Путешествие из Переславля в Липецк. На велосипедах

   Это было в далёком 1988 году. В конце весны дома встревожились — старший сын не пришёл ночевать. Внимательно всё осмотрели — нет велосипеда. Ребёнок занимался в туристической секции, достаточно часто ходил в походы с ночёвками, но всегда предупреждал, а тут неизвестность. Волновались, конечно. Вечером следующего дня сын появился. Он ездил на велосипеде из Переславля в Ярославль и обратно — порядка трёхсот километров, учитывая движение по Ярославлю. 
   Ночевал на железнодорожном вокзале Ярославль Главный.  Мать его в сердцах отругала, я не стал. Сказал, что мог бы оставить хотя бы записку,  зная, что вряд ли мы бы его отпустили. О родителях-то тоже надо было подумать. С другой стороны триста километров за два дня  на велосипеде — это очень впечатляет — ведь ему было всего тринадцать лет.
   Как-то в начале лета мы катались с ним на велосипедах. Присмотрелся, ход у него был достаточно резвый, порядка двадцати километров в час. Спросил: «Сколько времени ты можешь выдерживать такой темп?». Сын ответил, что это его обычная скорость. Предложил ему: «Скоро я уйду в отпуск, хочу поехать в Липецк к брату на велосипеде. Поедешь со мной?». Он согласился, и мы стали готовиться — всё-таки шестьсот километров это не шутки.
   Сначала необходимо было проложить маршрут. Решили проехать по М8 до МКАДа, и, проехав двадцать с небольшим километров, и, далее через Коломну, Каширу пойти по трассе М5. Необходимо было учесть точки питания, утром завтрак в поле, затем четырежды в день поесть в кафе или столовой по дороге, и перед ночёвкой чай. Планировали проехать маршрут за три дня, то есть по двести километров в день, двигаясь со средней скоростью двадцать километров в час.
   Одна пища явно не восполнит потери энергии. Запаслись восстанавливающими энергию препаратами такими как Ревит, Митомин и аналогичными. На МКАДе нас остановили ГАИшники, сказав, что проезд по МКАДу на велосипедах запрещён. Но удовлетворились объяснением, что мы через несколько километров свернём на Каширу.
 Я ехал на 4-скоростном Спутнике, сын на хорошо отрегулированном облегчённом дорожнике. Рюкзак с одноместной палаткой, всеми припасами и необходимыми принадлежностями был у меня, сын ехал налегке. Старались придерживаться одного темпа, чтобы не уставать. Это было нетрудно, пользуясь километровыми столбами трасс и дорог и счётчиком километража моего велосипеда. Погода была хорошей, дождей мы не застали. Две ночи мы провели в полях. одноместной палатки нам вполне хватило.
   На третий день чувствую, что сын начал уставать. Не удивительно для тринадцатилетнего подростка с ещё неокрепшим растущим организмом Скорость пришлось немного сбавить. После обеда, идя на подъём, услышал треск спиц своего заднего колеса. Нагрузка-то на него была достаточно приличной — своя масса с не хилым рюкзаком, да и встать пришлось с седла. Остановились. С одной из сторон было срезано семь или восемь спиц. Прикинул, что перетянув спицы на другой стороне, смогу доехать до Липецка., а ремонт сделать уже у брата. В результате скорость пришлось ещё сбавить, да и чередование спусков-подъёмов участилось. В Липецк приехали уже поздно вечером.
   Подъезжая к городу увидели сплошное красное дымное зарево металлургических производств. Тогда стало понятным, почему брат говорил, что в Переславле воздух чище, чем у них в окрестных лесах. С точки зрения экологии жителям Липецкой области не позавидуешь.
   Приехав, день отдали отдыху. Поставили в известность домашних о своём благополучном прибытии. Тёща с тестем охали, да ахали, узнав о нашем путешествии. Особенно переживали за внука, в состоянии ли он будет выдержать такую дорогу. На что супруга ответила: «А я нисколько не переживала. Ведь сын был с отцом, и я была спокойна». На то время нашему третьему младшему сыну не было ещё и года. Но спокойствие матери было поистине олимпийским. Брат тоже выразил своё изумление нашим путешествием, сказав, что сам бы никогда не осмелился даже подумать об этом.
   Меня это путешествие не особо утомило. Всё-таки когда мы жили в Новосибирске незадолго до переезда в Переславль я был председателем спортсовета организации и капитаном команды. Зимой бегали на лыжах — не то, чтобы на пластике, на «дровах» выполнял норматив первого разряда. На лето для поддержания формы членам команды выдавались туристические велосипеды. У меня был 4-скоростной Спутник, но практически всегда ездил только на 1-ой низшей передаче — лучше мышцы развиваются. Даже достаточно крутой примерно километровый, может и больше, подъём от новосибирского мотодрома до верхней точки практически всегда проходил на первой передаче, не вставая с седла. Сейчас с ироничной улыбкой смотрю на молодёжь, берегущую свои силы непонятно для чего и едущих по ровной дороге на высших передачах.
   Я видел, что сын сильно устал. Ведь ребёнку ещё не было четырнадцати лет. Такое далеко не каждому взрослому под силу. Но он крепился и старался не показывать своей усталости. Я всячески его поддерживал.
   На следующий день до обеда занимались занимались ремонтом велосипедов. После обеда и на третий день поехали в центр города  для осмотра достопримечательностей. В Липецке есть на что посмотреть. Сейчас напоминанием о Липецке служит столовая газированная минеральная вода «Липецкий бювет», которую мы предпочитаем остальным за её нейтральный вкус.
   Три дня отдохнув утром поехали в обратный путь, немного изменив маршрут, проложив его километров на двадцать меньше. Скорость была уже немного ниже, но всё равно вечером третьего дня были уже дома. Сын очень сильно устал и уже без сил лёг спать, проспав почти до обеда. Конечно, если бы он не занимался в туристической секции, то такое путешествие вряд ли бы выдержал. Мать посмотрела — его пятая точка была тёмносиней. Вроде бы и седло у него не было жёстким. У меня было жесткое седло, к которому я уже давно привык.
   Но как сын был горд тем, что смог преодолеть себя. Ведь далеко не каждый взрослый такое может выдержать. А ему через месяц после этого путешествия исполнилось только четырнадцать лет. Но всегда с ярко выраженным чувством собственного достоинства вспоминает это путешествие.
 


Рецензии
Вот это я понимаю, путешествие! Сын запомнил на всю жизнь! А Вам хочу сказать, что Вы смелый и ответственный человек! Я в первый раз слышу, чтобы простые люди сели на велосипеды и махнули за "тридевять земель"! С огромным уважением!

Татьяна Новикова 58   07.06.2023 08:59     Заявить о нарушении
Как давно всё это было - тридцать пять лет назад. Сейчас бы на такое уже не осмелился. Велосипед есть, но времени на нём кататься нет.
А сын в школе и в последствии продолжал своё общение с экстремальными ситуациями.
Но, когда года четыре назад написал ему о своей поездке в Питер, он ответил:
"Я летал как пилот на самолёте, реактивном истребителе, прыгал с парашютом, лазил по пещерам, но вот на лошади ещё не катался. Ставлю себе это следующей задачей".

С уважением и теплом - Владимир.

Винрас   11.06.2023 21:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.