Легенда о Берёзе

Предисловие

Береза (Betula). Есть  несколько вариантов  происхождения  латинского названия. От кельтского  betu - берёза, или от видоизменённого лат.  batula - бить, сечь. В прошлом ленивых школяров и студентов секли розгами, чаще всего  березовыми. Отсюда выражение  «отведать  березовой каши».  Русское слово «береза» восходит к древнему корню «bhe» - «белизна»  «белый». Лингвисты связывают ее название с глаголом беречь: славяне считали березу даром богов, оберегающим человека. Народные названия -  береза глухая, березина, белотелая, навье дерево. Есть «мужские» и «женские» деревья - береза  и березун. У березы листья распускаются в стороны, у березуна - вверх. Она - одно из самых почитаемых деревьев у славян. Является символом света, чистоты, женственности, олицетворением  русской природы, символом России. Дерево высотой до 30 м и диаметром ствола до 80 см с белой гладкой корой. Продолжительность жизни до 120 лет. Светолюбива, быстрорастущая. Крона округлая, сводчатая. Молодые ветви у березы повислой, или бородавчатой, поникшие, красно-бурые, голые, покрыты бородавочками, которые представляют собой смолистые железки. У неё мужские бурые сережки свешиваются вниз и, а вот зеленые женские - тянутся вверх. Очередные ромбовидные черешковые листья будто посыпаны мелкой крупкой - если ее раздавить, листья покроются белым налетом. У березы пушистой ветви направлены вверх и в стороны и опушены. Листья очередные, яйцевидные, чистые с двоякоостозубчатым краем, голые. Молодые листья берёзы клейкие. Она одномдомна, опыляется ветром. Цветки однополые, собраны в поникающие сережки. Мужские цветки в тонких и длинных сережках, женские - в более коротких и толстых соцветиях. Плод - орешек с двумя перепончатыми крыльями. Оба дерева цветут в мае одновременно с образованием листьев, плоды созревают в августе-сентябре. Корневая система проникает в почву неглубоко.
Карельская береза - один из символов нашего лесного и озерного края. Встречается в основном в южных районах республики, растет одиночно или небольшими группами. Это невысокое дерево до 5-7 метров высотой, изредка кустовидной формы. Отличить ее от березы обыкновенной можно по форме ствола, не такого стройного, как у обычной, обильно покрытого бугорками и наплывами.
Дары берёзы.
Березовый сок - весной в период сокодвижения. Явление вытекания наблюдается вслед за первыми оттепелями; в первые дни вытекание незначительно, но затем постепенно возрастает и, достигнув через некоторое время максимума начинает постепенно убывать, а ко времени распускания почек совершенно прекращается. Используют его в роли лекарства только в свежем виде.
Березовый гриб можно заготавливать круглый год, хранить не более года.
Почки используют для приготовления настоя, отвара и настойки.
В медицине.
Береза имеет разнообразные свойства: мочегонные, желчегонные, спазмолитические, противовоспалительные, ранозаживляющие, противовирусные, глистогонные, противопаразитарные. Регулирует обмен веществ, функцию желудочно-кишечного тракта и женских половых органов. Полезна при гипо- и авитаминозе, отеках, особенно сердечного происхождения, атеросклерозе, язве желудка, хронических заболеваниях почек и воспалениях мочевого пузыря, почечно-каменной болезни, при спазмах кишечника и других гладкомышечных органов. Используют как средство желчегонное в комплексной терапии заболеваний печени, как отхаркивающее. При легких формах холецистита, холецистоангиохолита, альбуменорее, мочекислом диатезе. Наружно применяют при угрях и грибковых поражениях. Листья березы способны убивать микробы за 2-3 часа.
Из березы получают также активированный уголь и его лекарственную форму таблетки - карболен. Из коры березы получают деготь, содержащий фенол, крезолы, гваякол и другие соединения, обладающие бактерицидными свойствами.
Сок березы, содержащий большое количество витаминов, применяют для профилактики и лечения гипо- и авитаминоза, а также как общеукрепляющее средство при различных заболеваниях. Он оказывает стимулирующее влияние на кислото-образующую функцию желудка, в связи с чем его рекомендуют при заболеваниях органов пищеварения, сопровождающихся пониженной кислотностью. Сок действует также мочегонно и способствует выведению из организма вредных веществ при солевом диатезе, хроническом калькулезном пиелонефрите, после оперативного удаления камней из почек и мочевыводящих путей.
Древние обычаи.
