Как звери спасали вороний день

Светило солнце, на склонах вдоль длинной деревянной лестницы, ведущей в музей Торум Маа, лежал снег. Из под лестницы, возле старого кедра, вылез заспанный бурундук Валера и стал умываться, недовольно ворча на поднимающихся по ступенькам людей.
– Ходят тут будят меня, что хоть такое происходит, пойду, узнаю у Фроси.
И бурундук побежал вдоль лестницы наверх, к лабазу из колотых плах, в котором жила белка Фрося. Люди, увидев бурундука, обрадовались, стали доставать смартфоны и фотоаппараты, чтобы сфотографировать его, Валера по старой привычке остановился на пеньке, развернулся к людям, попозировать, услышал три щелчка затворов фотоаппарата, развернулся и под довольное улюлюканье людей побежал дальше.
Белка Фрося, была старой приятельницей Валеры, они подружились несколько лет назад. На Фросю напал большой рыжий кот, но Валера, рискуя собственной жизнью, спас белку, укусив кота за хвост. После этого они стали друзьями, не разлей вода.
Бурундук выбежал на поляну и обомлел: – Никогда такого раньше не видел, – подумал Валера. На поляне возле берестяного чума горел костер, потрескивая еловыми дровами на морозе. Кругом ходили люди, кто репетировал на сцене, кто развешивал сушки на деревья, а старый друг бурундука, смотритель дядя Вова, который их с Фросей подкармливал сухарями и орехами, нёс огромную охапку веток и травы. – Девчонки, куда материал на гнезда положить? – спросил дядя Вова.
 – Положите у стола, – ответила ему миловидная девушка в красивом наряде.
– Смотрите, Валера проснулся, видать весна идет, – сказал дядя Вова, указывая девушкам на бурундука. А Валера с большими от удивления глазами пробежал мимо Летнего дома к лабазу из колотых плах.
На крылечке лабаза сидела белка Фрося и наблюдала за людьми.
 – Валера ты уже проснулся? – сказала Фрося, завидев бурундука.
– Что такое происходит, не могу понять, и зачем дяде Вове гнездо? Ведь у него даже крыльев нет, – быстро щебетал Валера.
– Забирайся ко мне, – скомандовала Фрося, – погрызи орехов, а я тебе поведаю, что тут происходит.  Валера забрался на лабаз по причудливо вырубленной ножке лабаза и стал грызть шишку, выколупывая из нее орешки.
– С осени ничего не ел, – разжёвывая орех, прощебетал Валера. – Так что здесь происходит? – спросил он.
 – Видишь, – начала Фрося, – ты проснулся раньше обычного. В начале весны, когда солнце поднимается так высоко, что день становится длиннее ночи, люди встречают Ворону, потому, что верят, что это она приносит на своих крыльях весну, с прилетом ворон тайга начинает просыпаться, снег тает, зарождается новая жизнь. Но я слышала разговор людей, что весны нынче не будет.
 – А пофему? – спросил бурундук набитым ртом, – потому что вороны не прилетели, поэтому наверно, последние ночи были морозными, как зимой. Видать старуха зима приманила к себе королеву ворон и спрятала, не хочет уступать место весне.
– Дак надо тогда спасать ворону, – заверещал во всё горло бурундук, так сильно, что все люди на полянке оглянулись на них.
– А куда мы пойдем? – спросила Фрося, – пошли к Юви, он ночью охотится, может что видел.
 – Пошли, – сказала Фрося, и они, спрыгнув с лабаза, побежали за территорию музея.
Юви – рыжий лис, вышел из норы, потянулся, посмотрел вниз с вершины холма, вздрогнул, но успокоился, он уже начал привыкать к чудовищам, которые стояли внизу холма. От яркого солнца снег на фигурах растаял, и теперь они походили на огромных животных, с густым мехом и длинными носами, которые когда-то водились на территории Югры. Но живя здесь, на вершине холма, Юви вспоминал тот мир откуда он пришел, вспоминал высокого статного князя Самара, воинов в доспехах из железа и кожи, и последнюю битву того времени, когда север покорился пришлому люду. Вспомнил он и старого шамана Юву, как он, любя, сильной рукой, подхватил тогда еще молодого Юви – лиса-проводника, спускающегося с небес журавля-проводника и кинжал из стекла, как раздался выстрел пушки, все закрутилось, завертелось, в этом урагане временного потока Юви перестал чувствовать сильную руку шамана Ювы. И вдруг все утихло, кругом лежал только выпавший снежок, но шамана и журавля не было, не было слышно боя, свиста стрел, выстрелов ружей и пушек и лязга стали о сталь, только тишина. И тут тишину разорвал щебет белки и бурундука.
