Я не знаю, кого обвинить...

Опубликовано в г. "Литературная Россия" №28 от 23-29 июля 2021г.
*   *   *

Всеволод Емелин. Фейк ньюз.:  – Москва, ОГИ, 2020. – 152с.


Я  НЕ  ЗНАЮ,  КОГО  ОБВИНИТЬ…

Как-то подспудно всё время ждёшь, что вот-вот  и остановится литературный конвейер  под названием «Всеволод Емелин». Не  из-за смерти поэта – упаси бог! – а от усталости его, как автора, от нашего  неменяющегося бытия, от его собственных литературных агиток.  Потому и  не видно каких-то  прорывов в последнем  – по времени издания -  его сборнике.  Похоже, больше и не предвидится, судя по  глухой интонации уставшего от жизни человека:
«…У которых  миска с лапшою,
Рюмка водки да чёрный хлеб.
 Ничего у нас нет за душою,
 Кроме ваших духовных скреп…»
(«Мы и вы»).

И да, злоба дня не то, что преобладает - весь сборник состоит из неё. Этакая хроника повседневности.  Тема же, по сути, одна:  вертикаль власти в разных её проявлениях  и  маленький человек у её подножия:
«…С корабля современности
Нас спихнули давно,
Как враждебные ценности,
Как немое кино…»
 («На правах рекламы. Песня про рюмочную»). 

Но не всё так просто.  Как и В.Емелин не из простых, так и его лирический герой (ЛГ) отнюдь не из глубин народных.  Это маленький, придавленный  государственной машиной  и ура-патриотическим  общественным мнением либерал,   который периодически пытается выдать себя за представителя глубинного народа.  Он, либерал, хочет, чтобы его хотя бы  услышали:
«Народ глубокий – он не идиот,
Всё понимает, лишь сказать не может,
Но есть у нас, кто скажет за народ,
Да скажет так, что проберёт до дрожи…»
(«По поводу историософской статьи В.Ю.Суркова – 1»).

Что касается политики, то здесь  автор в своей тарелке, благо есть, что критиковать, потому что  ни в одной  стране мира  ничьё  правление не обходится без ошибок и перекосов, ничья жизнь не похожа на райский сад, чем Россия лучше?  Коронавирус и карантин –
«Нынче не до либидо:
Накрывает нас с головой
Загадочного Ковида
Второй волной…»
(«Песни второй волны»);

…поправки в Конституцию –
«…Почему так важна поправка в Конституцию
О сохранении памяти исторической?
Потому что у нас некоторые, когда нажрутся,
Дальнейшего не помнят категорически…»
 («Поправки»);

… и несменяемость Путина-
«…Пусть не очень ясно, в Аду или в Раю я
Окажусь по решению Страшного судилища,
Но утешает, что в ящик сыграю,
Я теперь точно при власти Владимира Владимировича…»
(«Через три дня»);

… маленькая пенсия и помощь дружественным режимам –
«…За окном минус пять по Цельсию,
Всё скрипит пожилое тело,
А мою долгожданную пенсию
Переправили в Венесуэлу…».
(«Рождественский романс»)

Похоже, что больше всего – но подспудно,  т.к. «…И теперь родное начальство/ По закону не оскорблять…»,  – не доволен ЛГ  В.В.Путиным,  слишком тот  долго сидит на президентском троне. Но кто вместо него, что вместо существующего режима? – не даёт ответа. Как говорил в своё время  И.В.Сталин: «Критикуешь – предлагай; предлагаешь – делай; делаешь – отвечай».  ЛГ (да, похоже, и автор) так и застрял на первой стадии этой триады.  А ответ, возможно, прост до безобразия: поэт  постарел  и вся его желчь – это зависть к продолжающей  жизни. А ему тоже хочется движения, встряски… Но силы не те и время не то…

Отсутствие смысла жизни даже у одного человека –  несчастье. Непонимание происходящего даже одним человеком –   драма. Драма зря прожитой даже простым человеком жизни, по сути, трагедия. И кажется после прочтения сборника,  что главная-то  проблема автора-героя – отсутствие большой  цели. Бессмысленность жизни. Но даже такую лирическому герою  не дают прожить так, как он хочет – хотя бы без политических заклинаний, без жертвенных закланий:
«…Сколько их рвалось из всех сухожилий,
Сколько теперь на погосте лежит.
Раньше я думал – они не дожили,/
Сейчас понимаю – я пережил…»
 («Сентябрьская лирика – 1»).

Поэтому можно смеяться над ЛГ Емелина, можно крутить пальцем у виска, попрекая недоделанного либерала непониманием важности исторического момента поднятия России с колен, можно уверять в неколебимости духовной связи нынешнего с прошлым – и  перспективным будущим, не сомневаться в святости и  необходимости пребывания ВВП у власти «ныне, присно и во веки веков», но куда деть боль от потерявшегося во времени и пространстве  простого человека, мещанина, обывателя, который хочет, чтобы ему дали  жить спокойно, без постоянного промывания мозгов,   и в хоть в каком-нибудь  достатке? И вот здесь  из фигуры   неприкаянного  либерала  проступают черты  классического  маленького  человека, вновь в изобилии появившегося  у нас с возвращением капитализма:
«…Тунеядцы и алкоголики,
Как сказал большой человек,
Мы должны играть свои роли,
Доживая недолгий век…».
 («Развёрнутый ответ Александре Сашневой на её вопрос в Фейсбуке»).

Поэтика В.Емелина и её оформление не меняются: среди квадратных, словно рубленных  строф  случаются  длинные, будто одические, строки; часты сбои ритма и смена метрики в пределах одного стихотворения; смена рифмовки по ходу стиха; никаких метафор и прочих поэтических виньеток;  ирония и сарказм (иначе и читать бы не стоило) - ничего не забыто? Ах, да, нецензурная брань, как щепотка перца в этом заковыристом  вареве. Слава богу, в отношении 18+  автору не изменяет чувство меры – рассыпан мат редкими порциями, без перебора.
 
И таки да, у сборника есть редактор, но, к сожалению, нет корректора – несколько грамматических  ошибок вылезают  при чтении. Но на фоне тиража в 1000 экземпляров сборника – это ведь не смертельно?
*   *   *


Рецензии