Встречай РАсСВЕТ, катайся по траве!

Русалки сеют росы - сладкий дар;
От хворей то - древнейшая заЩИТа.
В лучах Зари божественный нектар!
Наш эликсир бессмертия, "амрита".

Ты силой животворной напои
Все травы и дубравы, Росяница!
Укрась росою рожь и ковыли,
Даждьбога ты младая Сестреница!

***

Ты эту воду Живы - смело пей!
Сам Велес отвечает на вопросы
О том: КТО МЫ... (расспрашивай смелей!)
И вспомнишь: нас когда-то звали "Росы".

Встречай РАсСВЕТ, катайся по траве;
Пусть РАдостью умоются купавы*!
С Любовью в Сердце и царём в главе
Стань Чистотой и воплощеньем ЗдРАвы!

30.07.2021 (12:02)

 *купава = кувшинка, водная лилия

***
СЕСТРЕНИЦA-РОСЯНИЦA

В Антоновке Иван Филиппович Бас говорил: «Роса сильная — Трава обильная», а иногда: «Падала Сестреница-Росяница, зацветала Пшеница!» Из расспросов выяснилось, что значения этой пословицы-приметы он не знал: «Дед так говорил, и я говорю». После длительных поисков, расспросов мать моя объяснила: «Он, конечно, не знает, а когда я была девочкой, мне бабушка Варвара рассказывала, что среди Тридевяти Сестрениц была одна по имени Росяница. Бабушка всех их знала по имени, а я уж не знаю». Тем не менее она однажды сказала, что «Сенява тоже одна из Сестрениц». В Галичине мне старый дед рассказывал в Настасуве: «Сана да Сенява — две Сестреницы». В Юрьевке говорили, что среди Сестрениц были: «Овсяница, Житница, Пшеница, Травница, Перейца, Катраница, Березица, Вербица, Вышница, Сливица, Яблоница, Грушеница, Осиница, Терновница, Дивовица». А в Весёлых Тёрнах говорили, что есть «Розовица, Любистица, Канунерница и Мятница». Таким образом, видно, что Сестреницы были Божества Растительного Мира. Они считались «трижды Божественными», а потому и число двадцать семь — «тридевять», то есть «трижды Дива-Дэва». Число Девять было посвящено Дивам, или, по ведическим понятиям, Дэвас. Эти Божества были главным образом в поле, рощах или лесах. Встреча с ними не грозила никакими страхами, разве что молодому человеку было страшновато: Русалки щекотали парней из озорства, но к девушкам, женщинам и детям они были благосклонны.
Росяница-Сестреница владела Росами, то есть Небесной Водой, или Дажьбовой Испарью. Без этой испари урожая не могло быть, что и понятно, так как июнь и июль — месяцы жаркие, и если не выпадало дождя, то урожай мог действительно пострадать. В жизни крестьянина урожай и Роса имели важнейшее значение. В неурожай мужику ничего не оставалось делать, как идти в город, наниматься на работу, чтоб прокормить своих до нового урожая. Но если выпадала Роса, то она исправляла сушь, приносимую дневным Солнцем, и увлажняла почву. Пшеница напивалась росы за ночь и снова могла бороться со зноем. Когда наливается зерно, это имеет огромнейшее значение. Если же к тому ещё разражалась Гроза и гремел Перун в Небе, лил Дождь, то в период наливания зерна это было равносильно урожаю. В такие дни, чтоб зной не пожёг поля, ходили крестьяне с Крестным Ходом по полям и служили Молебны о даровании Дождя Земле Жаждущей. Иногда эти Молебны затягивались до поздней ночи и возвращались в церковь только к полуночи. Но вера в Росяницу была не только в Антоновке, но и в Юрьевке. Там делали несколько иначе, а именно, вечером брызгали водой на Траву перед домом, говоря: «Помогай, Небесна Царица, помогай, Росяница, на большие Росы, на Пшеницу, Просо!» Как видно, здесь уже был настоящий обряд, хоть и краткий, и даже Моление, обращённое к Росянице.
(отрывок из книги "Русь Заповедная", автор Миролюбов Юрий Петрович)
***
***
***

