Куда деть коня?

               
                ~*~ [][][] ~*~

Шесть тысяч лет назад основная масса человечества передвигалась пешком, и это продвижение отличалось очень малой скоростью. Тогдашние кочевники не могли себе позволить иметь больных, калек, пожилых. Перемещаться приходилось постоянно на большие расстояния...

    И вот случилось приручение коня, лошади. Можно было уже не переходить, а переезжать; безопасно охотиться на крупных животных, строить приличное жилище... Трудно назвать хотя бы одну сферу деятельности, на которую бы не оказало приручение лошади, даже приручение других домашних животных - я так думаю - не могло обойтись без коня: дикие предки овец и коров могли испуганно убежать от приближения человека, а вот лошадей они не боялись и могли позволить коням и сидящим на них всадникам приблизиться, что значительно облегчало процесс их приручения.

   И пошло-поехало: почти каждый Бог стал иметь своего коня, а то и целое стадо. Достаточно вспомнить  коней Гелиоса, Посейдона, бог войны Арес имел колесницу, в которую были запряжены четыре белых коня, и т.д; знаменитый Троянский конь. Верховный бог викингов "Один" имел восьминогого коня. А кентавры - полулюди-полукони. Русские, бывшие кочевники, естественно, поклонялись коню, и имелось множество легенд, и разного рода приметы доказывают это: и коньки, и вышивки на рушниках, и сакральная подкова, и ещё множество другого.

  А выражение "Полцарства за коня!" не была преувеличением: вспомним похороны с царскими почестями знаменитого коня Александра Македонского Буцефала. А Росинанта! Отдельная история про рыцарских коней. Более менее состоятельный рыцарь предпочитал иметь несколько этих домашних животных: ездовой конь, на котором рыцарь передвигался вне боя. Второй  предназначался для перевозки тяжёлых доспехов и нескольких видов вооружения рыцаря. Третий для оруженосца, так как сам рыцарь без помощи средневекового "костюмера" был не в состоянии облачиться в латы и даже взобраться на коня. Четвёртая лошадь предназначалась для перевозки походного шатра и различной утвари, которая должна была сопровождать достойный отдых рыцаря. Пятый, и т.д., для перевозки продуктов питания и фуража. Шестой, и т.д., лошади подмены, на предвиденные  и непредвиденные ситуации. И, наконец, собственно говоря, конь для сражения, боевая лошадь, обладающая специфическими качествами:  агрессивностью, смелостью, преданностью и специфическими навыками для боя; он же самый дорогой.

    В мифологии трудно даже представить и даже перечислить все функции изображения и словесные формулы для обращения к той или иной мифологической ипостаси лошади. Всем поэтам известен крылатый конь Пегас. Но это не совсем конь,  это парнокопытное - осёл. Он упрям, капризен и непредсказуем. Итак, вы испили воды из священного источника Вдохновения, называемого "иппокреной", а крылатый осёл не появляется, или вместо вершины "Парнаса" поднимает вас всего метров на двести, а то может и вообще сбросить в пропасть. Поэтому, надо признать, что Пегас всё-таки- это какой-то гибрид коня и осла.
   В поэзии доза лошадиной поэтики была велика. Но сейчас, когда на улицах не только городов, но и даже деревень коня не увидишь- образ этого животного почти исчез из современной поэзии, и так обеднённой символами и другими образами, от этого  страдает выразительность и тонкость выразительности поэтического слова.
Мало того, кроме естественного вымывания живого в поэтике, на символизм идет настоящее наступление на всё мало-мальски образное. У Бродского есть стихотворение "Чёрный конь", в котором он описывает вороного коня как предвестника конца жизненного пути.

    "В тот вечер возле нашего огня
    Увидели мы чёрного коня"

У Набокова есть стихотворение, посвящённое Пегасу:

    "Гляди: вон там, на той скале - Пегас! Да, это он, сияющий и бурный!..."

     Всё.  Удачи.Успехов.Улыбок.

                ~*~ [][][] ~*~


Рецензии