Пыль и Пииииздобольство

Пащенко Эколог
Проблемы и решения
WWW.GUDOK.RU
;; июля ;;;; года четверг № ЖЕДНЕВНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ГАЗЕТА «ГУДОК»
ЭКОЛОГИЯ
Бой с пылью
Государство стимулирует компании к внедрению инновационных технологий при перевозке и перевалке угля
Угольная пыль, выбрасываемая при транспортизует различные инновационные решения, чтобы при траспортировке или перевалке сырья, меньше наносит вред минимизировать негативное воздействие на  средуе. По словам экспертов, при пере
окружающую среду.
возке угля выделяется пыли меньше, чем при
«Процесс транспортировки – это зона ответствен-
погрузке и выгрузке. Правительство обязало
ности перевозчика. Нужно добиваться внедрения
компании применять современные технологии
самых эффективных решений и технологий в этой
для улавливания пыли. В ближайшие годы госу-
области. К примеру, специальная система из поли-
дарство планирует запретить перевалку угля от-
вочных установок: каждый вагон поливается жид-
крытым способом на территории страны.
костью, специальный состав которой не только ув-
лажняет верхний слой угля, но и «склеивает» его,
Согласно данным информационно-статистическо-
минимизируя дальнейшее пыление», – говорит
го бюллетеня Минтранса России за 2020 год, ко-
«Гудку» глава Российского экологического обще-
личество перевезённого по железной дороге угля
ства Рашид Исмаилов.
остаётся стабильно высоким: если в позапрошлом
«Технологий действительно немало, однако при
году перевезли 276,42 млн тонн, то в прошлом –
любых методах борьбы с угольной пылью стопро-
256,22 млн тонн.
центной защиты от неё не существует», – считает
«Любому механическому действию, производи-
Никита Полушин.
мому над углем, сопутствует выделение угольной
Государство пытается стимулировать компании
пыли. Это мелкие токсичные фракции, способные
к внедрению инновационных пылеподавляющих
к воспламенению или распылению. Учитывая,
угольных технологий. Полтора года назад ныне
что в России переваливают и перевозят миллио-
бывший глава ФАС Игорь Артемьев предлагал пре-
ны тонн угля, выделяются тонны пыли, которые в
доставить железнодорожные скидки на транспор-
процессе распространяются по воздуху или воде»,
тировку угля в зависимости от экологии и лишать
– говорит глава Российского экологического обще-
льгот на перевозку угля те компании, которые по-
ства Рашид Исмаилов.
ставляют его не на экологичные терминалы. Одна-
Угольная пыль в России не всегда считалась ток-
ко тем дело и закончилось. Как заявили «Гудку» в
сичным веществом. «Однако она таковым являет-
пресс-службе этого ведомства, пока «инициатива
ся, и страдает в первую очередь население, про-
дополнительно прорабатывается».
живающее рядом с портами, причём страдает
Снижением концентрации угольной пыли при
всё больше, ведь растут объёмы грузов, к тому же
транспортировке и перевалке угля озаботились в пра-
уголь измельчают на месте – это приводит к повы-
вительстве, принимается ряд необходимых мер. В
шению нагрузки на окружающую среду», – сооб-
марте вице-премьер Виктория Абрамченко заявила,
щил «Гудку» замглавы Росприроднадзора Амирхан
Угольные компании борются с распространением
что ставится задача внедрения современных техно-
Амирханов.
угольной пыли, применяя новейшие технологии
логий закрытой перевалки угля, и утвердила дорож-
Угольные компании в России борются с рас-
ную карту по сокращению негативного воздействия
пространением угольной пыли, применяя но-
«Перевалка угля осуществляется во всех пор-
ках и судопогрузочных машинах. В частности, с
угледобывающих компаний на окружающую среду.
вейшие технологии. Например, как сообщили
тах и только с применением терминалов с уни-
апреля прошлого года в порту работает мобиль-
До конца 2021 года отраслевые предприятия
«Гудку» в ЕВРАЗе, хотя своих портовых мощно-
версальным оборудованием», – заявили «Гудку» в
ная система всесезонного пылеподавления, со-
должны будут пройти полный аудит проблем пра-
стей компания не имеет, однако будет внедрять
пресс-службе ИПЕМ.