РОСА

На заре и на закате цветы, деревья, травы покрываются мелкими, кристально чистыми, переливающимися капельками росы. В росе испокон веков люди видели благословение, которое Небо дает земле. Предания сербов говорят, что росу сеют звёзды, предания украинцев — что она спадает с богини любви. Другие славянские народы верили, что её сеют на землю русалки. А античные греки — что она появляется из лунных лучей или из слёз богини утренней зари Эос. Ирида, божество радуги, вестница богов, одета в платье из сверкающей росы. Божественный, небесный дар, роса считалась нектаром бессмертия. В индуистской мифологии амрита, особое питьё, эликсир бессмертия, называлась «сладкой росой». Китайское Дерево сладкой росы, растущее в центре мира, на горе Кунь-Лунь, тоже символ бессмертия. В Месоамерике те же качества приписывали росе, появлявшейся на священном кактусе. «Воротами сладчайшей росы» образно называют буддийское учение. В Каббале роса — символ воскресения: мёртвые возрождаются Росой Света, испаряющейся с Древа Жизни. Появляясь на границе двух периодов — света и тьмы, роса обладает магической силой. Девушки умывались розовой росой, в которой отражался свет утренней зари, чтобы обрести красоту и здоровье. Считалось, что роса сохраняет силу восходящего, рождающегося солнца, и поэтому в особые дни, например в день святого Георгия (болгарская традиция), на восходе, катались по траве, на которой выпала роса. Русская народная сказка рассказывает, как Добрыню Никитича с детства заставляли кататься по утренней росе: от этого он стал таким крепким, что с шести лет мог вырывать с корнем дубы.
Особенно чудесную целебную и магическую силу роса обретает на русальной неделе, на праздник Ивана Купалы, на Праздник росы, отмечавшийся в северных странах. В эти дни русалка Росяница насыщает травы животворной силой, которая передаётся животным и людям.
Кельтские девушки на Бельтайн (1 мая) ходили умывать лицо росой и перед рассветом загадывали желание. Роса связана с зарёй и небом и всегда была символом кристальной чистоты, чистейшей субстанции. Поэтому в индуизме она стала символом божественного Слова, в христианстве — Святого Духа. Славяне называют росу слезами Богородицы — слезами умиления, сострадания и чистоты. У алхимиков роса — это зародыш философского камня и один из символов первоматерии. В тайных обществах была распространена эмблема с каплей росы, она отражала очень древнее представление о том, что человек — это «микрокосмос», вселенная в миниатюре. В капле росы отражается весь мир, от солнца до самого мельчайшего существа. Но главное — росинка пропускает через себя свет солнца, и он, преломляясь, начинает переливаться множеством цветов. Так и человек — если душа его чиста, он отражает божественный свет. Мифы некоторых народов говорят о том, что души людей, воспарив в небо птицей после смерти, возвращаются в мир живых — оставляют крылья и выпадают на землю росой. В индийских ведах сказано: «Путь предков ведет на луну, откуда души ниспадают с росой (сомой), возникшей из месяца (Сомы)». У неоплатоников капля — это естественная оболочка души (вода, окружающая что-либо, не просто охраняет, защищает: пространство внутри неё становится чистым и священным). Существует поговорка: «Дети — это Божественная роса». Сочетание на Ивана Купалу обрядов купания в росе и брачных обрядов и игр считается проявлением этой древней идеи реинкарнации.
Источник: http://www.manwb.ru/articles/simbolon/simbol_lengua/rosa/

Источник: www.ra-s-ved.ru
***

Русалка. Очень древнее слово. На протосанскрите (или «на скифском», как предпочитал называть Алексей Соболевский): рус+альва.

В греческом языке сохранилось, между прочим, и до нашего времени слово "русалия". Правда, тамошние филологи (как и священнослужители) не соотносят его по смыслу с русалками. Скорее позволят себе соотнести с названием Иерусалим. Кстати, в наиболее древних рукописных изводах встречаются начертания Роусалим, Ерусалим, Русалим.

Если верить книге Юрия Ульянова «Древнерусское слово» (Рязань, 2012), в писаниях пеласгов Град Божий назывался исключительно Роусалим, а в современных им текстах тюркских – Урусалим.

Язык сибирских племён сохранил память: имя знаменитого Первого Шамана – Альве – произносилось когда-то ещё как Рус. Этот легендарный человек (богочеловек), пришёл из Арктиды на крайний север Евразии аж до времён князя Яра.

Фамилия Альверус и по сей день распространена в Скандинавии. В одном слове полностью звучат оба варианта произнесения имени: Рус и Альве.

