Рассказ 17 Открытый урок

    Забавная штука – память! Вспомнив какое-то события и, пытаясь вспомнить еще что-то, связанное с ним, неожиданно всплывает что-то иное. Вот сегодня, восстанавливая в памяти учебу в первом классе, я неожиданно вспомнил отрытый урок, и как на него пришла та первая учительница, которая, не познакомившись со мной, отправила меня в другой класс. Но главное - я вспомнил ее имя. Её звали не Вера Андреевна, а Анастасия Семеновна. Ещё я вспомнил, что у неё училась моя двоюродная сестра и, позвонив ей, я уточнил – да, Анастасия Семеновна.

    Прошёл примерно месяц или немного больше, как нашей учительницей стала Евдокия Васильевна. В нашем классе появились новые ученики.  Это Веселов Саша и Саранцев Коля. Они тоже теперь жили на нашей улице и из школы мы всегда целой ватагой ходили вместе, а иногда и в школу, если никто не опаздывал. Саранцевы  переселились из какого-то райцентра, купив дом в конце нашей улицы, у самой речки, а Веселовы временно снимали домик напротив Саранцевых.

    Мне вновь понравилось ходить в школу, потому что Евдокия Васильевна умела вести урок так, что становилось интересно всем. Например, когда с Анастасией Семеновной стали изучать буквы и слоги, это было очень скучно, особенно тем, кто уже умел хорошо читать, а от неё были только одни замечания, что мы мешаем. А Евдокия Васильевна с первого дня заинтересовала всех рассказами о буквах, об их путешествиях по словам. Это было очень интересно. И когда она занималась с теми, кто не мог сложить буквы в слоги, а затем в слова, она стала давать нам, кто умеет читать, задания сочинять сказки-истории о приключениях букв.

    Я навсегда запомнил сказку, которую тогда сочинил. Евдокии Васильевне очень понравилась моя сказка. Она даже записала ее в свой блокнот. А сказка очень простая:
    «Жила-была в одной книжке заглавная буква «А». Она была украшена красивым орнаментом и считала себя главной буквой в этой книжке и, как хозяйка, гуляла по словам и страницам. Утром она будила все слова своим громким пением «А-а-а!», а вечером она пела всем колыбельную «А-а-а, а-а-а, а».
    Но однажды дорогу ей преградила буква «О» и сказала:
    - Теперь главной буквой в этой книжке буду я. Я более красивая, посмотри какая я кругленькая и аккуратная, а ты похожа на колючку. Я запру нашу книжку на замОк и ты не сможешь бегать по страницам.
    - Ха-ха-ха, засмеялась буква «А». Ничего ты со мной не сделаешь. Я главная здесь, потому что я первая не только в алфавите, но и в названии этой чудесной книги. Посмотри, она называется «АЗБУКА». Я дважды в этом названии книги и потому я здесь хозяйка.  А твой ржавый замОк я превращаю в сказочный зАмок. В нём будут жить все буквы алфавита, и ты в том числе. И в этот зАмок я приглашаю и, буду приглашать, всех детей, чтобы научить их читать и писать и ещё сочинять новые книжки».
 
    Я тоже записал свою сказку в отдельную тетрадь, куда потом записывал свои первые стихи, разные события, как в дневник. Когда тетрадь заканчивалась, я заводил новую, постепенно их накопилось около тридцати штук. И только после восьмого класса я завел толстую тетрадь, как тогда говорили – общую. Она была в толстой картонной обложке, как книга. Я купил ее в Саратове, куда мы ездили с классом на экскурсию. Этот дневник я вел до призыва в армию.

    Сегодня эти дневники для меня были бы бесценной документальной хроникой, с подробным описанием событий примерно за тринадцать лет моего детства и юности. Я никому и никогда не показывал эти тетради и, уходя в армию, спрятал их на чердаке дома.
    Почти пятнадцать лет после этого я не интересовался своими дневниками, и уже жил далеко от родительского дома. Однажды, в очередной приезд к родителям, я увидел около дома обрывки моих конспектов из техникума, которые я также спрятал в свое время на чердаке. Поиски моих дневников ни к чему не привели. Их там не было. Оказалось, что по чердаку лазили внучки нашей соседки, которые приезжали к ней из Белоруссии и Мурманска. Они-то и играли со старыми исписанными тетрадями, которые потом весь этот мусор сжёг в огороде их дед.  Так пропала рукописная история моего детства и юности.

