Поэты о поэзии

ПОЭТЫ О ПОЭЗИИ

Поэзия сравнивать с древней магией, нужно как шаман уйти в поэтическую магию.
Очень трудно писать хорошие стихи. Такой как это. Вот собирать жемчужина за жемчужиной, а не штамповать дешевый бисер. (Г.В.)

Райнер Мария Рильке

И в самый темный час ночной признайся: умрешь ли ты, коль запретят тебе творить?

Существует скрытая связь между ужасом и красотой, и где-то они дополняют друг друга, как ликующий смех жизни и затаившаяся близкая смерть.

Стихи ведь не то, что о них думают, не чувства (чувства приходят рано), стихи - это опыт. Ради единого стиха нужно повидать множество городов, людей и вещей, надо понять зверей, пережить полет птиц, ощутить тот жест, каким цветы раскрываются утром. Надо вспомнить дороги незнаемых стран, нечаянные встречи, и задолго чуемые разлуки, и до сих пор неопознанные дни детства, родителей, которых обижал непониманием, когда они несли тебе радость (нет, та радость не про тебя), детские болезни, удивительным образом всегда начинавшиеся с мучительных превращений, и дни в тишине затаившихся комнат, и утра на море, и вообще море, моря, и ночи странствий, всеми звездами мчавшие мимо тебя в вышине, - но и этого еще мало. Нужно, чтобы в тебе жила память о несчетных ночах любви, из которых ни одна не похожа на прежние, о криках женщин в любовном труде и легких, белых, спящих, вновь замкнувшихся роженицах. И нужно побыть подле умирающего, посидеть подле мертвого, в комнате, отворенным окном ловящей прерывистый уличный шум. Но мало еще иметь воспоминанья. Нужно научиться их прогонять, когда их много, и, набравшись терпения, ждать, когда они снова придут. Сами воспоминания ведь мало чего стоят. Вот когда они станут в тебе кровью, взглядом и жестом, безымянно срастутся с тобой, вот тогда в некий редкостный час встанет среди них первое слово стиха и от них отойдет.

О святое мое одиночество - ты!
И дни просторны, светлы и чисты,
как проснувшийся утренний сад.
Одиночество!
Зовам далеким не верь
и крепко держи золотую дверь,
там, за нею, - желаний ад.

Перевод А. Ахматовой

Стих - это та же музыка, только соединённая со словом,
и для него нужен тоже природный слух, чутьё гармонии и ритма.
В.Короленко

ШИЛЛЕР

Поэты, уже в силу самого этого понятия, везде — хранители природы. Там, где они не могут быть полностью такими и либо чувствуют на себе разрушительное влияние произвольных и искусственных форм, либо вынуждены с ним бороться, они выступают на стороне природы как свидетели и как мстители. Таким образом, они сами станут природой или будут искать утраченную природу. Отсюда происходят два совершенно различных рода поэзии, которыми исчерпывается и измеряется вся область поэтического. Все поэты, действительно являющиеся таковыми, принадлежат либо к наивным, либо к сентиментальным — в зависимости от того, к чему склоняется эпоха, в которую они расцветают, и от того, как влияют на все их развитие и на преходящие состояния их души случайные обстоятельства.

Знание современных поэтов научило меня искать в произведении прежде всего самого автора, встречаться с его сердцем, размышлять над предметом его сочинения совместно с ним, короче — видеть объект в субъекте; и мне невыносимо было, что здесь поэт везде неуловим и нигде не хочет удостоить меня беседы.

Поэт, сказал я, либо сам — природа, либо ищет ее. Первое делает поэта наивным, второе — сентиментальным. Дух поэзии бессмертен и неистребим в человеке и может исчезнуть лишь вместе с ним и с самыми основами человечности. Если свобода фантазии и рассудка увлекает человека от простоты, правды и необходимости природы, то ведущая к ней тропа остается ему всегда доступной, а мощная и неутолимая жажда, моральная жажда непрестанно влечет его обратно; и именно художественная способность состоит с этим влечением в теснейшем родстве. Она, таким образом, не утрачивается вместе с простотой, но лишь начинает действовать в новом направлении.