стоящая из двух самоходных портальных ком-
вового регулирования и природоохранной деятель-
технологии для утилизации угольной пыли. До
Использовать технологии перевалки закрытым
плексов.
ности при угледобыче. План мероприятий коснёт-
2030 года ЕВРАЗ намерен снизить в 1,5 раза объё-
способом выгоднее, чем универсальные техноло-
«Инновационная система работает при низких
ся угледобывающих компаний в 18 регионах Рос-
мы выбросов угольной пыли, образующейся при
гии, считает начальник отдела технологий компа-
температурах. Её основная особенность заключается
сии, в том числе в Приморском крае, Кемеровской
технологических процессах хранения и транс-
нии «Морстройтехнологии» (специализируется на
в том, что портальные комплексы движутся по тем
области и Забайкалье. Угледобывающие компании
портировки угля.
должны будут утвердить определённые средне-
«Для этого в 2020 году проведены мероприя-
тия по оснащению угольного склада обогатитель-
Проблема распространения угольной пыли в последние
срочные программы по экологии горного дела на
основе использования инновационных техноло-
ной фабрики «Распадская» двумя мобильными
гий и к сентябрю представить их в территориаль-
установками пылеподавления (орошения). В пла-
годы звучит особенно актуально, ведь открываются новые
ные органы Росприроднадзора.
нах установка мобильных конструкций орошения
месторождения и растут объёмы перевалки и перевозки угля
Как сообщили «Гудку» в этом ведомстве, пробле-
на угольных складах шахт «Распадская-Коксовая»,
ма распространения угольной пыли в последние
«Усковская»,
«Осинниковская»,
ЦОФ
«Абашев-
годы звучит особенно актуально, ведь открывают-
ская». Кроме того, выполняются мероприятия по
ся новые месторождения и растут объёмы перевал-
гидрообеспыливанию на технологических дорогах
исследованиях и проектировании в области мор-
же рельсовым путям, что и большие специализиро-
ки и перевозки угля.
и промышленных площадках», – говорит «Гудку»
ского транспорта) Никита Полушин. «Пропускные
ванные машины терминала – стакеры и реклайме-
«Предполагается, что требования снизят нагруз-
директор ЕВРАЗа по координации природоохран-
способности технологий для перевалки угля за-
ры, и объединены с ними в автоматизированную
ку на окружающую среду, ведь компаниям выгод-
ной деятельности Максим Епифанцев.
крытым способом втрое выше, чем универсальным
систему. Летом и весной система продолжает работу
нее внедрить инновационные технологии, чем
В портах тоже внедряют новейшие технологии
способом: в первом случае пропускная способность
в качестве мобильной системы водного пылепода-
платить штрафы. Перевалка угля открытым спо-
для снижения вреда от угольной пыли на окружа-
составляет около 25 млн тонн в год, во втором – 7–8
вления, обеспечивая равномерное покрытие уголь-
собом должна быть запрещена, весь процесс идёт
ющую среду. По данным Института проблем есте-
тонн в год», – говорит он.
ных складов вместе со стационарной системой оро-
к этому. Конечно, это вопрос не одного дня, но из-
ственных монополий (ИПЕМ), сегодня в России
Как сообщили «Гудку» в АО «Восточный порт»,
шения», – говорит начальник отдела механизации
менения грядут и соблюдение компаниями эколо-
вывоз угля осуществляют 27 портов, восемь из ко-
компания внедряет технологии всесезонного пы-
АО «Восточный порт» Сергей Заикин.
гических требований обязательно даст результат»,
торых находятся на Северо-Западе России, восемь
леподавления на самоходных портальных ком-
Применяются пылеподавляющие технологии
– говорит Амирхан Амирханов.
– на Юге и 11 – на Дальнем Востоке.
плексах, больших складских штабелеукладчи-
и при транспортировке угля. ОАО «РЖД» исполь-
Анна Героева
РЕГИОН
ОПЫТ
Порт в центре города
Правила поглощения и подавления
Объём ежегодной пе-
ли к реализации эко-
экран выполняет ещё
Таким образом, части-
ревалки навалочных
логической
програм-
и эстетическую функ-
цы пыли прибиваются
грузов через Мурман-
мы,оцениваемой в 3,2
цию – в его дизайне
к земле, не попадая в
ский морской торго-
млрд руб. «Обеспече-
использовано несколь-
воздух и не разлетаясь
вый порт (ММТП) со-
ние эффективного ре-
ко
панно.
