Реферат1409

Реферат
«Виды спорта комплексного разностороннего воздействия на организм занимающегося»




Новосибирск, 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….........3
1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ………………….…………....………………………………….…......4
2 ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА ……………...………….6
3 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ………...……………………………………………….….....…..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……….......13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….……….....................….....14

ВВЕДЕНИЕ

Проблема акцентированного воспитания и совершенствования основных физических качеств человека – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости – всегда менее сложна на самых начальных этапах систематических упражнений, то есть у новичков, так как в этот период, как правило, наблюдается одновременное улучшение каждого из них. Если мы развиваем силу, то улучшается и выносливость, если развиваем гибкость, то в какой-то мере совершенствуется и силовая подготовленность. Не случайно на этой стадии подготовки наибольший эффект дает комплексный метод тренировки, то есть общефизическая подготовка.  Однако, при высоком уровне подготовленности развитие физического качества начинает тормозить развитие другого. Вот почему штангисту высокого класса трудно достигнуть высоких показателей в упражнениях на выносливость, а бегуну на длинные дистанции – в силовых упражнениях.
Таким образом, акцентированное воспитание отдельных двигательных качеств с использованием конкретных видов спорта должно основываться на определенном минимуме развития всех основных двигательных качеств.


1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Методические принципы физического воспитания - наиболее важные положения, которые обобщают методические закономерности педагогического процесса;
 Физические упражнения - термин имеет двоякое значение. Во первых, им обозначают определенные виды двигательных действий, сложившихся в качестве средств физической культуры; во-вторых - процесс неоднократного воспроизведения данных действий.;
Методы физического воспитания - специальные способы, позволяющие целенаправленно решать задачи обучения движениям и развитию физических качеств;
 Двигательное умение - характеризуется такой степенью владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на отдельные составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи[1];
 Двигательный навык - такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью;
 Физические качества - определенные возможности человека в проявлении силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости.
Модельные характеристики – требования к физическому развитию, к уровню функционирования различных систем организма, к параметрам психической устойчивости для каждого этапа подготовки, ориентированного на возраст спортсмена.
Перспективное планирование спортивной подготовки – управление многолетним процессом совершенствования спортсмена, делится на планы многолетней подготовки, планы отдельных этапов и тренировочных периодов (от нескольких месяцев до нескольких лет).
Текущее планирование спортивной подготовки – управление тренировочным процессом в данном периоде подготовки (микроциклы, мезоциклы, отдельные соревнования или их серия).
Оперативное планирование – управление подготовкой спортсмена при выполнении отдельных тренировочных заданий, выступлениях на соревнованиях, поединках, схватках и т.п.
Структура подготовленности – включает отдельные стороны подготовленности спортсмена, а именно: физическую, техническую, тактическую, психологическую.

