А ещё они летают 795

А ещё они летают 795

По воспоминаниям Равиля Исхакова, он под уфологию выделил даже отдельную картонную папку с лямочками, в которой бережно хранил такие бумажные вырезки. Примерно в январе 1989 года ему на глаза попалась небольшая любопытная заметка (кажется, из «Литературной газеты») о существовании в Москве группы ученых во главе с Марком Мильхикером (президент научно-инженерного центра астролевитирующих объектов), занимающихся изучением астролевитирующих объектов. В другой статье писали, что в Московской обсерватории существует комиссия, также занимающаяся вопросами неопознанных летающих объектов.
К тому же, в те годы он выписывал журнал «Природа и Человек», в одном из номеров которого прочитал статью доктора технических наук Фирьяза Ханцеверова о создании при СНИО СССР научного центра по изучению энергоинформационных процессов. Предперестроечное время в стране сопровождалось многими трудностями (например, пустые продуктовые полки магазинов), но пространство было наполнено некоторыми мистическими слухами, которые давали надежду на какие-то предстоящие грандиозные события, перемены.
Занимаясь наукой и философией, Исхаков хотелось окунуться в настоящие большие дела, конечно – энергии было много, а потому и амбиции были большие. Покинув любимую кафедру в КАИ, накопив много вопросов и набравшись решимости, он отправился в Москву искать правду о существовании НЛО. Нашел Мильхикера и инженерное общество, куда приходили люди, желавшие получить ответы на такие же вопросы, как и у него. Узнал, что впервые в Москве власти разрешили проводить занятия по уфологии.
Было много неразберихи, суеты, хотелось определенности. В ожидании шли дни, недели, он занимался в Государственной Ленинской Библиотеке (ГБЛ), выписывал и читал много интересной литературы, знакомился с увлеченными астрологией, магией, эзотерикой, экстрасенсорикой людьми. Посещал различные экзотические центры. Пока были деньги в кармане, часто курсировал из Казани в Москву и обратно. И вот, однажды узнал о начале занятий по уфологии. Это был праздник для души, собралось много народа в здании НИИ (рядом со станцией метро «Войковская»).
С конца ноября 1989 года началась учеба. Первыми преподавателями были В.Г. Ажажа, В.И. Авинский, Л.Е. Чулков (заместитель председателя Московской комиссии по исследованию аномальных явлений), А.Б. Петухов, М.Ю. Шевченко, А.И. Плужников, Г.И. Куницин и др. В течение двух с половиной месяцев им читали лекции, тогда же возникла Всесоюзная уфологическая школа-семинар по нетрадиционным направлениям науки и техники «Базис», в которой учились не только москвичи, но и приезжие с периферии.
После окончания этой школы (факультета «Уфология») в начале 1990 года слушателям от имени Уфологической комиссии (при Комитете по энергоинформационному обмену в природе и при Союзе научных и инженерных обществ СССР) выдали свидетельства специалиста с правом участия в исследованиях и работе научных и общественных организаций по проблеме «Уфология». Показали шикарный документальный фильм об НЛО, оставившего неизгладимое впечатление. Было рекомендовано организовать на местах уфологические центры и официально их зарегистрировать. Пояснили, как это можно было сделать в то время быстро и без проволочек.
На одной из лекций по палеоуфологии преподаватель Владимир Авинский сказал, что в дореволюционных летописях Казанского императорского университета имеется запись о полете на медном котле местного жителя некоего Яшки, который куда-то улетал, а затем был возвращен через пару лет на то же место. Исхакова это сильно заинтересовало, в перерыве он подошел к Авинскому и попросил дать подробные координаты печатного источника.
Так он познакомился, а затем и подружился с Владимиром Ивановичем. Старший товарищ прислал точное название журнала, Р. Исхаков нашел в библиотеке эту статью о Яшке, который жил в 1750-х где-то в Елабужском районе. Так витиевато через литературно-архивно-религиозную публикацию 1909 года раскрываются исторические страницы палеоуфологии в Казани с середины 18-го века. Авинский потом неоднократно бывал в Казани, участвовал на международных симпозиумах «Феномены природы и экология человека», под его выступления собирали публику, с ним обменивались опытом.
