А ещё они летают 935

А ещё они летают 935

Инопланетяне чукчей - это грибы
Удивлению ученых не было предела, когда в 1965 году на Чукотке, в долине реки Пегтымель, впервые обнаружили наскальные рисунки, сделанные чукчами.  Поначалу попадались лишь изображения оленей - основного источника пищи у северного народа. Но когда археолог Николай Диков решил заняться этими петроглифами подробнее, то обнаружил среди рисунков совершенно непонятные изображения. То ли людей в огромных шляпах, то ли грибы со странными ножками, похожими на человеческие тела. Подобных рисунков на скалах ученые стали находить все больше и больше.

Все дело в шляпке
Поначалу возникло предположение, что эти петроглифы как-то связаны с ино¬планетными существами. Ученые, придерживающиеся более прагматичной позиции, пытались найти сходство изображенных предметов с чукчами в национальных одеждах. Но ни тем ни другим так и не удалось хоть как-то научно обосновать свои идеи. Тогда Николай Диков предположил, что это изображения таинственных человеко-грибов. Однако в то время его идея не получила поддержки в ученых кругах.
Так бы и остались очередной загадкой странные рисунки, изображенные чукчами на камнях, если бы в 1999 году известный этнограф Андрей Головнев при более подробном осмотре образов не обнаружил, что у грибовидных фигурок прослеживаются очертания ног, которые переданы замкнутой линией в виде ножки гриба. Эта находка сдвинула чашу весов в пользу гипотезы Николая Дикова. Но зачем и почему чукчи так настойчиво рисовали грибы с человеческими телами, предстояло еще разгадать.
По словам ученого секретаря Института археологии РАН доктора исторических наук Екатерины Дэвлет, «самые ранние «грибные» петроглифы датируются серединой первого тысячелетия нашей эры, а позднейшие - совсем недавним прошлым». Исходя из того, что чукчи на протяжении такого длительного периода рисовали человекоподобные грибы, ученые пришли к выводу, что это непременно связано с древним ритуальным обычаем северного народа.
Чтобы поставить точку в «грибном вопросе», в 2005 году на Кайкуульский обрыв была предпринята научная экспедиция, которую возглавила Екатерина Дэвлет. Исследователи отправились в долину реки Пегтымель с целью собрать максимально полный материал по чукотским петроглифам и изучить историю их происхождения. Место было выбрано не случайно.
Как рассказал «Итогам» участник экспедиции Игорь Георгиевский, «Кайкуульский обрыв Пегтымеля издавна был у чукчей чуть ли не единственным местом для переправы через реку. Здесь находится очень удобный брод, через который чукчи перегоняли оленей. Сначала диких, а потом, когда занялись животноводством, то и домашние стада». Соответственно, пережидая ненастья, люди расставляли там свои яранги и жили, пока река не успокоится, некоторые оставались на зимовку.
Споров о том, почему чукчи рисовали на скалах оленей, у ученых в принципе не возникало. «Известно, что северные народы, чтобы умилостивить духов, рисовали оленей на камнях как самой долговечной вещи на земле, - говорит Екатерина Дэвлет. - По их поверьям, такие изображения могли принести охотникам и оленеводам удачу». Но среди более трехсот групп рисунков, найденных за четыре экспедиции Екатерины Дэвлет, около 10 процентов как раз изображали грибных человечков. Зачем? Ответ на этот вопрос и предстояло найти экспедиции.
Живя рядом с чукчами, ученые, конечно же, постоянно контактировали с местными жителями, изучали их обычаи и культуру. «Оказалось, у чукчей существует самый настоящий культ грибов, причем не обычных подберезовиков или опят, а именно мухоморов», - говорит Игорь Георгиевский. Так на одну загадку стало меньше. И что означают пятнышки на шляпках рисованных человечков, теперь понятно. Но почему же они не рисовали грибы как они есть, а придавали им получеловеческий образ?
Уроки рисования
Не секрет, что некоторые народы в своих ритуальных обрядах использовали психотропные вещества для вхождения в состояние измененного сознания. В том числе различные ядовитые или галлюциногенные грибы поедали шаманы перед совершением таинств. Представители народов Севера и Сибири ели в том числе и мухоморы, но для них гриб был в большей степени средством достижения транса - не более того. Так же как вино для европейца или сахарные яства для восточного человека.
Для чукчей же мухомор был чем-то большим. Об этом свидетельствует хотя бы то, с каким усердием и какой ценой они выбивали свои рисунки на скалах. «Когда мы только начали изучать петроглифы, то не было и сомнений, что они сделаны каменными орудиями, - говорит Екатерина Дэвлет. - Ведь своего металла на Чукотке не было вообще. С середины первого тысячелетия он завозился с Амура, а потом из центральных областей России. Если какой-¬то предмет стачивался, то его не выбрасывали, а применяли для других целей».
Поэтому не могло быть и речи, что ценнейший материал использовался преимущественно для рисования на камнях. Но каково было удивление ученых, когда они провели трасологическую экспертизу и практическое исследование! Эксперименты питерского археолога Евгения Гири показали, что петроглифы наносились именно металлическими орудиями. «Если не жалко было этого драгоценного орудия, то можно себе представить, какую духовную ценность изображениям мухоморов придавали чукчи», - говорит Екатерина Дэвлет.
Раскрыть тайну странных рисунков во многом помогли и сами чукчи.
Хотя они очень неохотно говорят с посторонними об обычаях своего народа и никогда ни при каких условиях не рассказывают про духовную сторону своей жизни, но историкам и этнографам удалось выяснить, что люди-мухоморы существуют в мировоззрении чукчей наравне с остальными людьми. Оказывается, что северные народы используют мухоморы с вполне определенной целью. Их едят для общения с предками.
«У всех народов развит культ почитания своих умерших родственников. Мы, например, ходим на кладбище по определенным дням в году, - рассказывает Екатерина Дэвлет, - и там, сидя у могилки, поминаем родителей или бабушек с дедами. Чукчи тоже не забывают о своих корнях, но процесс общения с предками происходит у них по-своему».
Могилы на Чукотке выглядят иначе. Обычно чукчи укладывают тела усопших родственников в тундре, и их растаскивают дикие животные. Иногда сооружаются каменные коробки в разломах скал. Но к останкам чукчи не ходят. Они посещают умерших в стране предков. По легенде, это большая долина, покрытая льдом из слез усопших людей.
Попасть в эту страну сам человек не может. Его должен провести туда человек-мухомор, который приходит только тогда, когда чукча съедает гриб и погружается в состояние, подобное опьянению. Если у других народов подобные психотропные препараты могли принимать только служители культа, то у чукчей мухоморы были доступны каждому. По словам местных жителей, процесс посещения умерших родственников происходит следующим образом: чукча съедает нужное количество мухоморов. Обычно оно кратно магическому числу 7.
Хотя медики уверяют, что такое количество ядовитых грибов для обычного человека просто-напросто несовместимо с жизнью. После этого принявший грибы ложится и ждет прихода тех самых людей-мухоморов. Затем грибы «ведут» к желаемому предку. Тот может рассказать ему о своей загробной жизни и ответить на волнующие вопросы. Например, что замыслил дух болезни или дождя.


Рецензии