О критике и поэтах

О КРИТИКЕ И ПОЭТАХ - ИЗБРАННОЕ ИЗ ЭССЕ ТАМАРЫ СЕВЕРЦОВОЙ
(на правах цитирования)

Эпиграф:
Интертекст
Интертекст (фр. intertexte, m.)— соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов, обеспечивающее превращение смысла в заданный автором. Основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам.

Я понимаю, что Жванецкий был прав со своей фразой "Ко всем лицом не повернёшься". Если напишешь, что у Автора в некоторых рифмующихся парах строк разное количество стоп, то Автор скажет, что замечание моё неконкретно и просит указать эти строки (а самому ему проверить просто лень?). Когда же конкретно укажешь строки и предложения по устранению ошибок, другой Автор просто "посылает"

Для любого Автора его сочинение - как ребёнок для родителей и это надо понимать. Нормально - когда родители любят своих детей. Любят любых своих детей. Больших и маленьких, талантливых и обычных, здоровых и приболевших... Автор, что бы он ни говорил, любит все свои сочинения. Одни - больше, другие - меньше... Конечно, наши стихи - наши дети. Но ведь если ребенок с недостатком, а вы желаете ему добра, то вы будете его лечить, не так ли? Сказать, что от замечаний (от любых замечаний) у человека улучшается настроение - нельзя. Получать критические замечания любому человеку не очень приятно, и тут мы все похожи.

Если я скажу автору, что в его двух четверостишиях - восемь строк, можно ли это считать "критикой"? Конечно "нет", ответит любой человек, так как это - констатация факта. А если я скажу, что в двух четверостишиях автора - восемь строк и все они написаны ямбом, это можно считать "критикой"? Опять "нет", потому что это опять констатация факта. Здесь я подхожу к основной моей мысли - я говорю автору, что в его двух четверостишиях семь строк написаны ямбом и одна строка - хореем. Это опять просто констатация факта без оценки "хорошо" это или "плохо", но вот тут-то, у некоторых авторов, и начинаются "проблемы". Я хочу сказать, что никакого "критического разбора" ещё нет, а болезненная реакция на простую констатацию факта, у некоторых авторов, уже есть.

Мастерство в стихосложении - это умение не только написать текст, но и умение довести его до технического совершенства, включив максимум содержания в ограниченное речевое пространство стихотворения. Сюда же входит и такое совершенствование текста как правка, которая может быть не только технической, когда подыскиваются точные рифмы, выравнивается размер, ритм, метрические ударения и прочее, но и синтаксической, грамматической, лексической (когда подыскивается нужное слово), но главное - смысловой, семантической, когда автор вычищает уже почти готовый (как ему кажется) текст от логических, стилистических и прочих оплошностей.

"я не поэт, я просто пишу стихи"
Очень интересное заявление! Представьте себе такую ситуацию... Вопрос инструктора по парашютному спорту: "Почему вы хотите прыгнуть из самолёта без парашюта?" Ответ: "Я не парашютист!" Глупость, скажете вы? Такое невозможно! Но вот на стихотворном поприще, оказывается, такое возможно! Я предлагала автору, который "не поэт, но пишет стихи", определиться - либо он "не поэт" и то, что он пишет - "не стихи", либо он пишет "стихи" и тогда он "поэт". В противном случае (но я не говорила это автору, чтобы не обидеть его) автора можно спросить - если он "не поэт", то может быть он тогда графоман?

"это так и задумано!"
Я часто на замечания про сбой ритма получаю ответы вида "...ритм сбивается неспроста, а для остановки эмоционального восприятия" (конец цитаты). Это, например, похоже на ситуацию - когда на конкурсе бальных танцев пара будет объяснять свои "спотыкания и падения" желанием привлечь внимание жюри. Считаю, что это первая "защитная" реакция поэта - человека с впечатлительной душой.

"а судьи кто?" плавно переходящий в "сам дурак".
Иногда, получив простые замечания, которые легко устраняются исключением "лишнего" слова или перестановкой (инверсией) слов, автор, защищая себя любимого, сам встаёт на позицию неконструктивного и обесценивающего критика, переходя на личность Человека, сделавшего ему замечание. Мне приходилось выслушивать, что я "...недалёкая и занимаюсь гнусностью, чтобы пиарить одних и топить других"

Да, произведений на сайте много и не все они, мягко говоря, имеют высокий художественный уровень. Но ведь тот, кто, "перелопачивая" тонны породы, добывает алмазы или драгоценные металлы - не считает, что он работает на "помойке". А сколько сил потратили геологи, чтобы найти эту золотоносную или алмазную жилу! Разве они искали "помойку"? Я вот отношусь к Стихире как к "золотоносной жиле" поэтических талантов.

Ответ "математический".
Ответы авторов на замечания, которые я отношу к такой "группе", на первый взгляд, вроде бы, разные, но все они объединены ссылкой на какое-нибудь "количественное сравнение". Вот некоторые такие ответы:
- "я пишу стихи уже более двадцати лет";
- "у меня читателей за 5 месяцев больше 5000";
- "я творческий человек и принадлежу к сцене, имею потрясающий круг друзей";
- "с Вашими семнадцатью произведениями я бы сидел и не высовывался";
- "при Ваших 84 произведениях... всего 400 читателей";
- "у меня хороший муж, двое прекрасных детей и три собаки";
- "написав три стиха Вы выступаете критиком";
- "это сайт свободной поэзии 90% пишут своим стилем";
- "да уж, твой уровень заметен - 76 произведений и 386 читателей".

Ответ "маргинала".
В таком ответе автор выражает своё полное пренебрежение к тому, что и как он написал и как это выглядит в глазах читателя. Автору, мягко говоря, наплевать на своего читателя. Такая позиция характерна для достаточно большой группы поэтов-аутсайдеров, которые в силу различных причин изолированы от общества, либо живут на периферии общественных интересов, либо попросту забыты обществом. К этой группе относятся: душевнобольные, старики, дети, любители, примитивисты, поэты, исключившие себя из социального контекста и/или одинокие, изолированные обществом. Главный признак, объединяющий их в одну группу - их творчество осуществляется вне традиционных эстетических и художественных норм. В связи с этим к таким "поэтам" неприменимо понятие диалога между произведением и тем, кто его воспринимает. Иными словами, творчество таких поэтов не включает в поле своих проявлений читателя.


Мелвик
(Мельников Виктор)
Графоманю понемногу
В поздний час, в ночной тиши.
В темноте ищу дорогу
Для мятущейся души.


Рецензии