Природа по–прежнему остается единственным пламенем, притягивающим к себе дух поэзии; из нее одной черпает он все свои силы, к ней одной обращает свою речь также и в человеке искусственном, сформированном культурой. Всякое иное воздействие чуждо поэтическому духу; поэтому, заметим мимоходом, все произведения так называемого остроумия неправильно считают поэтическими, хотя мы, введенные в соблазн примером французской литературы, издавна причисляем их к поэзии. Даже теперь, в эпоху искусственности культуры, говорю я, единственным, что дает духу поэзии его силы, остается природа — но отношение к ней стало совсем иным.


"Интеллект не помогает человеку писать хорошие стихи, но может помешать ему написать плохие." Мишель Уэльбек, Мир как супермаркет.

"...истинный талант начинает не с попыток и подделок, а с созданий, часто нелепых и чудовищных, но всегда пламенных и, в особенности, свободных от всякой стеснительной системы или заранее предположенной цели".
В.Г. Белинский.


"В поэзии нужна страсть, нужна ваша идея,
и непременно указующий перст, страстно поднятый.
Безразличие же и реальное воспроизведение действительности
ровно ничего не стоит, а главное - ничего и не значит."
Ф. М. Достоевский


"Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихотворение – колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя."
Иосиф Бродский

«Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно
некстати,
Не так, как у людей.»
А. Ахматова


"Что касается слога, то чем он проще, тем будет лучше...
Главное: истина, искренность."
А.С. Пушкин


"Умение сочетать несочетаемое - сродни особому дару,
которым обладает далеко не каждый".
Автор неизвестен


Стихи надо писать так, что если бросить стихотворением в окно, то стекло разобьётся. (Д.И. Хармс)


Сергей Трохименко
Писать не каждому дано,
Стихи иль прозу, всё равно.
Но если дар такой Бог дал,
Сражай строкой всех наповал.

Да только думать не ленись,
Пиши с душой, не торопись.
Читатель сможет оценить -
Прочна ли творческая нить.



Щербина Борода
Не обходи пиита вольного сторонкой -
Черкни здесь пару строчек для потомков!

Андрей Смолл
Графомания - болезнь,
Но лечить не стану!
Рифмы в строки уложу
На пути в нирвану

Вера Чубыкина Кашперко
Говорят, что всё бумага стерпит.
Вот и я стремлюсь её марать.
Что же делать, если мыслей много
Да и слов, но некому сказать?

"...Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — вечности заложник
У времени в плену".
Б.Пастернак.

Девиз моего стиха: хочу "зацепить" вашу душу.
Моя формула счастья: счастье-это здоровье + ощущение нужности.
Мое убеждение: бойся равнодушных,глупых и послушных.Через них в мир приходит Зло.
Любовь Бекетова

"От сильной душевной боли рождается скрытая сила поэзии"
М.М.Пришвин

" Стихи - это способ самосохранения, в иных случаях, они мусор.. "
(Лю Ив.)

ЕП
афоризм очень сложный жанр, здесь легко создавать смыслы, а надо создавать идеи... Вот создавать идеи, это супер сложно.

Поэзия есть чистая исповедь души, а не порождение искусства или хотенья человеческого; поэзия есть правда души... Н.В. Гоголь

Людей не понимающих поэзию значительно больше, чем плохих стихов. ЕМ

Наталья Канунникова
На похвалу не многословна,
За критику благодарю,
Всегда веду себя достойно,
Всё что хочу, то говорю.

Викки Аль Честер
Только злобна поэтесса,
Ходит нища и тоща,
А хорошему поэту,
Плесни водки и борща,

Сергей Гаряев
Любой человек умеющий мыслить в Рифму - Поэт!

Юлия Бирне
Стихи - это наблюдения, ощущения и маленькие живые частички души поэта, которым никогда не суждено умереть...

