Реферат1400

РЕФЕРАТ
Основные требования к организации здорового образа жизни обучающегося

Новосибирск – 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ЦЕННОСТЬ И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ 4
2. СТРУКТУРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 7
3. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ 10
4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗОЖ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19


 
ВВЕДЕНИЕ

В последнее время активизировалось внимание к здоровому образу студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности.
Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру жизнедеятельности студентов, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования.
Цель работы - рассмотреть организацию здорового образа жизни студентов.
Задачи работы:
- определить понятие «здоровье человека»и факторы, его определяющие;
- рассмотреть структуру жизнедеятельности студента и ее отражение в образе жизни;
- описать содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни;
- рассмотреть основные требования к организации здорового образа жизни.
 
1. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ЦЕННОСТЬ И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

Существуют различные подходы к определению понятия «здоровье», которые можно классифицировать следующим образом:
Здоровье — это отсутствие болезней;
«Здоровье»и «норма»- понятия тождественные;
Здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант.
Общее для этих определений в том, что здоровье понимается как нечто противоположное болезни, отличное от нее, как синоним нормы.
Поэтому понятие «здоровье»можно определить следующим образом: здоровье - нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2004. С. 131.
Наиболее философское, всеобъемлющее и наименее конкретное определение принято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» Европейская политика по достижению здоровья для всех на двадцать первое столетие (проект). Рабочий документ. - ВОЗ: Женева. - 1997. - 217с...
Авторы различных дефиниций здоровья используют множество критериев, характеризующих, с их точки зрения, сущность здоровья. Это и «оптимальное функционирование организма», и «равновесие между индивидом и окружающей средой», и «полнокровное существование человека» Смирнов И.Н. Здоровье человека как философская проблема // Вопросы философии. - 1985. - №7. - С.89 и мн. др.
По мнению В.П. Петленко и Д.Н. Давиденко, собравших большинство имеющихся на сегодняшний день определений понятия «здоровье», можно утверждать, что здоровье - это: 1) состояние организма, в котором отмечается соответствие структуры и функции органов и систем органов человеческого тела, а также способность регуляторных систем поддерживать гомеостазис (постоянство внутренней среды); 2) процесс сохранения и развития психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни; 3) способность организма сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации; 4) состояние организма, определяющее его адаптивные возможности и составляющее потребностно-мотивационную и информационную основу жизнедеятельности организма; 5) не только отсутствие заболевания или функциональных отклонений организма, но и наличие высокого уровня функционирования различных систем, а также гармоничность развития; 6) такое состояние организма, когда функции всех систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезненные изменения; 7) существование, допускающее наиболее полноценное участие в различных видах общественной и другой деятельности; 8) нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей.
Здоровье выступает как одно из необходимых условий активной, творческой, полноценной жизни человека. Только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном динамичном мире.
Здоровье во многом зависит от наследственности и возрастных изменений, которые происходят в организме человека по мере развития. Способность организма сопротивляться воздействиям вредных факторов определяется генетическими особенностями адаптивных механизмов и характером их изменений.
Согласно современным представлениям, большую роль в становлении адаптационных механизмов (примерно на 50%) играет период раннего развития (до 5-8 лет). Сформировавшаяся на этом этапе потенциальная способность к сопротивлению вредным факторам реализуется и постоянно совершенствуется. Но это лишь задатки, которые необходимо развивать Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев В.А. Здоровье и образ жизни студентов. Учебное пособие. / Под общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко. - СПб.: СПбГУИТМО, 2005. - 124с. - С.19.
К основным условиям формирования здоровой личности В.М. Бехтерев относил:
1. Наследственную природу человека.
2. Благоприятные условия зачатия и развития человеческого организма.
3. Благоприятные социально-экономические условия жизни.
4. Негативное отношение к алкоголю.
5. Жизнь по правилам гигиены (в том числе и психогигиены).
6. Рациональное воспитание.
7. Рациональное обучение.
8. Участие в общественной деятельности.
9. Направленность на совершенствование своей личности в соответствии с интересами человеческой общности.
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).
 
2. СТРУКТУРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

Образ жизни - здоровый, культурный, цивилизованный -- реализуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время.
Образ жизни — это одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирующих представления об определенном типе жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, нормы и правила поведения.
Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
Уровень жизни — это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория)
Качество жизни - характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (социологическая категория).
Стиль жизни - поведенческая особенность жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).
Образ жизни студентов представляет собой совокупность основных способов и видов их жизнедеятельности - учебно-познавательной, общественной, трудовой, коммуникативной. Специфика образа жизни современного российского студенчества определяется как трансформационными процессами, происходящими в самой высшей школе, во всей системе образования. Определенные коррективы в характеристику образа жизни вносят и региональные особенности.
Основным видом студенческого образа жизни является учебно-познавательная деятельность студента как субъекта образовательного процесса. Важнейшей составляющей образа жизни современных студентов является их жизненный уровень. Он прямо и опосредованно влияет на учебно-познавательную деятельности, общественно-политическую активность будущих специалистов, содержание их общения и досуга. Материальное положение, во многом определяющее уровень жизни, зависит от тех источников материального обеспечения, которыми располагает студент. Материальное расслоение среди студенчества находит свое отчетливое отражение в их дифференциации по состоянию здоровья и динамике этого показателя за время обучения, а также в вопросах качества и регулярности питания.
Повседневная учебная работа, зачётно-экзаменационные сессии с их интенсивной нагрузкой дважды в течении года, учебные и производственные практики — всё это требует от студентов не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психофизической подготовленности.
Установлено, что время на учебное занятия является наиболее стабильным и составляет 6 - 8 ч. в день, а время, затрачиваемое на самоподготовку студентом, колеблется довольно существенно, занимая 3 - 5 ч., а в период зачётно-экзаменационной сессии - 8 - 9 ч. таким образом, сумма учебного времени студентов составляет в среднем 9 - 12 ч. в день. Это очень значительная психофизиологическая нагрузка на организм молодого человека, которая показывает, что учебный труд является весьма напряжённым.
Итак, анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пиши, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24-30%, на режим питания - 10-16%, на режим двигательной активности - 15-30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5-6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов.
;
3. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей.
Здоровый образ жизни более чем на 50% определяет состояние здоровья человека. Формирование здорового образа жизни через изменение стиля и уклада жизнедеятельности является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения, его оздоровлении с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Научную основу здорового образа жизни составляют основные положения валеологии. Согласно этим положениям, образ жизни представляет выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить. Совершенно очевидно, что реализация принципов здорового образа жизни преломляется через призму социально-экономических отношений и формирование соответствующих поведенческих мероприятий.
В современном понимании понятие «здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни — это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности Давиденко Д. Основы здорового образа жизни // Основы безопасности жизни. - 2003. - № 4. - С.50.
Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, выполняемых оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности.
Здоровый образ жизни — это система мышления, поведения и стиль жизни, направленные на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение нормального роста и развития, высокого уровня работоспособности, профилактику заболеваний. Составными частями здорового образа жизни являются медико-биологические, социально-экономические и социально-психологические параметры.
Приоритетными медико-биологическими параметрами здорового образа жизни являются: потребность в медицинской помощи, создание необходимых условий с учетом возрастных физиологических потребностей, стремление к получению медико-гигиенических знаний, выполнение медицинских рекомендаций и назначений, своевременное обращение за медицинской помощью, готовность к оказанию первой доврачебной помощи, наличие гигиенических навыков и соблюдение санитарно-гигиенических нормативов, наличие часто или длительно болеющих в семье, активность участия в лечебно-профилактических мероприятиях, уровень двигательной активности.
К социально-экономическим параметрам относятся тяжелые и неблагоприятные условия производственной деятельности родителей, уровень доходов семьи, экономическая заинтересованность в высоком уровне индивидуального и семейного здоровья, возможность профессионального роста родителей, безработица, доступность медико-санитарной помощи, возможность рекреационной деятельности и взаимодействия с окружающей средой, трудоспособность родителей, состав и численность семьи, пенсионная обеспеченность, обеспеченность жильем и степень благоприятности жилищных условий.
Приоритетными социально-психологическими параметрами здорового образа жизни являются: установка на здоровую и продолжительную жизнь, наличие вредных привычек, асоциальное поведение родителей, образовательный и культурный уровень, образ жизни семьи, уровень социально-психологической готовности к созданию семьи, степень занятости, взаимоотношения детей с родителями, стремление к получению медико-психологических знаний, взаимопомощь и поддержка в семье, эмоциональный тонус, психологический микроклимат в семье.
В качестве альтернативы предыдущим подходам к исследованию проблем здоровья рассматривается системный подход, принципами которого являются:
отказ от определения здоровья как неболезни;
выделение системных, а не изолированных критериев здоровья (гештальт-критериев системы здоровья человека);
обязательное изучение динамики системы, выделение зоны ближайшего развития, показывающей, насколько пластична система при различных воздействиях, т.е. насколько возможна ее самокоррекция или коррекция; переход от выделения определенных типов к индивидуальному моделированию.
Также здоровый образ жизни включает в себя:
Регулярные физические нагрузки (как специально организованные занятия физкультурой, так и, например, ходьба пешком или езда на велосипеде вместо поездок на транспорте, подъём/спуск по лестнице вместо пользования лифтом), активный отдых. Важна правильная организация нагрузок. регулярные физические нагрузки связываютс с уменьшением риска многих заболеваний. Кроме того, регулярные занятия спортом или физкультурой сами по себе создают позитивную зависимость, улучшают качество жизни.
Правильное питание. Правильные привычки, связанные с питанием, помогают чувствовать себя лучше и выглядеть лучше. Неправильное питание является одной из основных причин смертности (около 60 % в Северной Америке).
Отказ от вредных привычек, употребления наркотиков (в том числе алкоголя и табака).
Умение справляться со стрессом.
Соблюдение правил безопасного секса.
Знание основ предоставления первой помощи.
Собственное усвоение хороших привычек.
Поиск и использование медицинской помощи в случае необходимости.
Потребительская информированность.
Защита окружающей среды.
Эффективное использование времени.
К основным составляющим здорового образа жизни студента относят:
Режим труда и отдыха
Понимание важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на закономерностях протекания биологических процессов в организме.
Организация сна
Сон - обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5-8 ч.
Организация режима питания
Рациональное питание — это физиологически полноценный прием пищи людьми, с учетом пола, возраста, характера деятельности и других факторов.
Организация деятельной активности
Один из обязательных факторов здорового образа жизни студентов - систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность».
Личная гигиена и закаливание
Гигиена тела предъявляет особые требования к состоянию кожных покровов, выполняющие следующие защитные функции: защита внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляция и др.
Закаливание - важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур.
Профилактика вредных привычек
Употребление алкоголя, наркотических веществ, табака входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье студентов.
Культура межличностного общения
Общение, эффективность которого определяется разновидностью коммуникативной культуры его участников, - ведущий вид взаимодействия людей между собой и один из компонентов здорового образа жизни.
Психофизическая регуляция организма
Все субъективные восприятия разнообразных жизненных ситуаций, явлений, их оценка связаны с эмоциями. Они помогают мобилизовать силы организма для экстренного преодоления каких-либо трудностей.
Для нормального функционирования мозга нужны не только кислород и питание, но и информация от органов чувств. Особенно стимулирует психику новизна впечатлений, вызывающая положительные эмоции. Под влиянием красоты природы человек успокаивается, а это помогает ему отвлечься от обыденных мелочей. Уравновешенный, он приобретает способность смотреть вокруг себя словно сквозь увеличительное стекло. Обиды, спешка, нервозность, столь частые в нашей жизни, растворяются в великом спокойствии природы и ее бескрайних просторах.
;
4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗОЖ

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей.
От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Никто не спорит с таем, что надо двигаться, закаляться, но большинство студентов ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.
Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ.
Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможна в том случае, когда известны причины этого явления. Что касается табакокурения, то подавляющее большинство студентов впервые знакомятся с сигаретой в 1-2 классах, и движет ими прежде всего любовыпство. Убедившись в том, что курение сопровождается неприятными ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), дети к табаку больше не тянутся, во 2-6 классах курят считанные единицы. А вот в более старшем возрасте число курящих начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство. Согласно исследованиям социологов, чаще всего это подражание, желание казаться взрослым, независимым, желание “быть как все»в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят. Также весомый вклад в то, что юноши начинают курить, вносит реклама табачных изделий в средствах массовой информации. Воспитание потребности в правильной организации досуга, во всемерном развитии своего физического и духовного потенциала — вот основная задача антиалкогольной и антинаркотической работы среди молодежи.
В заключении следует подчеркнуть, что практически все наркотики, включая табак и алкоголь, в большинстве случаев используются для снятия стресса, и надо знать, что значительно более успешно стресс снимается при помощи оптимальной физической активности и она может служить здоровой альтернативной курению, алкоголю и наркотикам.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здоровье студенчества во многом определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.
Образ жизни студента можно охарактеризовать как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности.
Cостояние здоровья студентов во многом зависит от образа жизни. В связи с этим повышенное внимание обращается на организацию здорового образа жизни студентов.
Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерны единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом.
Здоровый образ жизни создает для личности такую социальную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой, учебной и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни. Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни выступают:
– соблюдение режима труда и отдыха;
– соблюдение режима питания и сна;
– соблюдение гигиенических требований;
– организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности;
– отказ от вредных привычек;
– культура межличностного общения;
– содержательный досуг.
Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, выполняет закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности.
Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта.
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Городилин С.К. Физическое воспитание студентов: Тексты лекций / С.К. Городилин, В.В. Руденик. - Гродно: ГрГУ, 2002.
2. Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев В.А. Здоровье и образ жизни студентов. Учебное пособие. / Под общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко. - СПб.: СПбГУИТМО, 2005. - 124с.
3. Давиденко Д. Основы здорового образа жизни // Основы безопасности жизни. - 2003. - № 4. - С.50.
4. Европейская политика по достижению здоровья для всех на двадцать первое столетие (проект). Рабочий документ. - ВОЗ: Женева. - 1997. - 217с.
5. Коваленко Т.Г., Смеловская Е. Л., Агафонова Л.В. Основы здорового образа жизни и регулирование работоспособности студентов. В.олгоград; Узд.-во ВолГУ, 2002.


Рецензии