В Древней Руси существовало множество обычаев, связанных с березой, некоторые из которых  живы и по сей день.  Наши предки  почитали ее  за то, что она, по поверьям, могла исполнять самые сокровенные желания. Нередко девушки приносили березе угощения, обращались к ней с просьбой исполнить  заветную мечту. Они украшали березы своими лентами, вынутыми из косы, плели венки из березы, шли к речке и, встав спиной к воде, сбрасывали их с головы. Если венок шел ко дну, то по поверью это значило, что либо девушка умрет в этом году, либо  то, о чем она мечтала, не сбудется. А если венок приставал к другому берегу, это означало, что любовь девичья "пристанет" к сердцу парня. Беременные женщины просили у березы силы и помощи, чтобы роды были легкими и удачными, а ребенок рос здоровым и счастливым. А когда он  рождался, сажали у дома молодую березку. По поверьям, это сделает  его счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградит от напастей. Из березового дерева (практически во всех странах Европы) делали колыбели для новорожденных. Ей посвящался праздник Зелёные Святки (конец мая, начало июня), календарный рубеж весны и пролетья, праздник молодой листвы, первых цветов.  Наступившее лето олицетворяла береза, которая, как верили наши предки, приносит счастье и радость в любой дом. В старину березу называли деревом четырех дел. 
«Первое дело - мир освещать».
На протяжении столетий  крестьянские избы России освещала березовая лучина: она горела долго и почти без копоти и искр. 
«Второе дело - крик утишать».
В старину  березовым дегтем  смазывали колеса телег и карет, чтоб не скрипели. А  младенцев «от крику», чтобы  ночью  спали спокойно, а днем не капризничали, поили  отваром из березовых почек.
«Третье дело - больных исцелять». 
Целебными свойствами обладают практически все части березы. По поверью береза могла взять на себя любые болезни, отведя их от человека.  Крестьяне, обращаясь к березе с просьбой об исцелении, скpyчивали над больным березовые ветки, yгpожая не отпускать  до тех поp, пока болезнь не отступит. Верили - если под корни березы вылить воду, в которой купался больной человек, то недуг уйдет в землю.
«Четвертое дело - чистоту соблюдать».
Берёзовыми вениками и мётлами наводили чистоту. На Троицу дом украшали ветками березы, которые, по старинным поверьям,  оберегали его от нечистой силы, а значит - помогали держать в чистоте.
Не менее почитаема была береза и у других народов нашей страны. Так, якуты верили, что в старых берёзах обитает мудрая пожилая женщина - Хозяйка земли. Весной  они украшали  эти  березы  яркими ленточками, обращались  с просьбами.  Никому бы и в голову не пришло причинить хоть малейший вред такому дереву: каждый твердо знал: если сломать ветку, умрет кто-то из родичей, если же срубить ствол - погибнет все племя.
Магия.
В кельтской астрологии Солнце отождествлялось с Березой. Это дерево первым украшает себя листьями, знаменуя начало всех вещей. В друидической традиции берёза - дерево начала, символ первого месяца года (24 декабря - 21 января). Ещё в ряде традиций берёза символизирует свет, сияние, чистоту, неясность, женственность, плодородие, рост и силу жизни и т. п. В Риме атрибуты из берёзы использовались при вступлении консула в правление. Веточка березы была отличительным знаком молодых друидов или бардов, которые прикрепляли ее к своим туникам. Помогает она и при прогнозировании погоды: коли береза наперед опушается, то жди сухого лета, а коли ольха, мокрого.
А сколько о ней сложено легенд.
1.В Шотландии берёза связывалась с представлениями о покойниках. У скандинавов и тевтонов береза посвящена Тору (Донару) и Фрейе (Фригге). Согласно легенде, последняя битва произойдет около березового дерева. В шаманизме береза - Космическое Древо, и шаман делал семь или девять восходящих зарубок на ее стволе или березовой жерди, что символизирует восхождение через планетарные сферы к Высшему Духу. Береза, как перевёрнутое корнями вверх древо мировое, фигурирует и в русских заговорах: «На море на Океяне, на острове Кургане стоит белая берёза, вниз ветвями, вверх кореньями». Березам посвящался праздник Семик (ныне - Троица), который отмечается в июне.
2.Если верить польским легендам, то берёза - это благословенное дерево, которое помогло укрыться Христу и Богородице от грозы и ветра, а согласно русским преданиям, дерево укрывало от преследований нечистой силы Св. Параскеву-Пятницу.
3.Сербские легенды гласят о том, что прутьями берёзы били Христа, поэтому дерево считается проклятым.
