой.
    -- Какая реакция была у ваших родных, когда они увидели вас?! -- вдруг спросила Тамара.
    Муслим никогда ни с кем не говорил так откровенно. Он сам не понимал, зачем рассказывает Тамаре эти подробности. Но остановиться не мог: у него было ощущение, что он встретил родную душу, которая понимает его как никто.
    -- Дверь открыла Мария Григорьевна и упала в обморок. Бабушка причитала и целовала меня. Дядя весь поседел, и я в первый раз видел, как он рыдает. Тетя Мура охала и ахала, как я стал безобразно говорить, а я действительно быстро усвоил местный говор. Целую неделю приходили к нам гости, поздравляли дядю с возвращением блудного племянника. А Полад, мой друг, который жил за стенкой, от меня не отходил и всем говорил: "Муслим не смог жить там, без нас, без друзей! Правда, Мусик?!" А я кивал головой.
    -- После этого вы встречались с мамой?
    -- А как же! Мы всегда переписывались! Мама вскоре вышла замуж, у меня есть сестра Таня и брат Юра, с которым она приезжала на мою свадьбу. А в прошлом году мама два дня подряд приходила в гостиницу "Россия", где я останавливаюсь в Москве, а ее не пускали ко мне, не верили, что она моя мама. Я ничего не знал, спокойно сидел с друзьями в номере. Пришла милиция, шум в вестибюле. Работник гостиницы зашёл в номер и сказал, что какая-то женщина кричит, будто она моя мать. Я мигом спустился. Мама со слезами на глазах уже шла к выходу. Каково было изумление всех, когда я ее догнал. Мы с ней всю ночь разговаривали и не заметили, как наступило утро...
    Абрам принес поднос, на котором стоял фарфоровый чайник, две чайных пары с красивыми маленькими стаканчиками и двумя хрустальными вазочками. В одной из них были восточные сладости, а в другой -- сахар маленькими кусочками. Абрам разлил чай, от которого шел необыкновенный аромат.
    Муслим пояснил:
    -- Азербайджанцы пьют чай не из фарфоровых чашек, а из стаканчиков грушевидной формы: они так и называются "армуду", что означает "груша".
    Тамара пила чай и наслаждалась, потом спросила:
    -- Абрам, это индийский чай или цейлонский?
    -- Это азербайджанский! Особый сорт, который идёт на экспорт и для верхушки.
    -- Для какой верхушки?!
    -- Милая Тамара Ильинична-ханум! Какая вы наивная!
    Муслим молча пил чай вприкуску с сахаром, Тамара следовала его примеру.
    -- Абрам! Расскажи Тамаре Ильиничне, кто такая верхушка? А я пойду покурю.
    -- Верхушка -- это члены ЦК партии.
    -- Откуда у вас этот чай? Я никогда не пила такого.
    -- Моя знакомая работает в цехе, где упаковывают этот чай. Она договаривается с бригадиром, а выручку от продажи они делят пополам.
    -- Абрам! А можно я задам один вопрос?
    -- Пожалуйста!
    -- Я поняла, когда Муслим приходит сюда с другом или с подругой, вы всегда по-царски, по-восточному накрываете стол, как сейчас.
    -- Клянусь мамой! Тамара-ханум Ильинична-джан! Я первый раз вижу его таким! Ещё с женщиной! Да ещё с какой! Когда Муслим прилетает в Баку, он с друзьями устраивает тут весёлое застолье. Никаких женщин! Чайхана - это чисто мужская компания. Где наш Муслим, там шум и смех. А сегодня я впервые вижу его таким.
    -- Каким? -- уже улыбаясь, спросила Тамара.
    -- Не знаю! Как это выразить... Он хоть смеётся и шутит, когда мы собираемся здесь, но после Офелии в его глазах всегда тоска. А сейчас его глаза блестят. А это о многом говорит. Вот у меня всё есть. А сердце как страдает! Как научился врать маме в 15 лет, так и сейчас продолжаю. Жене говорю, что она у меня единственная, а Ларисе говорю, что её люблю. Муслим был всегда прямым, он мне говорит, если бы не дружил со мной, то прибил бы.
    -- За, что? -- от души смеясь, спрашивала Тамара Абрама.
    -- Как за что? Музыку бросил. Стал спекулянтом! Я ведь тоже подавал большие надежды в музыке.
    Незаметно вошёл Муслим:
    -- Абрам! Спасибо, что рассмешил Тамару Ильиничну. Мы пойдём.
    -- Муслим-джан! Можно, я ещё кое-что скажу Тамаре-ханум?
    -- Про тёщу, что ли? Ну, говори!
    -- Вы представляете! Моя теща, с тех пор как её муж умер, стала ясновидящей. Видит вещие сны! Узнала, что у меня есть любовница, стала шантажировать, что расскажет жене. А неделю назад она мне сказала, что Муслима ждёт блестящее будущее с самой красивой женщиной в мире!
    Муслим, галантно предложил Тамаре руку. Она попрощалась с Абрамом. Не выпуская своей изящной руки из широкой теплой ладони спутника, Тамара чувствовала себя как в восточной сказке с таинственным принцем и молча шла с ним дальше. По морскому запаху поняла, куда ведёт ее Муслим.


Рецензии