 """
Русалка как посредница между людьми и богами

 """
Но возвратимся к русалкам. О них интересно говорит Наталья Ильина в работе «Тайна Руси» (1955):

«Русалка – так же, как и Русалии – название Праздника Святой Троицы…

Образ древней русалки не сразу уловим… потому, что средневековые «водные жёны», полные коварства и соблазна, дают лишь искажённое отражение забытой богини…
Родственны русалке «вилы», упоминаемые в нашей древней письменности, и «лебединые девы» наших сказок и былин… В поверьях славян вила родится из дождевой капельки, которая была пронзена солнечным лучом. Или же – от капли росы, упавшей на осенний цветок…

Русалка живет в хрустальном чертоге… Берегини строят себе замки в облаках; полудница бежит в поле, волнуя рожь…

У русалки волшебный гребень, сделанный из кости царь-рыбы; с ним она может жить сколь угодно далеко от воды в лесу. Или вообще, где захочет. Однако и такие ходят на берег: любят качаться, сидя на ветвях, омываемых речною струёй…

Тот праздник, что называем Семик у великороссов, малороссы зовут Русалка…

Береговая дева есть огненная вода: ее природа – играющий (хмельной) мёд… Игрищами зовут прибрежные луговинки – русалки часто ведут по ним свои хороводы…

Есть у наших славян и такое поверье: пращуры обитали вокруг Великого Колодца, в котором царь-русалка хранила влагу бессмертия…

У некоторых славян сохранилось и такое представление: по смерти человека душа его делается русалкой (тут разумеется, вероятно, не средневековое значение этого слова, но много более древнее).

Русалка может превращаться в коня и птицу. [Священный Конь есть ведическая метафора Великого Триглава. См. «Евангелие от русских волхвов«. Поэтому КОНЕЙ запрягают на Руси ТРОЙКОЙ.] Древний миф еще живет в обряде «проводы русалки». Перед Петровками три парня покрываются парусом, причем тот, который идет впереди, держит конский череп…

[А почему же еще и в птицу может превращаться русалка? Потому что птица есть метафора Духа (как в древлеправославном ведизме, так и в христианстве).] В сказке о Морском Царе и Василисе Прекрасной 12 колпиц прилетают на берег моря. И превращаются в юных дев и при этом их оперения становятся на них белыми одеждами. Скидывают эти одежды, купаются. Царевич прячет платье одной из них и она остается с ним…

Птицы, обличье которых принимает русалка, появляются в древних мифах как носители света или живой воды. Или они как стражи. Лебедь приносит весной лучи солнца… Кукушка, вестница весны, зимою живет в раю у древа жизни, хранит ключи…

Русалка владеет мудростью, вещим знанием: для нее нет неразгаданных загадок, ей ведома судьба девушки, доверившей свой русальный венок речной волне. Как мудрая жрица в культе богов русалка испытывает веру человека и карает его за безбожие. Согласно народному поверью, русалки похищают полотна у девушек, уснувших без молитвы…

Русалка есть хранительница религиозных тайн: о «неведомом камне Алатыре», о живой воде и о живом огне-молнии, затаённом в папоротнике… о «силе божией»…

Благодетелен приход русалки на землю, но встреча с нею самой, богиней райских садов, гибельна для обычного дневного сознания, не постигающего в её явлении знаков нездешнего мира. Лишь вещий человек, на земле прозревающий неземное, безнаказанно любуется воздушно-лёгкими играми русалок и понимает их нездешнюю песнь.

Итак, богиня-посредница между богами (неземным) и земною природой, мудрая и вещая жрица в мистерии Весны». Вот, кто такая РУС-Алка
(Институт богословия Русской Северной Традиции СВА (Славянской Всемирной Академии)
   
***

ЗдРАво и Живо, Друзья!
Быть Добру!


Рецензии
Читая твои стихотворения, Тара, погружаешься в загадочный, таинственный для непосвящённого мир славянской древности, преданий и сказаний, которые есть часть древнейшей на Земле культуры наших Предков. Создание таких образов дорогого стоит, и у тебя это получается замечательно!
Быть Ведам, быть Добру!
С уважением и почитанием, Владимир.

Владимир Чекун   04.08.2023 00:37     Заявить о нарушении
Живо и здРАво, Володя! Да, связь с Предками сильна. А при написании стихотворения (особенно крайние годы), меня как будто погружают в некое полу-трансовое состояние. В нём и обРАзы ярче, и энергии мощней. Мыслится: тебе знаком этот душевный подъём, отрыв от ре-альности, именуемый "вдохновение".
Быть Добру! Руси цвести!
Обнимаю благодарным Сердцем, с Любовью безусловной, СестРА, У-РА!

Тара Ирия   03.08.2023 18:36   Заявить о нарушении
Знаком, точно подметила. Например, когда я писал поэму "Аркона", то как будто видел и ощущал происходящее, вплоть до запахов и звуков. Погружение было практически полным, я даже сам немного удивился...

Владимир Чекун   04.08.2023 00:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.