4.Во многих славянских сказках встречается сюжет о превращении русалки или молодой девушки в берёзу. В одной из них рассказывается о красивой русалке, жившей в лесном озере. Она любила по ночам выходить из воды и гулять под луной. С первыми лучами солнца русалка пряталась под воду, но в один прекрасный день она увлеклась и не заметила, как на небе появился бог солнца Хорс. Увидав такую неземную красавицу, он тотчас в неё влюбился. Русалка поспешила скрыться в глубинах озера, но Хорс её не отпустил и превратил в белоствольную берёзу.
5. А вот ещё одна легенда. Давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Ласковая была, приветливая. Все любили ее, только о ней и говорили. Черная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не с ней говорят, не ею любуются. Решила она извести со свету ту девушку, и превратила злая колдунья ее в дерево. А то деревце тоже красоты невиданной: белоствольное, ветки зеленые, как косы, перевились. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укрывает. Люди любовались нежным деревцем и ласково назвали его березкой. Злится еще пуще колдунья. Напустила она холоду. Только березка по-новому красавицей обернулась. В горностаевой шубке стоит, косы серебристым инеем искрятся. Нeт дерева прекраснее березы.
6. Согласно  народным поверьям  береза - благословенное дерево, укрывшее  святую Параскеву - Пятницу от преследований черта. В былинах, сказках легендах происхождение березы  обычно связывают с превращением в неё девушки, чаще всего  кем-то обиженной. Женился парень на красавице, которую любил всем сердцем, а мать сноху возненавидела и  решила  сжить ее со свету. Вот зазвала она раз к себе молодых на угощение, и налила им в чарки зелена вина. Только никто не заметил, что из разных кувшинов наливала: сыну - вина чистого, а молодой жене - со злыми зельями ядовитыми. Но у молодых было в обычае меняться чарками - вот они и принялись друг друга потчевать. Все в жизни пополам они делили - разделили и смерть. Рвала мать на себе волосы, да поздно. Похоронила она  их подальше друг от друга: сына перед церковью, а невестку позади церкви. В ту же ночь вырос из могилы мужа тополь, а из могилы жены -  березка, и сплелись они ветвями, да так, что не разрубить, не разорвать. Хотела мать срубить деревья, да люди не дали. А береза да тополь в том селе и по сию пору растут.
7. В легенде хантов о небесной девушке говорится, что когда-то в давние времена забыли люди о доброте. Забыли о чистоте. Обманывают друг друга. Черные мысли в их головах рождаются. Черные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи покрывается. Земля стонет. Коркой зависти покрывается. Великий стон до Неба дошел. Посмотрела дочь Неба на землю. Черные мысли людей Землю душат, умирает она.  Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила её сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось, кусочки по земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут - дерево белеет. Так и появились на нашей земле березы. Говорят, это небесной жизни кусочек.   
8. В еврейской легенде так объясняется происхождение белого цвета березового ствола.  Давным-давно береза росла в саду Иова. Был он  не только богатым, но и хорошим, честным  человеком.  Бог очень гордился им. Но однажды дьявол сказал Богу: «Быть богатым и при этом хорошим и честным  несложно. Лишь в бедности человек проявляет свои хорошие качества по-настоящему». И Бог разрешил дьяволу испытать Иова. Тогда Иов обеднел и заболел. Стал  некрасив,  убог, но все-таки оставался честным и хорошим человеком.  Наконец, настал день, когда Бог сказал Иову, что тот страдал достаточно, и  позволил снова вести богатую и счастливую жизнь. Иов так обрадовался, что побежал к жене рассказать хорошую новость. Когда он вбегал в дом, она как раз выходила на крыльцо, неся в руках кастрюлю с кипящим молоком. Они  столкнулись друг с другом, кастрюля вылетела из рук женщины, и молоком облило березу во дворе. С тех пор у березы всегда белый ствол.   А в других  преданиях белый цвет ствола берёзы  объясняется тем, что когда Иуда захотел повеситься на ней, она побелела от страха.
