О плаче

Из книги "Введение в философию православия"               
https://proza.ru/2018/10/28/881
Нагорная проповедь.
О ПЛАЧЕ
 
“БЛАЖЕННЫ  ПЛАЧУЩИЕ, ИБО ОНИ УТЕШАТСЯ” (Мтф. 5:4). О каком плаче здесь идёт речь.  Конечно же – это сокрушение о своём несовершенстве; это - плачь о мире, лежащем во зле.  Определить пути исцеления от греха, выхода из не должного состояния не возможно, пока человек не увидит того, что он болен. Только после этого возможно определить  и причины болезни, и способы её лечения. Когда наш дух начинает избавляться от гордыни, то печаль души не приведёт её в уныние, которое убивает в нас волю к жизни. Если  любой из нас начнёт исследовать состояние своей души, то, конечно же, ужаснётся, открывающейся  грязи.


Что происходит с нами, когда  видим любимого человека при смерти? Разве сможем удержаться от слёз? Но какое облегчение наступает, в случае обнаружения возможности выздоровления! Так и с нашей душой, насколько бы глубоко не поразила её болезнь греха, насколько бы тяжело она не была заражена похотью и страстями, когда в ней  начинает укрепляться дух, она обретает и силу, её воскрешающую.
Есть плачь, подавляющий наши силы, а есть - очищающий душу. Мы должны молить Бога о том, чтобы Он даровал нам способность к такому плачу.  Долгий путь восстановления здравия души предстоит всем, кто на него вступает. Путь этот, по меньшей мере, длинной в земную жизнь. И душа наша должна сохранять способность омывать себя слезами всю свою дорогу на земле. Другого способа  нет.  Надо понимать, что здесь идёт речь не о слезах горя и беспомощности, а о тех, что освобождают нашу совесть от грязи и коросты ран, нанесённых нам бесами похоти и гордыни.  Когда  видим, как начинают проявляться в нас силы, разве это не принесёт облечение?


Счастливы (блаженны)  только те плачущие, которые находят мужество увидеть себя в свете истины, уже этого достаточно не только для определения путей изменения судьбы, но и получения  необходимых для этого сил.  Тот же из нас, кто не видит своей болезни, конечно же, не сможет обрести ни счастья, ни утешения. Полагающий, что грязь и беспорядок в его доме - нормальное явление, разве может понять, какое облегчение приносит  наведение в нём чистоты и порядка. Только способность души видеть в себе то, что делает её больной и  зависимой от греха, позволит ей от сокрушения-плача перейти к действиям, её исцеляющим. Разве не станет радоваться сердце, ощущающее прилив  очищающих сил?


Цели, которые  ставим перед собой, открывают нас действию и соответствующих энергий. Обретение способности видеть себя в свете истины, позволяет нам и правильно определять те задачи, которые необходимо решать, для освобождения своей жизни от всего, что делает её смертью. Именно в этом случае душа наша открывается действию исцеляющей благодати. Когда же  не видим причин для плача, т.е. омовения покаянными слезами своего чёрного, чёрствого сердца, то оно и останется в прежнем виде.


В каноне покаянном ко Господу   просим: “ даждь ми Господи, ум, да плачуся дел моих горько”, “даждь ми, Господи, слёзы, да плачуся дел моих горько”, “Безумне, окаянне человече, в ленности время губиши; помысли житие твое, и обратитися ко Господу Богу, и плачися о дел твоих горько.” “Мати Божия …от сети диаволи избави мя, да плачуся дел моих горько”.  “Увы, мне великогрешному, иже делы и мысльми осквернився, ни капли слёз имею от жестокосердия; ныне возникни от земли, душе моя, и покайся от злых дел твоих”.  Конечно, если посмотреть на историю своей жизни без прикрас,  нельзя будет не ужаснуться тому злу, которое, в первую очередь, мы причинили своей душе. Поэтому многие из нас и избегают исследования в свете совести своих деяний и помышлений. Но это ведёт только к росту душевного напряжения, которое, в любом случае найдёт канал разрядки. Придумывать самому здесь ничего не надо.

Кроме как через слёзы покаяния, т.е. сердечное, искреннее признание того, что именно совершённые нами ошибки, являются причиной всех наших неурядиц, начиная со здоровья, достичь облегчения не представляется возможным.
Покаяться –  значит увидеть в себе Каина (злую часть души) и предотвратить то, чтобы она не погубила Авеля (лучшее в нас).  Нет ничего более действенного для исцеления от греха и спасения от смерти, чем искреннее сокрушение духа о совершённых  им злодеяниях. Ибо  “Блудника и разбойника кающася приял еси, Спасе…”.

Согласно Евангелия первым в Рай вошёл именно преступник, который уже будучи распятым с Христом, нашёл силы для  покаяния. Благая весть нам в том, что не людям решать, достойны ли мы спасения. Наше дело – признать личную ответственность за свою жизнь, и делать всё возможное для того, что бы после очищения совести, её не загаживать. Тогда и Божья помощь не замедлит нам явиться. В этом мы и будем находить истинное утешение и силу, позволяющую укрощать нам свои страсти, т.е. обретать кротость.

фото автора


Рецензии