Мелвик
Графоманю понемногу
В поздний час, в ночной тиши.
В темноте ищу дорогу
Для мятущейся души.

Мои стихи растут сродни
Цветам и травам придорожным:
Из них венок легко сплести
И затоптать легко их можно.
Светлана Шемякина

Викки Аль Честер
Только злобна поэтесса,
Ходит нища и тоща,
А хорошему поэту,
Плесни водки и борща,

Валерия Еремеева
Как сложно выразить порою
Все то, о чем поет душа!
И вот лиричною строкою
Ложится песня не спеша...

"Что касается слога, то чем он проще, тем будет лучше...
Главное: истина, искренность."
А.С. Пушкин

Викки Аль Честер
Только злобна поэтесса,
Ходит нища и тоща,
А хорошему поэту,
Плесни водки и борща,

Рамзан Назиров
Без мысли стих – игрушка,
пустая побрякушка,
каким бы ритмом ни ласкал,
какой бы рифмой ни блистал.

Константин Гожуленко
Я не читаю классиков, не разбираюсь в хокку,
Зато люблю романтику, субботу и судоку.
Люблю я горький шоколад, к нему покрепче кофию,
И лишь по воскресениям люблю я философию.
Люблю я женские натуры, и сладкий привкус нежных губ,
С ними приятней и понятней чем с "флейтой водосточных труб".

Александр Канторович
...мы не стремимся в первые ряды,
но, нам всегда до жути интересно,
что ощущают люди из среды,
себя великими считая - повсеместно...
А.К.

"Что касается слога, то чем он проще, тем будет лучше... Главное: истина, искренность"
А.С.Пушкин

"Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен"
А.И.Куприн

Не пой толпе! Ни для кого не пой!
Для песни пой, не размышляя - кстати ль!..
Пусть песнь твоя - мгновенья звук,пустой, -
Поверь, найдется почитатель.
(Игорь Северянин. Поэту)
Хочется надеяться....

Владимир Белявский
Приходят мысли, словно чудо,
Как озаренья краткий миг,
И строки – россыпь изумрудов
Выстраиваются в стройный стих.

Абашин Алексей
Вы говорите, что стихи нам диктуются сверху. Как можно править божественное? Попробуйте. Со временем вы заметите, что диктовать вам стали гораздо грамотнее.

Лис
Я жив. Страница мертва. Всё хорошо
(с страницы автора стихи.ру)

Простота – это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности.
Ж. Санд

Наталия Юрьевна Иванова
Мне кажется, что в этом – жизни суть,
И бытия несыгранные ноты.
И вновь я начинаю вечный путь
Сквозь тернии…

"Ремеслу стихосложения можно обучить каждого. Умелый стихотворец может быть или не быть поэтом, а неумелый только не быть.То есть ремесло стихосложения - есть условие, необходимое для всех пишущих, но недостаточное, чтобы быть поэтом".
(Георгий Аркадьевич Шенгели. "Трактат о русском стихе")


О КРИТИКЕ И ПОЭТАХ ТАМАРЫ СЕВЕРЦОВОЙ
Я понимаю, что Жванецкий был прав со своей фразой "Ко всем лицом не повернёшься". Если напишешь, что у Автора в некоторых рифмующихся парах строк разное количество стоп, то Автор скажет, что замечание моё неконкретно и просит указать эти строки (а самому ему проверить просто лень?). Когда же конкретно укажешь строки и предложения по устранению ошибок, другой Автор просто "посылает"

Для любого Автора его сочинение - как ребёнок для родителей и это надо понимать. Нормально - когда родители любят своих детей. Любят любых своих детей. Больших и маленьких, талантливых и обычных, здоровых и приболевших... Автор, что бы он ни говорил, любит все свои сочинения. Одни - больше, другие - меньше... Конечно, наши стихи - наши дети. Но ведь если ребенок с недостатком, а вы желаете ему добра, то вы будете его лечить, не так ли? Сказать, что от замечаний (от любых замечаний) у человека улучшается настроение - нельзя. Получать критические замечания любому человеку не очень приятно, и тут мы все похожи.