9. Люди исстари обращали внимание на необычные деревья: очень старые, причудливой  формы, или с нехарактерными для данной породы признаками. Тогда рождались удивительные легенды и предания. Интересен в этом плане рассказ Александра Лазарева  «Легенда о Чуди». Жили испокон веков на Урале старые люди - их чудью звали. Рылись под землей, железо варили. В темноте ютились, солнечного света боялись. А лица у них были на груди. И вот стали замечать чуди, что белое дерево на их землю пришло, никогда такого ни их деды, ни прадеды не видели. Слухи тревожные передавались из уст в уста: где белое дерево, там белый человек. А березы на черный лес все наступают и наступают…«Уходить надо», - говорили молодые чуди. «Умрем, где умирали наши отцы и деды», - возражали старые и пожилые. И вот запрятались чуди в свои жилища, норы подземные; сваи, державшие земляные потолки, подрубили и заживо захоронили себя. Не стало их на Урале. А на месте жилищ курганы образовались. И растут на них старые-старые березы.
10. Но, пожалуй, самые удивительные легенды связаны  с  черной березой, которая  встречается и у нас, и в других странах. А в Белоруссии  растет самая крупная в мире роща берез с корой черного  с красноватым оттенком цвета. И, конечно же, об этом необычном природном  чуде сложено множество мифов и легенд. В одном белорусском селе  жила женщина, у которой было две дочери: светленькая и чернявая. Когда сестры подросли, то одновременно  полюбили  одного парня из соседней деревни. Каждой из них  он отвечал взаимностью, но никак не мог решить, какая же из девушек нравится ему больше. Однажды  он назначил свидание сразу двум сестрам в одном и том же месте, но в разное время. Но так сложилось, что они пришли на свидание в условленное место одновременно. Когда обман раскрылся, то от горя девушки превратились в березы: одна - в белую, а другая - в черную.
11. В Ульяновской области в селе Троицкий Сунгур растет береза с бархатно-черным стволом. В одном из местных преданий говорится о том, что в давние времена жили на этой земле лесные люди, которые никогда не видели белоствольных деревьев. Жили трудно и голодно: ни хлеба не знали, ни картошки. Пришел к ним из дальних мест добрый человек, посадил он в землю пшеничное зернышко. Как только заколосился первый хлебный стебелек, сразу посветлела кора на одной из черных берез. На другой год колосков стало сразу двадцать, и забелела берестой целая роща. Так и повелось с тех пор: как только в селе радость – урожай хороший уродится или свадьба – сразу черная кора на березах белой становится. За многие годы в Сунгуре столько радости было, что только одно дерево черным осталось. Говорят, березы сами попросили свою темную подругу оставаться такой, чтобы берегли люди свое счастье.    
12. Есть и другая легенда. Собрались десять девушек в деревне замуж выходить, да напал на землю русскую враг, ушли добры молодцы свой край защищать и не все вернулись. На веселых свадьбах гулял народ в девяти домах, у одной же невесты жених погиб, сражаясь в бою. Девушка дала обет  всю жизнь оплакивать своего любимого и никогда не примерять свадебного наряда. Облачилась она в черные одежды и уж не снимала их. А когда умерла, душа девушки  переселилась в березу, которая приняла ее страдания и печальный образ. По сложившейся традиции к удивительной березе  часто приезжают молодожены. Считается, что пара, поклонившаяся этому дереву, никогда не будет знать разлуки.
Среди ученых нет единого мнения о природе черных берез. Одни считают их предками  современных берез, стволы которых  прибрели белую кору гораздо позже. Другие  полагают, что это - или мутация, или природная аномалия.
13.Вместе с тем, известны и другие народные поверья, где  берёза  упоминалась как проклятое Богом дерево, как атрибут нечистой силы: в ветках ее  жили русалки и черти, а сама береза олицетворяла собой души умерших родственников. В русском фольклоре существует такое понятие, как «стать березой», т.е. умереть, отправиться в небытие.
14.Ходили легенды о том, что ведьма могла надоить молока из веток берёзы, что она летала по ночам не только на метле, но и на берёзовой палке. На Русском Севере, место, где когда-то росли березы, не использовали для постройки дома. Верили, что кривые березы, это белые кони, подаренные человеку чертом, а поданный чертом хлеб превращается в березовую кору.   15.Согласно карпатским  поверьям, если женатый мужчина посадит у себя во дворе березу, вскоре кто-нибудь из членов его семьи умрет, а в Полесье  верили в то, что берёза, посаженная близко к жилому дому, вызывает женские болезни. Нельзя прикасаться к дереву с наростами, считалось, что наросты на березе - результат злого колдовства. Наши предки старались избегать одиноко растущих берез, так как  под такой березой покоится душа невинно убитого человека. Березовый сок из ствола такой березы старались не пить - вместо него, согласно поверью, струится кровь покойника.

