Маленькие хитрости в стихотворчестве
Если уж въехал в кризис-застой, и не пишется долго, начинаю усиленно читать-перечитывать поэтов-классиков, даже и любых, ещё нечитанных, и выделять у них классные, зацепляющие душу строки, строфы и целые стихотворения – переписываю их, не торопясь, в специальную общую тетрадь, лучше большого формата, чтобы оставались поля. В общем, пропитываюсь хорошими стихами, шедеврами и через 3-5 страниц записей появляется желание самому что-то написать – бывает, желание большое. Заучивать стихи специально не надо, а то появляются элементы подражательности. Бывает, стихи запоминаются с первого раза – это класс! Так за годы законспектировал много поэтов и пропитался хорошими образцами. Это назвал бы «пиром для души». Причём, надо записывать от руки – тут срабатывает обратная связь, происходит как бы позитивное "нейро-лингвистическое программирование". Такие упражнения всегда помогали расписаться – раньше или позже, преодолеть кризис. Усилия вознаграждаются. Причём, как правило, при этом происходит «переход количества в качество» – незаметно сам начинаешь прибавлять в письме. Но и от чтения удовлетворение получается – приятное с полезным. Только надо выбирать хорошие образцы – по вкусу. Многими поэтами «переболел», но не подолгу. А теперь в первом ряду любимых давно уже остаются: Г.Р. Державин, Ф.И. Тютчев, В.Ф. Ходасевич, Н.А. Заболоцкий («державинская» линия, философская лирика), а также В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, В.В. Хлебников, И.А. Бунин; конечно же,А.С. Пушкин – «наше всё». А дальше второй, третий, четвёртый ряд. Вершиной поэтической формы в русской поэзии считаю стихи Алексея Алексеевича Королёва (1944-2017), моего главного учителя в этом деле - есть в интернете.
Три книги, которые помогли понять механизмы, принципы словесного творчества: Ян Парандовский «Алхимия слова», Л.С. Выготский «Психология искусства», А.Н. Лук «О чувстве юмора и остроумии». Ну, ещё справочный материал, теория - "Поэтический словарь" А. Квятковского и замечательная "Книга о русской рифме" Д.С.Самойлова. Всем им большое спасибо! Все есть в интернете.
Есть две доминанты у пишущих стихи: «на вдохновении» и на «технике-ремесле» - одно не хуже другого, одно не мешает другому, одно дополняет другое. Вторые способны писать стихи всегда и много, но и получается «пожиже» - нет должного напряжения, преодоления препятствий – работает «золотое правило механики». Есть относительно лёгкие большие поэты А.А. Фет и К.Д. Бальмонт, а есть тяжёлый В.Ф. Ходасевич. Поэзия многофункциональна, многовекторна, многоуровнева, имеет много ветвей, веточек, листьев – на любой вкус – «все жанры хороши, кроме скучного». У меня способность к ремеслу слабая – «на заказ» пишу с большим трудом, на экспромты не мастер. Наверное, поэтому пришёл к короткой форме – к восьмистишиям, трёхстишиям, и даже к двустишиям-стихословицам. Хотя были периоды – мог бы раскачаться и на поэму. Ещё важен стимул, мотивация, востребованность – этого почти не было – писалось в стол, для себя, «для Ноосферы». Может быть, так и лучше. Зато был внутренне свободен, не обременён престижем, обязанностью писать.
Свидетельство о публикации №121072501552
Лена Жарких 09.03.2024 21:16 Заявить о нарушении
Сергеев Павел Васильевич 09.03.2024 22:01 Заявить о нарушении
Лена Жарких 10.03.2024 10:36 Заявить о нарушении
Лена Жарких 10.03.2024 16:46 Заявить о нарушении
Сергеев Павел Васильевич 10.03.2024 18:03 Заявить о нарушении
Лена Жарких 10.03.2024 20:44 Заявить о нарушении
Сергеев Павел Васильевич 10.03.2024 22:02 Заявить о нарушении