Если я скажу автору, что в его двух четверостишиях - восемь строк, можно ли это считать "критикой"? Конечно "нет", ответит любой человек, так как это - констатация факта. А если я скажу, что в двух четверостишиях автора - восемь строк и все они написаны ямбом, это можно считать "критикой"? Опять "нет", потому что это опять констатация факта. Здесь я подхожу к основной моей мысли - я говорю автору, что в его двух четверостишиях семь строк написаны ямбом и одна строка - хореем. Это опять просто констатация факта без оценки "хорошо" это или "плохо", но вот тут-то, у некоторых авторов, и начинаются "проблемы". Я хочу сказать, что никакого "критического разбора" ещё нет, а болезненная реакция на простую констатацию факта, у некоторых авторов, уже есть.

Мастерство в стихосложении - это умение не только написать текст, но и умение довести его до технического совершенства, включив максимум содержания в ограниченное речевое пространство стихотворения. Сюда же входит и такое совершенствование текста как правка, которая может быть не только технической, когда подыскиваются точные рифмы, выравнивается размер, ритм, метрические ударения и прочее, но и синтаксической, грамматической, лексической (когда подыскивается нужное слово), но главное - смысловой, семантической, когда автор вычищает уже почти готовый (как ему кажется) текст от логических, стилистических и прочих оплошностей.

"я не поэт, я просто пишу стихи"
Очень интересное заявление! Представьте себе такую ситуацию... Вопрос инструктора по парашютному спорту: "Почему вы хотите прыгнуть из самолёта без парашюта?" Ответ: "Я не парашютист!" Глупость, скажете вы? Такое невозможно! Но вот на стихотворном поприще, оказывается, такое возможно! Я предлагала автору, который "не поэт, но пишет стихи", определиться - либо он "не поэт" и то, что он пишет - "не стихи", либо он пишет "стихи" и тогда он "поэт". В противном случае (но я не говорила это автору, чтобы не обидеть его) автора можно спросить - если он "не поэт", то может быть он тогда графоман?

"это так и задумано!"
Я часто на замечания про сбой ритма получаю ответы вида "...ритм сбивается неспроста, а для остановки эмоционального восприятия" (конец цитаты). Это, например, похоже на ситуацию - когда на конкурсе бальных танцев пара будет объяснять свои "спотыкания и падения" желанием привлечь внимание жюри. Считаю, что это первая "защитная" реакция поэта - человека с впечатлительной душой.

"а судьи кто?" плавно переходящий в "сам дурак".
Иногда, получив простые замечания, которые легко устраняются исключением "лишнего" слова или перестановкой (инверсией) слов, автор, защищая себя любимого, сам встаёт на позицию неконструктивного и обесценивающего критика, переходя на личность Человека, сделавшего ему замечание. Мне приходилось выслушивать, что я "...недалёкая и занимаюсь гнусностью, чтобы пиарить одних и топить других"

Да, произведений на сайте много и не все они, мягко говоря, имеют высокий художественный уровень. Но ведь тот, кто, "перелопачивая" тонны породы, добывает алмазы или драгоценные металлы - не считает, что он работает на "помойке". А сколько сил потратили геологи, чтобы найти эту золотоносную или алмазную жилу! Разве они искали "помойку"? Я вот отношусь к Стихире как к "золотоносной жиле" поэтических талантов.

Ответ "математический".
Ответы авторов на замечания, которые я отношу к такой "группе", на первый взгляд, вроде бы, разные, но все они объединены ссылкой на какое-нибудь "количественное сравнение". Вот некоторые такие ответы:
- "я пишу стихи уже более двадцати лет";
- "у меня читателей за 5 месяцев больше 5000";
- "я творческий человек и принадлежу к сцене, имею потрясающий круг друзей";
- "с Вашими семнадцатью произведениями я бы сидел и не высовывался";
- "при Ваших 84 произведениях... всего 400 читателей";
- "у меня хороший муж, двое прекрасных детей и три собаки";
- "написав три стиха Вы выступаете критиком";
- "это сайт свободной поэзии 90% пишут своим стилем";
- "да уж, твой уровень заметен - 76 произведений и 386 читателей".