    Я помню только знаковые события из моей школьной жизни, потому как школьные будни походили друг на друга как близнецы. Видимо поэтому запоминается только что-то интересное. Одно из таких событий произошло буквально через три или четыре месяца, как образовался наш 1-й Г класс.

    Однажды, не успел еще начаться первый урок, мы только расселись по своим местам, как открылась дверь класса и к нам вошла завуч Зоя Павловна и с ней Анастасия Семеновна. Мы дружно встали, приветствуя вошедших.
    - Здравствуйте, ребята, садитесь, - махнула рукой Зоя Павловна. – Евдокия Васильевна, сегодня у вас по плану открытый урок.
    - Неожиданно, очень неожиданно… - почти прошептала Евдокия Васильевна.
    - У вас на уроке будет присутствовать  Анастасия Семеновна, - продолжила завуч, - Анастасия Семеновна опытный учитель и, при необходимости всегда помогает молодым учителям.
    - Пожалуйста, присутствуйте, я буду только рада вашим замечаниям, - Евдокия Васильевна не успела договорить, как распахнулась дверь, и в класс влетел новичок – Саранцев Коля.

    - Здравствуй, Коля. Ты почему опаздываешь?
Коля растерялся при виде завуча и посторонней учительницы.
    - Я… потому что… я забыл дома тетрадь и зашел в магАзин, чтобы купить новую.
    - Только не в магАзин, а в магазИн, поправила учительница.
    - Какая разница, у нас дома все так говорят.
    - Садись, Коля, и больше не опаздывай, а насчёт разницы – «в магАзин или в магазИн», мы сейчас поговорим с вами.

    - Ребята, чем отличаются эти два слова, кто знает?
Несколько человек подняли руки, в том числе Веселов Саша и я.
    - Скажи, Саша.
    - Отличаются ударением. «магАзин» - это не правильно, правильно "магазИн".
    - Это не просто – «не правильно». Мы еще не изучали ничего про ударение в словах, но хочу сегодня вам сказать, что неправильно поставленное ударение может поменять смысл всего слова. Помните, я рассказывала вам весёлые истории про приключения букв и слогов, а некоторые из вас сочиняли сказки о таких приключениях. И вот сказка Вити Пузарина хороший пример тому, как меняется смысл и значение слова при переносе ударения с одной буквы на другую букву в этом же слове.
    - Я вам напомню, в Витиной сказке буква «О», чтобы стать главной в Азбуке, запирает эту книжку на замОк. Но буква «А», не согласная с этим, превращает ржавый замок в волшебный зАмок, открытый для всех детей, желающих научиться читать и писать.

    - Видите, перенос ударения с буквы «О» на букву «А» превратил «замОк» в «зАмок». Так что давайте учиться говорить грамотно и правильно. Коля, теперь ты понял, в чём здесь разница?
    Саранцев молча опустил голову. Зоя Павловна всё ещё стояла у двери, видимо, ей было интересно послушать и она сказав, «Продолжайте урок, Евдокия Васильевна», вышла из класса.

- Ребята, мы отвлеклись немного, а теперь вернёмся к теме нашего урока. Кто расскажет о том, что я задавала вам на дом? – Поднялось много рук. – Лида, расскажи о задании.
- Мы изучали мягкий знак. Дома мы должны были прочитать рассказ про аквариум с рыбками и придумать своё предложение про аквариум и предложение со словами, где встречается мягкий знак.
- Спасибо, Лида, садись. Поднимите руки, кто прочитал этот рассказ, об аквариуме и  о рыбках. – Руки подняли все. – А кто придумал новые предложения про аквариум и предложение с использованием слов с мягким знаком. – Поднялось тоже много рук, но не все.
Учительница стала поднимать учеников и слушать их придуманные предложения. Несколько предложений у девочек она одобрила словом «хорошо», но когда поднялись мальчишки и произнесли такие предложения, как «Колька и Петька - братья» или «Мы с Витькой большие друзья», Евдокия Васильевна сказала
- Ребята, хорошо, что вы поняли, где встречается мягкий знак, но не надо применять унизительные имена. Учитесь уважать своих друзей, и называть их не «Колька, Петька, Витька», а «Коля, Петя, Витя». Кстати, а что у нас придумал Витя Пузарин?
Я встал и немного замялся.
- Ты что, Витя, ничего не придумал?
- Придумал. Только не предложения, а два стишка, про аквариум и про мягкий знак.
- Стихи ведь тоже состоят из предложений, так что – читай.
Я открыл тетрадь и начал читать:

«Про аквариум и кота Мурлыку»

У Зины и Вити аквариум был,
И котик Мурлыка в нем рыбок ловил,
Когда оставался он дома один.
Однажды Мурлыка не удержался
И в воду рыбак наш за рыбкой сорвался.
Купаться Мурлыка, видать, не любил,
С тех пор про рыбалку совсем позабыл.

