Маленькие хитрости в стихотворчестве

   Когда стихи не пишутся, а написать что-то всё-таки хочется, помогают два метода: давно ещё нашёл у Хемингуэя такую мысль – не надо исчерпывать вдохновение, творческий настрой до конца, выбирать воду в этом колодце до дна, а останавливать себя на подъёме; и к утру «вода» опять накопится, желание писать не пропадёт: это как с едой – переел, перебрал и аппетит пропадает – надо держать себя в чувстве творческого голода.
   Если уж въехал в кризис-застой, и не пишется долго, начинаю усиленно читать-перечитывать поэтов-классиков, даже и любых, ещё нечитанных, и выделять у них классные, зацепляющие душу строки, строфы и целые стихотворения – переписываю их, не торопясь, в  специальную общую тетрадь, лучше большого формата, чтобы оставались поля. В общем, пропитываюсь хорошими стихами, шедеврами и через 3-5 страниц записей появляется желание самому что-то написать – бывает, желание большое. Заучивать стихи специально не надо, а то появляются элементы подражательности. Бывает, стихи запоминаются с первого раза – это класс! Так за годы законспектировал много поэтов и пропитался хорошими образцами. Это назвал бы «пиром для души». Причём, надо записывать от руки – тут срабатывает обратная связь, происходит как бы позитивное "нейро-лингвистическое программирование". Такие упражнения всегда помогали расписаться – раньше или позже, преодолеть кризис. Усилия вознаграждаются. Причём, как правило, при этом происходит «переход количества в качество» – незаметно сам начинаешь прибавлять в письме. Но и от чтения удовлетворение получается – приятное с полезным. Только надо выбирать хорошие образцы – по вкусу. Многими поэтами «переболел», но не подолгу. А теперь в первом ряду любимых давно уже остаются: Г.Р. Державин, Ф.И. Тютчев, В.Ф. Ходасевич, Н.А. Заболоцкий («державинская» линия, философская лирика), а также В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, В.В. Хлебников, И.А. Бунин; конечно же,А.С. Пушкин – «наше всё». А дальше второй, третий, четвёртый ряд. Вершиной поэтической формы в русской поэзии считаю стихи Алексея Алексеевича Королёва (1944-2017), моего главного учителя в этом деле - есть в интернете.
   Три книги, которые помогли понять механизмы, принципы словесного творчества: Ян Парандовский «Алхимия слова», Л.С. Выготский «Психология искусства», А.Н. Лук «О чувстве юмора и остроумии». Ну, ещё справочный материал, теория - "Поэтический словарь" А. Квятковского и замечательная "Книга о русской рифме" Д.С.Самойлова. Всем им большое спасибо! Все есть в интернете.
   Есть две доминанты у пишущих стихи: «на вдохновении» и на «технике-ремесле» - одно не хуже другого, одно не мешает другому, одно дополняет другое. Вторые способны писать стихи всегда и много, но и получается «пожиже» - нет должного напряжения, преодоления препятствий – работает «золотое правило механики».  Есть относительно лёгкие большие поэты А.А. Фет и К.Д. Бальмонт, а есть тяжёлый В.Ф. Ходасевич. Поэзия многофункциональна, многовекторна, многоуровнева, имеет много ветвей, веточек, листьев – на любой вкус – «все жанры хороши, кроме скучного».  У меня способность к ремеслу слабая – «на заказ» пишу с большим трудом, на экспромты не мастер. Наверное, поэтому пришёл к короткой форме – к восьмистишиям, трёхстишиям, и даже к двустишиям-стихословицам. Хотя были периоды – мог бы раскачаться и на поэму. Ещё важен стимул, мотивация, востребованность – этого почти не было – писалось в стол, для себя, «для Ноосферы». Может быть, так и лучше. Зато был внутренне свободен, не обременён престижем, обязанностью писать.


Рецензии
Источник поддерживать нужно... Но и собственная эмоциональная наполненность имеет большое значение.

Лена Жарких   09.03.2024 21:16     Заявить о нарушении
Спасибо! Важное дополнение: оба условия необходимы, но недостаточны. Чтобы полететь, нужны два крыла. Только что мысль пришла: ещё и хвост!)) - правильно рулить, элемент рацио, самоконтроля. Имел в виду: когда чувство есть, хочется писать, но не пишется - метод может помочь. Тема на трактат, на книгу. Большую!)) Всего лучшего! Удачи!

Сергеев Павел Васильевич   09.03.2024 22:01   Заявить о нарушении
Именно два крыла и хвост, безусловно)))стремясь к гармонии внутри себя, мы и обретаем те самые инструменты полёта!)

Лена Жарких   10.03.2024 10:36   Заявить о нарушении
Идеал недостижим - важен вектор.

Сергеев Павел Васильевич   10.03.2024 11:30   Заявить о нарушении
Правильные усилия в правильном направлении - это важно!

Лена Жарких   10.03.2024 16:46   Заявить о нарушении
Елена, остаётся узнать, определить, что такое "правильно".)) По моим сведениям, тут полный разнобой! Но, думаю, мы-то с Вами методом мозгового штурма разберёмся, определим!))) Удачи!

Сергеев Павел Васильевич   10.03.2024 18:03   Заявить о нарушении
Вот так и знала что тут Вы меня поймаете за язык!) " Рациональные усилия в оптимальном направлении "!)) т, е. опять пришли к вектору и рацио)) всего наилучшего, Павел Васильевич!)

Лена Жарких   10.03.2024 20:44   Заявить о нарушении
Так что: 1:1.)) Но ответ достойный - принимается!))

Сергеев Павел Васильевич   10.03.2024 22:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.