2 ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА

Задачи этапа:
; закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить результат;
; избирательно совершенствовать те физические качества (функциональные системы), от которых зависит высокий результат;
; совершенствовать технику в нестандартных условиях (на фоне утомления, эмоционального напряжения);
; облегчить технику движения (ознакомиться с прикладными способами его выполнения).
Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин.
Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков («положительный перенос») происходит в тех случаях, когда в технике движения есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега). «Отрицательный перенос» может возникнуть при одновременном разучивании движений, имеющих различные конечные фазы. Поэтому нельзя, например, обучать на одном занятии приземлению после прыжков в длину и в высоту с разбега[2].
По мере упрочения двигательных навыков появляется возможность преодолеть их отрицательное взаимодействие.
Формирование двигательных навыков происходит в единстве с развитием физических качеств. Например, с развитием силы, быстроты в прыжках, метании улучшается техника их выполнения, и повышаются количественные показатели.
Продолжительность формирования двигательного навыка зависит от сложности упражнения, например скоростно-силовые ациклические движения (прыжки, метание), связанные с точностью распределения мышечных усилий в пространстве и во времени, требуют длительного срока. Формирование двигательного навыка зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. На скорость образования двигательных навыков влияет психологическая установка (осознание поставленных задач, мотивов деятельности), а также положительные эмоции на занятиях.
Основываясь на закономерностях формирования двигательных навыков в теории и методике физического воспитания ребенка, педагог решает практические задачи обучения.
Каждой стадии навыка соответствует определенный этап обучения:
1-й этап — начальное разучивание двигательного действия;
2-й этап — углубленное разучивание;
3-й этап — закрепление и совершенствование двигательного действия.
На первом этапе (начальное разучивание движения) ставятся задачи по ознакомлению ребенка с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного представления о движении, выполнение его. Осуществлению этих задач способствует воздействие на основные анализаторные системы — зрительную, слуховую, двигательную; активизация сознания ребенка, создание у него представления о целостном двигательном акте. В основном это осуществляется в средней и старших группах дошкольного учреждения.
Исходя из поставленных задач, педагог пользуется методикой начального разучивания, которая включает: а) показ педагогом образца движения; б) его детальный показ, сопровождаемый словом; с) выполнение показываемого движения самим ребенком.
На втором этапе (углубленное разучивание движений) уточняется правильность выполнения ребенком деталей техники разучиваемого упражнения, исправляются ошибки. Зная механизм образования условных рефлексов, воспитатель восстанавливает в сознании и мышечном ощущении ребенка последовательность элементов движения и конкретность ощущений от выполняемого действия.
На третьем этапе (закрепление и совершенствование двигательного действия) при повторении движений постепенно развивается дифференцированное торможение. Все лишние движения затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движения закрепляются словом педагога.


