Его колесница

1. Время пронизывает собой всё физическое пространство и "течёт" в каждой
его точке. Это значит, что не бывает пространства без времени, а времени
без движения. Но тогда возникает вопрос: а что, собственно, может двигаться
в абсолютно пустом пространстве, кроме него самого? И ответ: только оно само.

Время является синонимом движения, и оно невидимо. Если движение невидимо, хотя
и хорошо ощутимо, как звон колокола, то оно представляет собой гармонические
колебания этого колокола с малой амплитудой, невидимой глазу. Легонько ударив
разводным ключом по кислородному баллону, мы услышим чистейший колокольный звон,
хотя сам баллон при этом будет казаться нам неподвижным.

Нечто подобное происходит и с физическим пространством. Оно постоянно тихонько,
"приветно звенит" (Н. Гумилёв), хотя и кажется нам неподвижным. От вещественного
колокола оно отличается тем, что может существовать только в звучащем состоянии,
поскольку пронизывающее его время никогда не останавливается.

2. Время t=S/v, где S – расстояние, v – скорость. Эта троица (t-S-v) является
жёстко сопряжённой, единой и неделимой. В более привычном виде она выглядит,
как "пространство-время-движение" (S-t-v). Время невидимо только потому, что
не обладает отдельной от пространства сущностью.

3. "Слышишь ли шорох летящего времени? Вечно его колесница в пути..." (Р. Тагор)
Колесница времени отличается от обычных колесниц тем, что она заполняет собой
всё физическое пространство. Поэтому она может колесить по нему только одним
способом – вибрируя вместе с ним, как одно целое.

Поэтому время (t=S/v) можно назвать вибрирующим пространством, а пространство
(S=t*v) – вибрирующим временем. Оставшуюся комбинацию (v=S/t) можно назвать
вибрацией пространства-времени. Мы бы сказали: "Слышишь ли звон и пространства,
и времени? Их друг от друга нельзя отличить..." Поэтому время тоже трёхмерно, на
чём настаивал выдающийся советский авиаконструктор и мистик Роберт Бартини.

4. Любой однотонный звук, всегда звучащий на фиксированной частоте, может быть
представлен в виде синусоиды, простирающейся из минус бесконечности времени в
его плюс бесконечность. Так мы и воспринимаем время – как линейно бесконечное.
Но любая синусоида может быть сведена к вращению радиус-вектора фиксированной
длины с постоянной угловой скоростью.

5. Зная о том, что существует квант длины dL (который мы соотносим с планковской
длиной), можно определить минимально возможную длину радиус-вектора, частота
вращения которого будет соответствовать окрестностям ноты соль-бемоль, на
которой всегда звенит тишина.

При этом вопрос о скорости вращения такого радиус-вектора решается сам собой,
потому что на уровне квантов длины dL движение происходит только со скоростью
света c=dL/dt (dt – квант времени, который мы соотносим с планковским временем)
и только по прямой.

6. В итоге, получаем траекторию в виде правильного шестиугольника, сторона
которого равна трём квантам длины (3dL). Это единственный случай, при котором
и радиус окружности, и сторона (вписанного в него) правильного многоугольника
принимают целочисленные значения (что является обязательным условием, в силу
неделимости кванта длины dL). Восемнадцатиугольник не подходит!

По такой 6-угольной траектории будет двигаться сфокусированный луч света внутри
цилиндрического зеркала радиусом 3dL, если первый пройденный им отрезок пути
совпадает со стороной вписанного в него правильного шестиугольника.

Время прохождения одного цикла составит: T=(6*3dL)/c=(18dL)/c, где c – скорость
света. Частота f=1/T составит примерно 1,030 умножить на 10 в 42-й степени Гц,
что лишь на 0,388 полутона выше ноты соль-бемоль 132-й октавы (1,007E+42 Гц).
Поэтому мы воспринимаем звучание тишины, как соль-бемоль.

(2021)


CHARIOT OF TIME

* * *
Time permeates all physical space and "flows" at every its point. This means
that there is no space without time, and time without movement.

But then the question arises: what, in fact, can move in absolutely empty space,
except for it itself? And the answer: only it itself.

Time is synonymous with movement and it is invisible.

If some movement is invisible, although it is well perceptible, like the ringing
of a bell, then it represents harmonic vibrations of this bell with a small
amplitude, invisible to the eye.

Lightly hitting the oxygen balloon with an adjustable wrench, we will hear the
purest bell ringing, although the balloon itself will seem motionless to us.

Something similar happens to physical space. It is constantly quietly "ringing
welcomingly", although it seems motionless to us.

It differs from a material bell in that it can exist only in a sounding state,
since the time that permeates it never stops.

* * *
By definition, time t=S/v, where S – distance, v – speed.

This trinity (t-S-v) is rigidly conjugated, one and indivisible. In a more
familiar form, it looks like "space-time-motion" (S-t-v).

Time is invisible only because it does not have an essence separate from space.

"Do you hear the rustle of flying time? His chariot is always on the way" (R. Tagore).

The chariot of time differs from ordinary chariots in that it fills the entire
physical space. Therefore, it can travel on it in only one way – vibrating with
it, as one whole.

Therefore, time (t=S/v) can be called "vibrating space", and space (S=t*v) turns
out to be "vibrating time". The remaining combination (v=S/t) can be called
"vibration of space-time".

We would say: "Do you hear the ringing of both space and time? They cannot be
distinguished from each other..." Therefore, time is three-dimensional as space.

* * *
Any monophonic sound, always sounding at a fixed frequency, can be represented
as a sinusoid extending from minus infinity of time to its plus infinity. This
is exactly how we perceive time – as linearly infinite.

But any sinusoid can be reduced to the rotation of a radius-vector of a fixed
length with a constant angular velocity.

When replacing the sinusoid with a circle (which is drawn by the end of the
rotating radius-vector), the linearly infinite time t=S/v is replaced by the
cyclic time t=(T*n)=n/f,

where T is period of harmonic oscillations, corresponding to one revolution
of the radius-vector; n is the number of its completed revolutions;
f is rotation frequency, Hz.

* * *
The minimum possible length of a rotating radius-vector, sounding on a G-flat
note, is three quanta of length: R=3dL.

At such distances, movement occurs only with the speed of light c=dL/dt, and
only in a straight line.

(dL – quantum of length which we consider equal to Planck-length;
 dt – quantum of time which we consider equal to Planck-time).

Therefore, the trajectory of the jump-like motion of the end of the radius-
vector is not a circle, but a regular polygon

(along which a laser beam would move, emitted at the required angle from the
inner surface of a cylindrical mirror).

* * *
The only regular polygon, in which both the length of the side and the radius of
the circumscribing circle take integer values (which is necessary, since the
quantum of length dL is indivisible), is a regular hexagon.

The length of its side is equal to the length of the radius of the
circumscribing circle. In this case, R=3dL.

The transit time of one cycle will be: T=(6*3dL)/c=(18dL)/c, where c is the
speed of light.

The frequency f=1/T will be about 1.030E+42 Hz, which is only 0.388 semitones
above the G-flat of 132nd octave (1.007E+42 Hz).

That's why we perceive the sound of silence as G-flat. It is "primary vibration"
of space-time (v=S/t) that can be used as a natural tuning fork when tuning
musical instruments.

(28-Jul-21)


Рецензии