Ответ "маргинала".
В таком ответе автор выражает своё полное пренебрежение к тому, что и как он написал и как это выглядит в глазах читателя. Автору, мягко говоря, наплевать на своего читателя. Такая позиция характерна для достаточно большой группы поэтов-аутсайдеров, которые в силу различных причин изолированы от общества, либо живут на периферии общественных интересов, либо попросту забыты обществом. К этой группе относятся: душевнобольные, старики, дети, любители, примитивисты, поэты, исключившие себя из социального контекста и/или одинокие, изолированные обществом. Главный признак, объединяющий их в одну группу - их творчество осуществляется вне традиционных эстетических и художественных норм. В связи с этим к таким "поэтам" неприменимо понятие диалога между произведением и тем, кто его воспринимает. Иными словами, творчество таких поэтов не включает в поле своих проявлений читателя.

Шило Мыло
Я себя не считаю поэтом,
Разве только немного
причастен,
Но не мыслю себя я при
этом
Ни обиженным и ни
несчастным.
Понимаю я синее море,
Ощущаю я звёздное
небо,
И с поэтами даже не
спорю,
Что живёт человек не
для хлеба.

"Ремеслу стихосложения можно обучить каждого. Умелый стихотворец может быть или не быть поэтом, а неумелый только не быть.
То есть ремесло стихосложения - есть условие, необходимое для всех пишущих, но недостаточное, чтобы быть поэтом".
(Георгий Аркадьевич Шенгели. "Трактат о русском стихе")


Елена Задорожная-Щербакова
Стихи,скажу,не ерунда,
В них есть таинственная сила.
Пишу стихи,стараюсь я,
Чтоб вас за душу зацепило!

Я правил свое стихотворение полдня и вычеркнул одну запятую. Вечером я поставил её опять. (Оскар Уайльд)

Николай Чельтер
Я не поэт и не писатель,
не пародист и не герой.
Обыкновенный я читатель,
но кое-что пишу порой..

Собирая рифм, ажурные сплетения,
Я хочу проникнуть в тайны мироздания,
Я хочу дойти до смысла откровения,
Что б наполнить свою сущность силой знания!
/Мироныч/

«Поэзия - это живопись, которую надо слушать»
Леонардо да Винчи

Пускай меня никто не слышит.
Я к славе громкой не спешу,
Но-кто мои стихи услышит?
Никто.Поэтому пишу.
Е.Р.Баратынский.

Люрий
Я счастлив, когда получилась строфа,
ритмично в неё мысль легла без изъяна,
а если к тому же и форма нова,
то без алкоголя от радости пьяный!

Владимир Зиновьев Филиппов
Когда я коротко пишу,
Я знаю, эти строчки
Я до любого доношу,
Их все прочтут до точки.


Рецензии
С интересом прочла, спасибо!
"я не поэт"- понравилось объяснение. А по-другому? - Любитель, автор?.. ))
С ув. -

Татьяна Борукова   12.10.2021 00:53     Заявить о нарушении
Елена, дважды:
Викки Аль Честер
Только злобна поэтесса,
Ходит нища и тоща,
А хорошему поэту,
Плесни водки и борща,

Потом удалите.

Татьяна Борукова   12.10.2021 00:54   Заявить о нарушении
Спасибо, за замечание. Это я высказывания собираю для себя, чтобы к ним обращаться. Не как публикация здесь. А вот со временем подготовлю книжку про графоманов, вот тогда туда буду включать поучения поэтов..))

Елена Маркушева   12.10.2021 21:26   Заявить о нарушении