Культурная жизнь кипит. 97. 2021

Единомышьленники
Всем привет!

 Ведущий Злобный Мышалет продолжает рассказывать о достижениях наших авторов.
Если вы участвовали в фестивале, творческом вечере, провели встречу с читателями,  у вас есть свежие публикации в журналах, альманахах или у вас вышла книга? Это прекрасно, мы об этом напишем.
Иногда мы публикуем интервью с авторами.
****************

Сегодня для вас интервью с ИРИНОЙ ВОРОПАЕВОЙ.

  З.М.:  Чем для Вас является Ваше творчество - поэзия? напишите ваш самый первый стих, который Вы помните, и какие впечатления он у Вас вызывает.

И.В.:    Самый первый свой стих я сочинила, когда мне было 7 лет, записав его корявым почерком первоклашки. Стих был про березку. К счастью, он не сохранился, иначе не покидавшая меня с тех пор уверенность в том, что я поэт, могла бы поколебаться.
Но, если серьезно, поэзия для меня - жизненная составляющая. Без этого никак.
Вот один из очень ранних моих стихов, которым я, в общем и целом, довольна:
 
              Портрет дамы
 
Передо мной портрет прекрасной дамы
Изысканно-изящного письма.
Играет на устах ее улыбка,
А в волосах блистают жемчуга.

Все повторяется на этом свете.
Ты на меня с холста сквозь пыль и время
Глядишь насмешливо и равнодушно –
И знаешь обо мне гораздо больше,
Чем я успела о себе узнать.
 


З.М.: Что Вас вдохновляет писать стихи? напишите стих, который вам очень дорог и почему.
 
И.В.: Очень многое вдохновляет. Картины. Гораздо проще писать, когда хорошо представляешь себе то, о чем пишешь. Фильмы. А фильмы я люблю исторические. Вообще историю люблю. И мифы. Очарование таинственного прошлого (мистико-романтический такой флер) – вот это как раз по мне.
Еще книги, конечно. И новые, и старые. Сюжеты, герои, мысли.
 
Есть у меня один проект, который для меня был и остается дорогим и важным – стихотворения на тему цитат из «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского. Однажды перечитала, поразилось, как злободневно звучит – и попыталась переложить в стихи. Политика и сатира вообще-то не мое, но живем ведь не в вакууме.  Выбрала форму итальянского сонета, в те времена это было модно, во всяком случае, при английском дворе, а Эразма в Англии принимали хорошо.
 
Вот один сонет из цикла: 

 
Кто б ни был ты, коль в мире ты живёшь,
Не ведая иного устремленья
Помимо выгод и увеселенья,
Насквозь порочен и виновен сплошь, -

Чем больше натворил, тем слаще ложь,
Что ты грехов получишь отпущенье,
Все скверны обелишь в одно мгновенье,
В церковную копилку бросив грош.

Пожертвуй от щедрот во время службы
На общую свечу и церкви нужды, -
И выкуплена грешная душа.

Ты чувствуешь, насколько легче стало?
Потраченного стоит ведь гроша!
А дальше хоть греши себе с начала.
 


З.М.: Какая ваша любимая тема в поэзии? напишите любимый стих из этой темы.
 
И.В.: Любимая тема - никогда об этом не задумывалась. Любимые темы меняются вместе с увлечениями чем-либо, что происходит довольно часто – жизнь на месте не стоит.
Впрочем, есть одно непреходящее увлечение - культура разных эпох и стран. Да, это в самом деле очень для меня существенно. 
 
Стихотворение, которое я в связи с этим приведу, называется «Хаторическая колонна». Нравится мне этот стих. Кажется, хорошо получилось. Удалось выразить все, что пришло в голову, когда разглядывала соответствующее изображение древнеегипетской достопримечательности.
 
           Хаторическая колонна
 
Ушки развесила – слушает тишину
Ночи таинственной, спящей в священных залах,
Или эпох, сменявших друг друга, шум,
Сделавшись частью пустынных давно развалин,
     Или всему, чтоб ни было, вопреки   
(Пусть это слава, забвение - что придётся),
Где-то в пространстве на звёздной тропе шаги
Пёстрой коровы, в рогах берегущей солнце,
     Доброй коровы, чьё сладкое молоко,
Белое-белое, льётся в пространстве синем,
Здесь, на земле, естественно и легко,
Ставшей однажды женщиной - и богиней.

Воспоминанья, как тени, по глади лба
(Что-то о первом времени, дальше, глуше)
Лика в навершии каменного столпа –
Пышные пряди волос и коровьи ушки.
 