- Очень интересно, очень! - Произнесла Евдокия Васильевна, - А что ты написал про мягкий знак? Прочитай.

И я прочитал:
        «Про мягкий знак»

Мягкий знак на то и мягкий,
Он за буквой следует согласной,
Там, где надо ему быть.
Он хотел бы и за гласной –
Её тоже размягчить.
Но все гласные сказали:
- Стой ты там, где приказали!

- Молодец, Витя! Молодец, – похвалила Евдокия Васильевна, - и давно ты пишешь стихи?
- Не очень. И я их не записываю. Я люблю читать стихи настоящих поэтов.
- А где ты их берешь?
- В районной библиотеке.
- И кто же тебе их приносит?
- Никто. Я сам.
- Ты что, записан в библиотеке, и сам ходишь за книгами, и как давно?
- Да, уже почти три года.
- Что? С четырех лет? И что ты сейчас читаешь?
        - Сейчас я прочитал роман Николая Островского «Как закалялась сталь» и сегодня, после уроков, я сдам эту книгу и возьму что-то новое.
- И, если не секрет, как долго ты ее читал?
- Я взял ее в прошлую пятницу, сегодня четверг, значит, шесть дней. Я бы быстрее прочитал, но после школы дома много дел.
- И что ты делаешь кроме уроков?
- Хожу в магазин за продуктами, ношу воду из родника.
- И в чём ты ее носишь?
. - В ведрах на коромысле. Нам надо много воды, у нас корова
- Садись, Витя. Спасибо, ты меня удивил! Ребята, мы опять отвлеклись, надеюсь, что с пользой. А теперь продолжим урок.

    Вот так прошёл у нас открытый урок. Не знаю, какой отзыв был от Анастасии Семеновны, но она неожиданно напугала и в то же время удивила меня.
    В тот же день, после уроков, выходя из класса, я столкнулся с Анастасией Семеновной.
- О, Витя, я тебя и поджидаю, - произнесла она, - Давай отойдём в сторонку, мне надо поговорить с тобой. Не скрою, я позвонила в библиотеку и узнала, что ты и вправду стал их читателем, когда тебе ещё не было и пяти лет. Но дело не в этом. Почему ты не рассказал о себе, когда ещё был в моём классе?
- А вы меня ни разу даже и не подняли с места и ничего не спросили.
- Ладно, не будем обижаться. Я хочу исправить ошибку и вернуть тебя в свой класс. Только надо, чтобы твоя мама написала заявление о переводе тебя из класса «г», в класс «а».
- А зачем?
- Наш класс очень сильный, у нас много умных ребят, и тебе будет с ними намного интересней учиться.
- Нет, я не хочу. Мне и здесь очень интересно.
- Ты не спеши отказываться. Ты подумай и поговори с мамой. Договорились?
- Хорошо! – Сказал я, только чтобы она отстала от меня. Я не собирался никуда переходить и говорить об этом маме.

Однако, маме я всё же рассказал, и вовсе не для того, чтобы она написала заявление о переводе меня в другой класс. Меня переполняла гордость, за то, что обо мне стали судить не по брату, а по моим способностям. Ведь я понимал, что Анастасия Семеновна, не стала со мной знакомится, и, передала меня в другой класс, потому что у неё плохо учился и остался на второй год мой старший брат. Значит и я такой же балбес, наверное, подумала она.
    Мама сказала:
    - Правильно, не надо никуда переходить. От добра -  добра не ищут.
Я на всю жизнь запомнил мамины слова и никогда не менял место учебы и работы ради меркантильной выгоды.


Примечание:
   Все события – это воспоминания из моего детства. Имена и фамилии подлинные.
   На фото наш 1г класс. Отсутствуют 15 человек. В центре Евдокия Васильевна, внизу у ее ног я.
    Продолжение следует.


Рецензии
Виктор, замечательные воспоминания!
Школьные годы, они не забываемы!
Хорошее фото на память!
Интересный рассказ.
Спасибо, Виктор!. Читала с удовольствием!
Вдохновения Вам!
С уважением! Нина. 🌲🐿️🌲

Нина Долгань   04.08.2021 04:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина, за добрые слова!
Успехов вам в творчестве.
С уважением, Виктор.

Виктор Пузарин   06.08.2021 07:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.