Калигула 1

   Иду, значит, вечером по - уже "ночной" - улице, аллее вдоль проспекта, мёрзну, -  и вдруг вспомнил о... "Калигуле". Понимаю, это странный выбор для премьеры нового цикла, но что делать. Вспомнил, как однажды возвращался так же по этой аллее, зимним вечером после просмотра этого фильма. Для справки - "Калигула" - этакий фильмец, историческая драма с толстым слоем порнографии. Как она есть, без прикрас - если не считать костюмов. Меня, как любого нормального человека, периодически интересовало - а что, если в серьёзном, высокохудожественном фильме после того, как любовники выключат свет, продолжать снимать? Это же жизнь. Можно ли, в гипотетических условиях сексуальной свободы - как в... Золотом веке, скажем - "мире без стыда" - показать такие вещи, не впадая в убогость порнографического жанра? Честно говоря, прокрутив перед постом в голове пару картинок, я так и не решил. Не знаю. Однако такие эксперименты были  - в середине века, эпоху сексуальной революции. Я не знаток истории кино, тем более "для взрослых".  Поэтому вспоминается классическая "Ромео и Джульетта", 1968 год, реж. Ф.Дзеффирелли. Фильм - обязательно с советским дубляжом (А.Каменкова(Джульетта) вспоминала, что озвучивали целый год) - много для меня значащий, очень глубоко в своё время проникший в душу. Я смотрел его в кинотеатре - много раз - а там особая атмосфера полного погружения в картину - и полнозвучие музыки, и, если мало народу, ты один на один с героями. Это - фильм о любви. О НАСТОЯЩЕЙ ЛЮБВИ. Здесь гениально и мистически, как в любом шедевре, играет всё. И, в конце-концов, музыка (Нино Рота), сюжет, антураж, игра, красота и многое другое сливаются в волну, единое целое, воздействующее на душу, на какие-то высокие, тревожные, вечные её струны... Помню в армии - а она то и дело лезет в мои посты в этом блоге - я мельком увидел по телевизору фрагмент какого-то фильма. Мальчик любил девочку. Стоял, смотрел на неё... с тоской в глазах... И так необычно было явление истинной любви посреди этой постоянной казарменной похабщины, где даже реальные душевные треволнения парней - девушка бросила и проч. - звучали как-то пошло, плоско... Дзеффирелли вполне удачно рискнул и, оправдывая, наконец, вековые ожидания поклонников эталонной парочки, раздел героев. Как и полагается художнику утончённо-чувственной Италии - раздел Ромео. К удовольствию женщин и "подавляющего меньшинства мужчин". Молодость героев - это беспроигрышный козырь и фильм - идеал гармонии,  точно найденной меры эротизма. Ну, и "Калигула". Тут пошли дальше. М.Макдауэл, отлично сыгравший сумасшедшего Калигулу, говорил, что фильм намеренно сделали скандальным, добавив откровенно-порносцены втайне от актёров, в конце. Всё может быть. Чуть ниже скажу, почему. Но фильм, будучи шумным, единственным в своём роде сплавом искусства и дерьма, приобрёл культовость. Настолько, что его даже показали по центральному телевидению в еба.утые 90-е. Ночью, конечно. Но всё равно, так странно было видеть логотип "Россия 1" на фоне... во весь экран... а потом ещё... Вот в эти же безумные годы, чуть ранее, фильм "Калигула" демонстрировался в кинотеатрах. В плане ознакомления бывших советских граждан с мировыми хитами. Покупали старые уже фильмы, иногда с никаким качеством, и - крутили. "Чужой" по большому экрану был хорош. Самые первые кадры, когда в полном безмолвии, медленно, почти стоя на одном месте, в космосе летит корабль... - ощущалась эта страшная, бесконечная, мёртвая, вечная пустота. А "Конан-Варвар" был бело-синий. Но также произвёл впечатление - своей северной неброской суровостью. А на самом деле очень красочный. И тоже шедевр - но не о Любви, а о Духе. "Калигула", похоже, о Сумасшествии.
   Сеанс был вечерний, народу почти не было, но присутствовали два школьника 12-13 лет, хихикующих в положенных местах. Порно там много и оно отвратительное. Кажется, что действительно, к основным создателям фильма не имеет отношения, стандартно дешёво по законам жанра, некрасиво. И неинтересно. И мой пост, конечно, не об этом.


Рецензии