З.М.:  На какие темы Вы пишите стихи? Напишите любой свой стих, который Вам нравится, и почему именно он.
 
И.В.: Основные темы уже перечислены, остановлюсь на живописи как источнике вдохновения, поскольку таких стихотворений у меня много.  Вот, например, стихотворение на тему картины художника-импрессиониста Пьера Боннара «Начало весны. Маленькие фавны». Хотелось передать ощущение пробуждения природы, прозрачность неярких красок.
 
            Маленькие фавны
 
Кисточкой весна чертила ветки
В небе бледном, всё ещё туманном.
Выбравшись из рощи незаметно,
Маленькие фавны
     С любопытством вниз с холма смотрели
На постройки и поля долины.               
И звенели тоненько свирели
Песней соловьиной.   

Кувыркались в травке у подножья
Чуть листвой окутанных деревьев.               
Их никто не видел – лишь художник.
Кисточку на время
     Одолживший у весны волшебной,
Набросал он свой этюд воздушный -               
Рощу на холме под небом бледным,
Фавнов на опушке.

Холст остался – видно, в самом деле
Так и было (чудо – это просто).
И стучат копытца, и свирели
Раздаётся голос.
 
З.М.: Если стих, который вы писали сложно и долго? Расскажите о нём...

И.В.: Однажды я увлеклась старинными формами стихосложения (и это был не только сонет), о чем нисколько не сожалею, так как занятие увлекательное.
 
Красивая старинная форма – вилланель. Звучит песней, но сочинить непросто.
 
    Король и шут
 
Не заносись в своем воображенье,
Пусть даже ты замечен королем,
О глупый шут, уйми свое волненье.

Король твое одобрил выступленье,
Был увлечен внезапно шутовством, -
Ты поразил его воображенье.

Но собственных раздумий воплощенье
Нашел он в дерзком лепете твоем,
А потому и ощутил волненье.

Бывает – происходит совпаденье,
Но вызвано оно не мастерством.
Весь твой успех – одно воображенье.

Не ждут тебя хвала и поощренье.
Ты молвил правду – ты играл с огнем.
Что значит королевское волненье?

Кто объяснит шута исчезновенье
В последних актах драмы? Мы о том
Гадать лишь можем, и воображенье
Питают подозренья и волненье.
 
          Есть, однако, еще более трудоемкое занятие – попытки переводов. Немецкий и английский знаю по чуть-чуть, это дело не упрощает, поэтому за объемные произведения не берусь.
Я приведу перевод стихотворения немецкой поэтессы Эвы Шритриттматтер (Eva Strittmatter) – «Дружба» («Freundschaft»). Нелегко оно мне досталось. К тому же я солидарна с высказанными в нем мыслями, что позволило мне ощутить произведение отчасти как свое. 
 
          Дружба
 
Тех я зову друзьями,
С кем запросто, безо всяких затей
Усталыми вечерами
Могу посидеть на кухне своей
(Проблем с угощением не возникнет –
Какие закуски, хорош ли шнапс?);
С кем беды делить я привыкла
За годом год, за часом час,
Болезни детей, рутину забот;
С кем невозможно наговориться,
Ночи просиживая напролёт.
В дружбе – риска частица,
Жизнь ведь поставить на кон пришлось.
Оступишься сам, предадут другие –
Не чиркнет по коже, ранит всерьёз.
 

З.М.: Есть ли стих, который Вы написали «на одном дыхании», и он Вам сразу понравился. Расскажите о нём... Напишите этот стих.
 

И.В.: Имеется такое, несколько ностальгическое, но буквально «выплеснулось» на страницу, так что дорабатывать почти не пришлось.
 
            Прошлогодние птицы
 
Прошлогодних птиц в гнезде уже нет.
Должно быть, их не было и в прошлом году.
Улетели, не вернулись, затерян след.
Что увижу их вновь, я давно не жду.

А душа не тоскует, не плачет - ей               
Стал привычен отрешённый стылый покой.
Обмелела волна в полноводном ручье -
Не впитаться не вышло в песок сухой.

Вместо птичьих песен звенит тишина,
Распространившаяся всюду и везде.            
Мне ночами снится, если светит луна,
Будто сплю сама я в том старом гнезде.

Ветви раскачиваются, дрожат,
Тянутся ввысь, к серебряному лучу.         
Это я прошлогодняя птица, назад
Возвратилась и больше не улечу.
 


З.М.: Есть ли у Вас положительный, позитивный стих, который может поднять настроение? В каком настроении Вы его написали? Напишите этот стих.
 