Такое двоякое отношение  довольно типично для народного сознания.

Кинешь глаз невзначай – услада,
Край таинственный, есть такой.
А как спустишься с гор - прохлада
от озёр освежит, покой.

Пики все голубого цвета,
Дух на крыльях парит в горах.
Здесь весна, чуть пониже лето,
Стынет гладь речек в зеркалах.

Чувства ваши подобны стрессу,
Край хранит в себе много тайн.
В мир легенд, чуть вздохнув завесу,   
открывает седой Алтай…

За горами, меж рек в спасенье,
Для себя люд нашёл приют.
Зеленеет весной кочевье,
В нём пестреют кружки из юрт.

Ребятня, как всегда задорна,
Шум и гам слышен вдоль реки.
Жизнь размерена здесь, не спорна,
Хоть дела не всегда легки.

Смугла кожа, глаза чуть косят,
Но улыбчивый добрый взгляд.
Дружелюбно то племя Лося,
Всё на вере и в тайне клятв.

Правит вождь ими, в превосходстве
Был закон - тот для всех един.
Жизнь в охоте и рыболовстве
Протекала лишь у мужчин.

А для женщин - земля и дети,
И ещё, ну конечно, лес.
Он дарил и кормил, их встретив,
что взрастил этот край чудес.

У вождя дочь была пригожа -
Светлокожая АйбалА.
Удивительно бела кожа,
А душою добра, без зла.

Вроде всё, как у всех девчонок,
Но такая она одна.
Видно - то у неё с пеленок,
Справедливость во всем важна.

Разорять не давала гнёзда
птиц ни летом и не весной.
Защищала и младших в роздых,
Верх брала на себя порой.

Время шло, и она взрослела,
Статной стала теперь весьма.
Наливалось и соком тело,
Всех сводила парней с ума.

Только сердце не глухо к бедам,
Что приходят вдруг с гор порой.
То старик мне один поведал,
Вот случилось, что той весной…

Ветер жалобно дул с низины,
Треснул лёд, на рекАх заток.
На охоту ушли мужчины,
Чтоб пополнить запасы впрок.

Словно вихрь, не задалось утро,
Не уйти от судьбы, не лги.
Только женщины, дети в юртах,
Жаль прознали о том враги.

«Будет лёгкою та победа!», -
Говорили враги, «Всё в клочь!»
Стариков и детей не прЕдав,
защищали день девы, ночь.

Сколь отважны они, но силы
не равны, нам ли то гадать.
И хоть многих врагов убили,
Всё равно им не совладать.

Тучей копья летели и стрелы,
Пали женщины наземь в борьбе.
Только девушку с ликом в свет-белым
Пощадили в награду себе.

А она пуще прежнего, злее,
губит, подлых врагов не щадя.
АйбалА много в жизни умеет,
Ведь не зря же она дочь вождя.