Изображе-
по городу. В комплек-
ставляет от 10 до 13
шения
вопросов
за-
ния яркие, как и дома,
се с пушками работают
млн тонн, ежесуточ-
щиты
окружающей
находящиеся в непо-
и
специально
приоб-
но сюда прибывает
среды при осуществле-
средственной
близо-
ретённые машины-пы-
около 500–600 полу-
нии
производствен-
сти от границ порта.
лесосы, постоянно со-
Владимир Плитко,
вагонов. Так как пе-
ной деятельности яв-
На них намного замет-
бирающие пыль с тер-
директор железнодорожного
ревалка здесь ведёт-
ляется
приоритетом
нее
наличие
пыли.
ритории предприятия.
комплекса АО «Дальтранс-
ся открытым спосо-
ММТП», – отметили в
Это наглядный инди-
Также минимизируют
уголь»
бом, пыление угля
пресс-службе предпри-
катор того, снизилось
пыление
угля
задей-
при разгрузке и по-
ятия.
ли количество уголь-
ствованные в его пере-
На угольных терминалах ис-
грузке, а затем оседа-
Построены
пылеве-
ной пыли. Так сотруд-
валке грейферы увели-
пользуются технологии пыле-
ние на поверхностях
трозащитные
экраны
ники
предприятия
ченных объёмов – их
подавления, позволяющие из-
его микрочастиц до-
вокруг производствен-
хотят
продемонстри-
применение позволяет
бавиться от пыления угля.
ставляло мурманча-
ной
площадки
пред-
ровать,
что
благода-
сократить число погру-
нам много неприят-
приятия
протяжённо-
ря реализации эколо-
зо-разгрузочных
опе-
С самого начала строительства
Современные системы пылеподавления
стью 1,5 км и высотой
угольного
терминала
в
бухте
снижают распыление угля
ностей.
гической
программы
раций.
20 м, общая площадь
действительно снизи-
В
порту
действует
Мучка перед нами стояла задача
Порт
находится
в
смонтированных пане-
лось количество уголь-
экологическая диспет-
создать на нём систему полного
потребление минимального ко-
По периметру угольных складов
самом центре города –
лей составила 27,4 тыс.
ной пыли в воздухе.
черская, которая явля-
цикла пылеподавления. Это был
личества воды, более высокая
работают стационарные системы
жилые дома располо-
кв. м. «Они не толь-
Ещё одно решение,
ется основой системы
непрекращающийся процесс за-
эффективность
пылеулавлива-
пылеподавления (пушки ороше-
жены в сотне метров от
ко
ограждают
произ-
реализованное в порту,
экологического
про-
купки новой техники, призван-
ния и увеличение смачивающе-
ния). Установлены системы оро-
его границ. Жителям
водственную
площад-

система
орошения
гнозирования.
Она
ной снизить влияние перевалки
го эффекта. Применение пены
шения угля на всех четырёх ста-
приходилось
регуляр-
ку,
но
и
уменьшают
производственных тер-
даёт возможность мак-
угля на окружающую среду. Так,
обеспечивает безвредное и ней-
керах-реклаймерах. На пересып-
но очищать рамы окон
силу воздушных пото-
риторий. «Установлено
симально быстро кор-
в 2013 году была приобретена ва-
тральное биологическое разло-
ной станции № 7 установлена си-
от чёрного налёта, а
ков, что минимизиру-
14 стационарных и три
ректировать производ-
куумная
мобильная
зачистная
жение реагента, быстрое диспер-
стема пылеподавления DUSTEX,
свежевыпавший белый
ет эрозию», – сообщили
мобильных тумано- и
ственный
процесс
с
установка SCANIA. Она исполь-
гирование без перемешивания.
которая позволяет снизить пы-
снег сразу становился
в пресс-службе ММПТ.
снегообразующих
во-
учётом изменений ме-
зуется для уборки угольной пыли
Учитывая то, что пена лучше
ление на ленточном конвейере
грязным.
Такая технология ис-
дяных пушки: ороше-
теоусловий – в порту
с территории угольных складов
всего связывает пыль даже от
при погрузке на судно.