3 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Краткая характеристика основных видов спорта и систем физических упражнений
Виды спорта, преимущественно развивающие отдельные физические качества: сила и скоростно-силовые качества, быстрота, координация движений
Виды спорта разностороннего воздействия на организм: единоборства, спортивные игры, многоборья
Нетрадиционные системы физических упражнений: атлетическая гимнастика, аэробика, бодидэнс, шейпинг, стретчинг, восточные системы упражнений, системы локального воздействия
Виды спорта, развивающие выносливость - все циклические виды спорта с нагрузкой длительного характера на фоне аэробного обмена: спортивная ходьба; бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции; велоспорт; лыжные гонки; биатлон; средние и длинные дистанции в плавании, конькобежном спорте; спортивное ориентирование; триатлон (бег + плавание + езда на велосипеде).
Высокий уровень выносливости – одно из главных свидетельств отличного здоровья. С помощью регулярных занятий на выносливость можно улучшить показатели физического развития, повысить функциональные возможности сердечнососудистой, дыхательной систем, работоспособность организма.
Выносливость важна при полноценном труде в любой профессии, необходима при освоении жизненно необходимых умений и навыков.
Все спортсмены обязательно в начале спортивной карьеры используют тренировки на выносливость, наивысшие же результаты в выносливости достигаются в 22-27 лет.
Приступая к тренировкам с развитием выносливости надо сразу настроиться на большую и тяжелую работу, связанную с воспитанием волевого противостояния утомлению.
Виды спорта, развивающие силу и скоростно-силовые качества:
; Тяжелая атлетика – совершенствует в основном способность к максимальным напряжениям при поднятии больших тяжестей. Применяются динамические и изометрические упражнения с большими мышечными усилиями;
; Гиревой спорт – многократные подъемы непредельного веса (гиря 24 и 32 кг). Основная особенность – развитие силовой выносливости;
; Атлетическая гимнастика – система упражнений с разнообразными отягощениями. Позволяет избирательно увеличивать массу отдельных мышечных групп, развивает силу и силовую выносливость.
Скоростно-силовые качества:
Легкоатлетические метания, толкания, прыжки – особенность: развитие силы и быстроты движений.
Виды спорта, развивающие быстроту - виды легкой атлетики (бег 100, 200м и 100, 110 м с барьерами), конькобежный спорт (бег 500 м), велоспорт (короткие дистанции на треке), фехтование, бокс, другие виды единоборств, ряд спортивных игр[3].
Быстрота имеет свою специфику. Спортсмен может проявлять хорошую быстроту в одном виде, а в другом виде – нет, т.к. нет прямого непосредственного переноса быстроты движений. Перенос быстроты осуществляется только в координационно сходных движениях.
В студенческом возрасте прекращается естественный рост быстроты, требуется специальная систематическая тренировка быстроты. Быстрота не имеет существенного значения в укреплении здоровья, коррекции телосложения, однако развитие быстроты необходимо в целом ряде видов спорта.
Виды спорта, развивающие координацию движений (ловкость) - спортивная акробатика, гимнастика спортивная и художественная, прыжки в воду, на батуте, прыжки на лыжах, слалом, фристайл, фигурное катание, спортивные игры.
Все эти виды (кроме спортивных игр) не оказывают значительного влияния на здоровье, но предъявляют значительные требования к нервномышечному аппарату.
Хорошая ловкость определяет успешность овладения разнообразными движениями, способствует обучению профессиональных умений и навыков.
Развитие ловкости обеспечивается разнообразием и новизной физических упражнений. Фундамент ловкости закладывается в детстве, в студенческие годы не имеет смысла начинать специализацию в этих видах, но для овладения новыми движениями и развития хорошей координации – путь открыт[4].
Игровые виды способствуют гармоничному развитию всех физических качеств, улучшают функции вестибулярного аппарата, совершенствуют точность движений, увеличивают поле зрения.
Командные игры воспитывают коллективизм, взаимопомощь, дисциплинированность.
Разнохарактерность спортивных игр по-разному развивает физические и психические качества игроков (напр. влияние на уровень МПК, рис.).
Спортивные игры решают и оздоровительные задачи, задачи активного отдыха, ряд игр имеет непосредственную связь с профессиональноприкладной подготовкой.
В последние годы приобретает популярность большое количество разнообразных систем физических упражнений, среди которых:
Атлетическая гимнастика - система упражнений с разнообразными отягощениями. Позволяет избирательно увеличивать массу отдельных мышечных групп, имеет как соревновательный, так и корригирующий вариант.
Аэробика – общедоступна и высокоэффективна. Музыкальный ритм, танцевальные элементы вызывают положительные эмоции. Аэробика развивает выносливость, силу, улучшает гибкость, ловкость, пластичность, это эффективное средство оздоровления, коррекции телосложения. Тай-бо – разновидность занятий аэробикой с элементами бокса и его восточных разновидностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во всём мире существует всего лишь два вида спорта. Различаются они между собой в основном по целям и задачам, которые перед собой ставят, и теми, кто занимается тем или иным видом спорта. Это массовый спорт и спорт высших достижений.
С помощью массового спорта люди во всём мире обретают возможность совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а, следовательно, противостоять нежелательного воздействия на организм современной экологии, ритма информационной жизни. Главной целью спорта высших достижений является достижение максимально возможных спортивных результатов на всевозможных спортивных состязаниях, соревнованиях и, естественно, на Олимпиадах.
Единая спортивная классификация необходима для того, чтобы сравнить уровень достигнутых результатов как в одной спортивной дисциплине, так и между различными видами спорта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Формирование двигательных навыков
[Электронный ресурс] — Режим доступа: https://infourok.ru/ (дата обращения: 14.04.21).
2. Особенности занятий физической культурой
[Электронный ресурс]: — Режим доступа:  http://kursak.net/(дата обращения: 14.04.21).
3. Физической культура в общекультурной и профессиональной подготовке    [Электронный ресурс]: — Режим доступа:  https://admissions.sfu-kras.ru/(дата обращения: 14.04.21).
 Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений [Электронный ресурс]: — Режим доступа:  https://www.referat911.ru  (дата обращения: 14.04.21).


Рецензии