Толкование Апокалипсиса

СЕМЬ ПЕРИОДОВ ХРИСТИАНСТВА

(По «Апокалипсису»)

Многие святые отцы убеждены, что во второй и третьей главах «Апокалипсиса» речь идёт не только о семи реально существовавших асийских церквах, но и о семи длительных периодах христианства, которые переживут сыны Божии от сотворения вселенной до конца мира. Вот эти эпохи.


I. ЕФЕССКАЯ ЦЕРКОВЬ. Первый период. Первый век по Р.Х. Создал Церковь апостол Павел, жил в городе два года и проповедовал Учение Христа. Там жил и умер апостол Иоанн Богослов. В борьбе с ересями (николаитами и проч.), преодолевая вражду и сопротивление язычников, Вера Христова утверждалась в городах Средиземноморья. Недостаток — охлаждение «первой любви» к христианским знаниям, которые передали им апостолы Павел и Иоанн. Угроза — перенести светильник в другое место — осуществилась. Центр христианства из Ефеса был перемещён в Иерусалим.

II. CМИРНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Второй период. Второй-четвёртый века по Р.Х. Предсказанные скорби — осуществление эпохи массового уничтожения христиан иудеями и язычниками Средиземноморья. Митрополит Иларион назвал ее «Эпохой мученичества». Сотни и тысячи жертв каждый день. Церковь уходила в катакомбы. Об этом незавершённая поэма Лермонтова «Это случилось в последние годы могучего Рима…»

III. ПЕРГАМСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Третий период. Четвёртый-восьмой века.  Эпоха бурного расцвета христианства (время Вселенских соборов), признания его государственной религией, фундаментальной разработки богословия, правил богослужения в храмах, архитектуры, церковной музыки.  Эпоха началась с 313 года, когда император Константин издал Миланский эдикт. Успешная борьба с арианством и другими ересями. Римский император Юстиниан — крупный вклад в развитие христианства.

IV. ФИАТИРСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Четвёртый период. Девятый-пятнадцатый века. Усиление миссионерской работы Константинополя. Крещение Болгарии (870). Кирилл и Мефодий — славянская письменность. Крещение Руси (988). Крещение народов Моравии, Паннонии, Болгарии, Сербии (9-10 века). Раскол — отделение католичества (1054). Крестовые походы (с 11 века) — против восточных христиан, навязывание католических догматов. Падение Византии — турецкое иго на много веков. Османская империя порабощает Болгарию, Сербию, Грецию и другие страны. 12 век — период феодальной раздробленности на Руси. В 13 веке Александр Невский разбивает рыцарей Тевтонского ордена (попытка завоевать Русь католиками). Во второй половине 14 века идёт укрепление Московской Руси (Сергий Радонежский и Димитрий Донской). Русские земли собираются под руку Москвы. Усиление самостоятельности Русской Церкви. Царствование Иоанна Грозного, с проявлениями нехристианской жестокости.

V. САРДИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Пятый период. Шестнадцатый-восемнадцатый века. Эпоха Реформации (возврата язычества), гуманизма и материализма, революционизации жизни. В начале периода, при патриаршестве Никона, произошёл раскол Церкви — реформы патриарха отвергли сторонники двоеперстия при совершении крестного знамения. Аввакум. Церковные реформы Петра Первого — замена патриархата Синодом, закрытие монастырей. Продолжение этой политики Екатериной Второй. Постепенно Церковь теряет прежнюю силу веры. Относительно Сардийской церкви: Сардис, столица Лидийской области, при Юлиане Отступнике снова впал в идолопоклонство. И эра пятая уступила позиции христианства бунтарским веяниям вольтеровского времени. Город уничтожен до основания. Предсказание, что и эпоху ждёт то же самое наказание. Лже-демократические идеи постепенно захватывают Русь православную и разрушают её Христову нравственность.

VI. ФИЛАДЕЛЬФИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Шестой, предпоследний период жизни Христовой Церкви, современная нам эпоха. С девятнадцатого века до прихода антихриста. Восстание декабристов. Французское влияние на высшие классы. Народничество. Предреволюционный терроризм. Ленин, Парвус, Троцкий. Революция 17-го года. Претерпевший великое нравственное разложение, русский народ ринулся в пропасть переворота. Часть его отреклась от Бога, часть покинула Русь советскую, но — часть приняла мученическую смерть за веру. Многие «священному русскому царству» предвещали падение и крах. Однако царство выжило в окружении «сатанинского сборища». Господь говорит ангелу Филадельфийской церкви, что он «сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего». Христос знал, что народ выйдет победителем в изнурительной битве с красным режимом, и за это Он «сохранит его от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле». Какое в этом пророчество?
       Жители «всей вселенной», Земли, все больше и дальше отходят от Бога. Россия избежит этого искушения. При сильном безверии, слава Богу, не всеобщем, — не только возродит православие в стране, но и поведёт за собой государства, которые будут убеждаться, что только с опорой на православие можно добиваться во всех сферах жизни весомых успехов. Известно, что многие святые отцы России говорили об эпохе расцвета истинной веры перед тем, как антихрист придёт к власти и погубит род человеческий, всех, кто поверит ему и примкнёт к его воинству.

VII. ЛАОДИКИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Седьмой период жизни Христовой Церкви. современная нам эпоха. После окончания шестого периода (Филадельфийского). Последняя, самая страшная эпоха земной жизни. Ангелу этой Церкви (эпохи) Бог говорит: поскольку «ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Ангел страшно богат и горделив, но веры в нём ни капли. Это антихрист. И минуты его свободной жизни сочтены — он будет брошен в огненное озеро ада. Спасти может только раскаяние и Ангела, и его бессчетных сторонников. Но все они не способны услышат призыва. Они без веры, без Бога, без разума. Спасутся не многие — из скрывающихся в катакомбах. Впрочем, они сами раскаются в грехах своих и чужих, так как без раскаяний жить не привыкли. И за это Господь позволит им сесть с Ним на престоле Его. Лаодикия полностью разрушена турками — там сейчас развалины.


Рецензии