– Фрося, смотри, какая огромная белка, – заверещал бурундук, – такая шишки целиком лопает, небось?
 – Я не белка, – ответил Юви, – я лиса.
–А как ты сюда попал? На снегу даже следов нет, – сказала белка.
– Не знаю, я был только что в другом месте, но сейчас появился здесь. А вы кто? – спросил лис, – и куда идете?
– Я белка Фрося, а это бурундук Валера, мы идем посмотреть на чудовищ под горой, люди называют это место Архео-парк.
Юви огляделся, так это же то самое место, где стояло городище князя Самара, он посмотрел вниз, думая увидеть широкую реку и лодки казаков, но вместо лодок стояли страшные чудовища, припорошенные первым снегом, вместо реки стояли высокие везде разбросанные горы, разных цветов, а большая река виднелась вдали.
– Что здесь произошло, где река и что за это горы непонятные?! – воскликнул лис. – Это норы в них живут люди, а река всегда текла там, – сказал бурундук и махнул лапой вдаль. Вот так они и познакомились, Юви каждый день вспоминал свою прежнюю жизнь, иногда он охотился, на мышей, иногда ходил в музей, где можно было погрызть сухари, которые смотрители вываливали в кормушки для белок. Так и жил лис Юви, древний проводник человека между мирами.
За этими мыслями его и застали белка Фрося и бурундук Валера.
 – Юви, привет! – завопил бурундук.
– Привет, – поздоровался лис, – всю зиму тебя не видел, чего-то рано ты проснулся?
– Юви, тут такое дело приключилось, сейчас должно все таять, но зима не уходит, потому что вороны не прилетели.
– Как не прилетели? Я их вчера видел, здесь недалеко, на Биатлонном центре есть древний кедр с дуплом, вот там я и видел огромную ворону. А затем поднялась сильная метель, и я вернулся в свою нору.
– Наверно эту метель послала Старуха Зима, – сказала Фрося, – давно я такой метели не видела.
– Пойдем, покажешь это дупло, – сказал Валера.
– Пойдем, – ответил лис и вся компания побежала на Биатлонный центр им. А.В. Филипенко.
Время шло к полудню, когда компания подбежала к большущему кедру в три человеческих обхвата.
– Ого, какой большой! – сказал бурундук, разглядывая с опаской могучий шестивековой кедр.
– А где здесь дупло? – спросил Валера.
И правда, дупла на дереве не было, а вместо него была толстая ледяная корка. Вдруг, друзья услышали плач, который раздавался из-за ледяной корки.
– Там кто-то плачет, – сказала Фрося, – пойду, посмотрю.
И белка пулей влетела на дерево.
– Кто здесь? – спросила Фрося.
– Это я, Ворона, меня заперла в дупле Старуха Зима, и я не знаю, как мне выбраться.
– Сейчас я тебе помогу, – ответила Фрося, и принялась грызть лед, но у нее плохо получалось, даже когда ей стал помогать Валера.
– Нет, мы не сможем вызволить её, – сказала Фрося. И тут они услышали скрипучий смех, перед ними появилась старуха во всём белом.
– Ничего у вас не получится! Теперь я вступаю в свои права, я триста пятьдесят лет ждала этого дня.
– Кто ты? – удивился Валера.
– Я Зима, – ответила старуха, – раньше со мной мог справиться только шаман Юва, но его нет, и древнее заклятие никто не знает и теперь всегда будет только зима! Всех заморожу!
Вдруг внизу, у дерева, старуха увидела лиса.
– Я тебя помню, о нет…
Лис Юви стоял в боевой стойке, высоко подняв мордочку, и улыбался:
– Не пришло ещё твоё время! Старуха Зима, я знаю это заклинание!
И лис запел на древнем хантыйском языке:

Вороний день пришёл. Весна
Должна сегодня пробудиться,
Но непослушная Зима
Метелью вечером резвится.

Заволокла и замела
Иртыш и пойму и холмы.
И закружили хоровод,
Снежинок белые ряды.

Напрасно ты, Зима, метёшь,
Перину снежную тряся,
Вороны здесь, на их крылах,
Пришла красавица Весна.



Пришла Весна, растопит снег,
Подошвой тёплой от сапог,
И Трясогузка прилетит,
Хвостом расколет в реках лёд.

Хоть ты и бесишься сейчас,
Но все же жизнь идёт вперёд,
И, что сейчас произошло,
Вернётся снова, через год.

Пока лис зачарованно пел песню, Старуха Зима начала корчиться, и превратилась в облачко, лед в дупле с треском лопнул, и Ворона оказалась на свободе.
– Спасибо вам огромное, друзья! – проскрежетала Ворона, – я полетела встречать Весну, на Священную землю – Торум Маа, и вы приходите к нам на праздник!
И Ворона с громким карканьем скрылась за деревьями. А наши друзья поскакали к Археопарку, посмотреть на странных древних животных, пугающих своими размерами, и снег под их лапами превращался в воду. В Югру пришла долгожданная Весна!


Рецензии