И.В.: Стихотворение «След в веках» было написано после того, как мне на глаза попалась фотография рукописи ХIV столетия с «автографами» домашнего любимца хозяина – кошачьи лапки отпечатались. Картинка меня развеселила, стихотворение напоминает мне этот момент. В связи с чем привожу его здесь в качестве своего юмористического произведения (специфично, конечно, но никакого позерства, честно).
 
          След в веках

В лучах свечей старинный манускрипт
Читал мудрец в своем Средневековье,
Быть может, герметический трактат
(Тогда он был, скорей всего, алхимик),
Постичь желая тайну трансмутаций –
Чудесных превращений вещества,
И вот уже почти узнал секрет
Тинктуры белой и тинктуры красной,
Двух всемогущих рыкающих львов,
Но в самый этот судьбоносный миг
Вдруг на коленях в некотором роде
Лев – то есть кот, конечно – очутился
(И что-то мне подсказывает – Барсик).
Мудрец отвлёкся почесать за ушком
Прелестное игривое созданье,
Пушистый же мурлыка прыг на стол,
Чернильницу толкнул, задел перо
И, лапки замарав слегка в чернилах,
Возьми да и прошествуй по трактату,
Совсем без пиетета к содержанью.
Любимца пожурив и с книги сняв,
Увы, не вспомнил человек учёный
Ту гениальную свою идею,
Которая в уме почти сложилась,
И не был найден философский камень.
Зато свой след в веках оставил Барсик
В буквальном смысле.
 
З.М.:  Вы легко пишите стихи или у Вас много тратится время на доработку?
- поделитесь любым своим стихотворением, который Вам нравится и напишите, как Вы его написали, легко или сложно?
 
И.В.: Нет, пишется чаще всего нелегко, а бывает и совсем нелегко. Но я приведу «быстрое» стихотворение, не потребовавшее больших усилий, - сказочное, светлое такое, навевающее приятные мысли и ассоциации (лично мне, по крайней мере).
 
            Волшебный лунный сон
 
     Волшебный лунный день бывает раз в году.
Цветов и трав дурман впитал июньский зной.
Туманами клубясь, сгущается к утру
На кончиках ресниц волшебный лунный сон.
     Стен сумеречный тон - затоплен тенью двор.
Готический портал, витражное окно,
Холодных плит поверх лишайников узор.
Я здесь уже была, когда-то, так давно.
     В руке веретено, подарок и напасть.
На пальчике рубин, как жизнь сама, завис…
… И кто-то шепчет мне, целуя и смеясь:
- Красавица, проснись.
 
З.М.:  Какой последний стих Вы написали? Что Вас вдохновило на него?
- напишите этот стих.
 
И.В.:      

           Золотой вечер. Каир
 
Мерцает вечер бледно-золотой.
Подведена часов дневных граница.
Огромный город, шумный и чужой.
Дыханьем сфинкса плотный зной слоится –

Пустыня здесь совсем недалеко,
Где камни, пирамиды и туристы.
И солнце – в Нил оброненный цветок,
Как лепестки, лучей роняет искры.

Прощай, до завтра, огнеликий Ра!
А в целом это все давно знакомо:
Покинув дом, мы в дальний едем край,
Чтоб непременно загрустить по дому.
 
          Это одно из самых «свеженьких» стихотворений, буквально вчера. Написано по картине, но дело в том, что сейчас лето, период поездок и путешествий. Так что вполне своевременно, что и является настоящим источником вдохновения.
 
З.М.:  Вы можете дать совет начинающим поэтам современного времени?
 
И.В.:  Не пренебрегать опытом предшественников (старое не значит устаревшее, известно же). А еще участвовать в конкурсах – отличное дело, взгляд со стороны очень помогает (и вот тут-то ты и узнаешь, чего стоишь на самом деле…). 
 
З.М.:  Ваше отношение к жизни?
- напишите любой философский стих о жизни.
 
И.В.:
Старой крепости врата
 
Дикие белые розы увили вход. Он никуда давно уже не ведет,
Разве что в небо, в сияющий небосвод.

Башня разбита, упала стена во прах, тень от руины колеблется на цветах…
Так почему же пространство пустых ворот

Тянет к себе, завораживая, маня, будто бы в самом деле средь бела дня
Там, за порогом, какое-то чудо ждет?

Это душа живая зовет опять связь с повседневной рутиною разорвать,   
Это душа уводит за горизонт.
 
          Интерес ко всему, что наполняет жизнь, дает выход за рамки обыденности – это и есть мое отношение к жизни.
 


Рецензии
Спасибо за очередное интересное интервью! Ирине Воропаевой - неиссяккаемого вдохновения, новых стихов! С уважением!

Ольга Бурыгина   04.08.2021 16:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.