Уфологическая жизнь в стране быстро стала набирать обороты с начала 1990 года: после появления дипломированных специалистов по уфологии повсюду стали создаваться уфологические центры, в том числе и в Казани. Опыта не было, приходилось делать с «чистого листа», больше полагаясь на интуицию. Р.Л. Исхаков записался в Московскую уфологическую организацию, ходил на заседания, вникал в суть работы. При советской власти первую небольшую книгу по уфологии «Звездные братья» выпустил Лев Евгеньевич Чулков в 1990 году, для молодых уфологов тогда было большим событием купить и почитать эту книгу, в которой фактически описывались зарубежные публикации контактов с НЛО. Несколько экземпляров этой книги Равиль Лутфуллович привез казанским друзьям.
Перед руководителем междисциплинарного направления по исследованию феноменов природы и экологии человека Равилем Исхаковым стояли две главные задачи: возрождение из небытия уфологии, парапсихологии и других «паранаук», которые не признавались официальной наукой; собрать и объединить усилия казанских ученых по изучению аномальных и загадочных явлений. В Казани он познакомился с увлеченными уфологией ребятами из группы «Окно», работавшими журналистами в редакции газеты «Комсомолец Татарии» (ныне «Молодежь Татарстана»). К ним стекалась вся информация, поэтому они поначалу чувствовали себя более самоуверенно и независимо.
Сотрудники этой редакции организовали даже одну публичную встречу на уфологическую тему в ДК «Химиков», пришло много народа. Рассказывали об НЛО и отвечали на вопросы публики Дима Хафизов и Алексей Краснов. Регулярно стали писать о наблюдениях НЛО казанские газеты «Вечерняя Казань», «Советская Татария», «Молодежь Татарстана». По вопросам таинственных явлений и чудес стала выходить в Казани специальная газета «Отражение» (главный редактор Артур А. Гафаров), а чуть позднее альманах «Пришелец».
Появились публикации о загадочной Пермской аномальной зоне, куда устремились многие люди со всех концов Советского Союза, чтобы увидеть своими глазами «пришельцев», а казанские кинооператоры (Николай Морозов и Роберт Хисамов) сделали даже документальный фильм о своей поездке в эту зону. Этот фильм демонстрировался в ДК «Строителей» (ныне ДК «Сайдаш»). Ажиотажа было много. Хотелось увидеть своими глазами НЛО, хотя бы поговорить с очевидцами. Уфология быстро стала популярной идеей, по-видимому, в подсознании людей генетически заложена мысль о встрече с «Великим иным разумом», «Космическими пришельцами» с других планет и галактик. В то же время быстро пришлось понять одну важную истину: желающих поговорить про уфологию находится много, но вот заниматься уфологией – единицы.
Стали приходить письма в Комитет. Завелась переписка (тогда компьютеры были редкостью, а Интернета вовсе не было), вскоре представилась возможность поехать в командировку на встречу с одним из очевидцев НЛО в поселок Красный Бор. Потом опубликовали очерк об этом событии. Смущало то обстоятельство, что при опросе очевидца эксперт вынужден беззаветно ему верить, т.к. проверить его слова почти невозможно. Да, эксперт-уфолог ездили вместе с очевидцем на место посадки НЛО.
Конечно, он походил вдоль и поперек площадки, на которую приземлялся летательный корабль, покрутил в руках биорамки. А дальше что? Лишь позднее уфологи поняли, что нужны психологические знания и специалисты по регрессивному гипнозу. Для «зеленых» уфологов было счастьем найти хотя бы реальные следы НЛО. За одно лето 1990 года Р. Исхаков с коллегами были в нескольких экспедициях по Татарии. В одной из них они реально нашли «круг» в лесном сосновом массиве Агрызского района, обследовали данную аномалию, как могли: описали подробно и зарисовали. Расспросили жителей соседних деревень о необычных наблюдениях за последние месяцы. Опубликовали в молодежной газете свой удачный поход. Потом этот редкий случай попал в книгу Вадима Черноброва «Энциклопедия уфологии» (Москва, 2007) в раздел «Круги на полях».


Рецензии