Для
минимизации
пользуется в Японии,
ние на ряде этапов про-
могут
приостановить
и предотвращает разнос пыли
очень жирных углей, было при-
Также, чтобы снизить воздей-
влияния
угольной
Австралии, Китае, Ка-
цесса перевалки груза
погрузку
и
выгрузку
ветром.
Внедрены
технологии
нято решение, что лучше всего
ствие угольной пыли на окру-
пыли на жителей го-
наде,
а
для
России
препятствует
переме-
угля, если того потре-
сухого сбора и транспортировки
покрывать
ей
полностью
весь
жающую среду, в 2020 году была
рода
и
окружающую
строительство
экра-
щению
взвешенных
бует погода.
угольной пыли и просыпей угля с
уголь на ленточном конвейере
спроектирована,
смонтирована
среду в 2015–2016 годах
нов стало новым про-
частиц», – сообщили в
Ольга Беляева
использованием вакуумного обо-
с самого начала выхода из ваго-
и введена в эксплуатацию линия
портовики
приступи-
ектом.
Защитный
пресс-службе
ММТП.
Санкт-Петербург
рудования шведской компании
ноопрокидывателя. Далее пена
брикетирования угля. Установ-
DISAB Vacuum Technology, рабо-
замыкает на себе значительную
ка для брикетирования уголь-
тают стационарные вакуумные
часть пыли, которая выделяет-
ной пыли представляет собой
установки в зданиях пересып-
ся в пересыпах, при транспорти-
полностью автоматизированную
ных станций и вагоноопроки-
ровке угля в штабеля.
линию, которая начинается со
дывателя. Это существенно улуч-
Для
поглощения
угольной
сбора угольной пыли из бункеров
шило микроклимат и воздух в
пыли во время выгрузки ваго-
аспирационных установок и за-
рабочей зоне производственных
нов и приостановления её даль-
канчивается
транспортировкой
зданий предприятия.
нейшего распространения в воз-
готовых брикетов.
В 2014 году компания акупила
духе рабочей зоны в здании ваго-
«Дальтрансуголь» намерен рас-
две стационарные установки пы-
ноопрокидывателей установили
ширять свои мощности по пере-
леподавления WLP1200 с возмож-
установки орошения – тумано-
валке угля до 40 млн тонн в год (с
ностью дистанционного управ-
образователи.
23 млн тонн в 2020 году. – Ред.). В
ления и работы в зимнее время
Сейчас на терминале созда-
марте нынешнего года руковод-
при низких температурных ре-
на
уникальная
технологиче-
ством нашей компании в Вани-
жимах. В галерее вагоноопроки-
ская цепочка по снижению пы-
но было проведено общественное
дывателя была установлена си-
ления. На уборке технологиче-
обсуждение проекта. Были учте-
стема орошения угля на ленте,
ских проездов и дорог от пыли и
ны все экологические аспекты.
в галереях и пересыпной стан-
просыпей работают два вакуум-
Угольный склад с максимальной
ции. Это система пенообразова-
ных
передвижных
погрузчика
высотой в 16 м согласно проекту
ния, применённая на термина-
CENTURION 200/-1812, аспираци-
запланировано огородить метал-
ле АО «Дальтранс уголь» впервые
онные установки в пересыпных
лической перфорированной сте-
в мире. Этот инновационный
станциях и здании вагоноопро-
ной высотой 25 м. Эти конструк-
метод
пылеподавл ения
имеет
кидывателей, системы туманоо-
ции выдерживают ветер до 60 м/с
Пылеветрозащитные экраны уменьшают силу
множество преимуществ с про-
бразования и пенообразования в
и разрушают вихревые атмосфер-
воздушных потоков, что снижает распыление угля
изводственной
точки
зрения:
здании вагоноопрокидывателей.
ные потоки.
ММТП
ЛИЧНЫЙ АРХИВ
МАКСИМ КАШИРИН/ПРЕСС-СЛУЖБА ОАО «РЖД»
МАКСИМ КАШИРИН/ПРЕСС-СЛУЖБА ОАО «РЖД»


© Copyright: Пащенко Эколог, 2021


Рецензии
Мужик, ты совсем не в себе?

Владимир Писляков   07.09.2021 01:32     Заявить о нарушении