Дикий возглас: «Ну, всё! Сдохни!», грешно,
Сотни стрел вверх взметнулись…гнильцо.
Светлокожая пала утешно,
Смазав кровью своею лицо…

Чтобы свора врагов в мерзких криках,
Не узнали, суть этих потерь. 
Что белее, чем снег в горных пиках, 
Лик вдруг стал, сжавшей болью теперь.

Схоронила земля девы тело,
Белоствольная встала чрез день.
И теперь все БЕРЁЗОНЬКОЙ белой
Повсеместно зовут, прячась в тень.

Ветер треплет листочки в печали,
Словно хочет сказать: «Я - спасу!»
Те места, куда стрелы попали,
Чернотой оттеняют красу.

Пусть деревья дрожат, только слёзы
Не унять – боли их без оков
По весне часто плачут БЕРЁЗЫ,
Нам, напомнив про жесткость врагов.

Величавые в листьях кудрявых,
Всех приветят и всех напоят. 
Ближе к лету БЕРЁЗКИ державно
надевают серёжки в наряд.

Сколько нежности в них, сколько света,
обними, коль увидишь в пути.
Манит женственность их без предела,
Символ гордой, великой Руси!

Взгляд ласкает в напевах неброско
Шаль из листьев – зелёный платок.
Их в природе исконной и русской
Не заменит никто в вечный срок!

В Алтайском районе есть село с названием Каянча, красивые склоны гор в его окрестностях покрыты светлым, прекрасным березняком, они хранят память о юной, отважной красавице.

*) Айбала – по алтайски (красивая, как луна) В этнографическом отношении алтайцы делятся на 2 группы: северные (кумандинцы, тубалары, челканцы) и южные (телеуты, теленгиты, алтай-кижи, до середины XIX в. – телесы). Северные живут в горно-таежной зоне северо-восточного Алтая: тубалары – в верховьях Бии (бассейн рек Пыжа, Кокша, Иша); челканцы – р. Лебедь и Байгол; кумандинцы – по р. Бии. Расселение южных: теленгиты – в бассейне рек Чуя и Аргут, по р. Чулышман и Башкаус; алтай-кижи – в бассейне рек Урсул, Чарыш, Кокса, Кан, среднее течение Катуни; телеуты – по р. Майма и Черга (Республика Алтай), в Причумышье (Заринский, Кытмановский районы Алтайского края), по р. Большому и Малому Бачатам (Беловский район Кемеровской области). Группы заметно различаются по антропологическим признакам, а до начала ХХ в. И по роду хозяйственной деятельности. Северные алтайцы (устаревшее «черневые татары») принадлежат к уральской контактной расе. Основой жизни их были охота, рыболовство, ручное мотыжное земледелие, собирательство. Жили в постоянных поселениях. Носили одежду из холста. Южные алтайцы (устаревшее «ойроты», «белые калмыки») принадлежат к наиболее монголоидному центрально-азиатскому типу). Занимались кочевым и полукочевым скотоводством. Подсобные занятия: охота, земледелие, действовала несложная система оросительных каналов. Основной тип жилища – переносная войлочная юрта и конусообразный аил, традиционный вид одежды – овчинная шуба. Важную роль у всех племен играли выплавка железа и кузнечный промысел.


Рецензии
Игорь, моя вам признательность за интересный материал о берёзке. Читала с огромным удовольствием. К берёзке отношусь с трепетной благодарностью за спасение в голодном детстве - мы, дети, пили в лесу берёзовый сок, он спасал не только от голода, но и давал нам витамины, которых так нам не доставало. Взрослые делали маленькие надрезы, подводили трубочки из соломы и привязывали к стволу бутылки, которые мы и опорожняли. Наверное для берёзки это было плохо, но мы были голодными эгоистами и об этом не думали. Вам спасибо огромное за такой красиво изложенный познавательный материал. Добра вам желаю, здоровья и творческого долголетия.

Евгения Грекова 2   22.08.2021 22:45     Заявить о нарушении
Добрый день, Евгения! Очень приятно, дорогая, что эта работа о Березе пришлась вм по душе. Спасибо за ваш эмоциональный рассказ-дополнение. ВСего вам доброго! С уважением и благодарностью, Игорь

Игорь Апрельский   23.08.2021 14:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 62 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.