Реферат1378

РЕФЕРАТ

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗАХ


Новосибирск – 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Физическая культура – часть общечеловеческой культуры 4
2. Задачи физического воспитания 5
3. Формы физического воспитания 7
4. Медицинское обеспечение физкультуры в вузе 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11
;
ВВЕДЕНИЕ
Термин «физическая культура» впервые появился в Англии и США в 90-е годы XIX в. В России данный термин приобрёл популярность в 1908-1910 гг. Под физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества, направленную на физическое воспитание, укрепление и образование здоровья. В наше время физическая культура является частью культуры общества, которая представляет собой совокупность ценностей и знаний, которые созданы и используются обществом для физического и интеллектуального развития способностей человека, а также улучшения его двигательной активности и формирования здорового образа жизни.
Одним из мощных средств в установлении характера, формирования личности, профилактики и укрепления здоровья растущего организма, являются занятия массовыми видами спорта, физической культурой в различных ее формах и сочетаниях, которые не требуют больших материальных затрат, но при правильной методике проведения занятий дают человеку здоровье, а, следовательно, уверенность и оптимизм в достижении поставленных им в жизни целей.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех недугов. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. 
Общим результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности двигательных и умственных навыков. Навыки физического воспитания предоставляют нам от малых лет и до окончания высшего учебного заведения. Необходимо отметить, что большое значение для физической культуры является физическое воспитание.
;
1. Физическая культура – часть общечеловеческой культуры
Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий. Основной целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.
Физическое развитие – это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).
Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима груда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития.
В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие в какой-то мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать, как факторы благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития, подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения. Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов.
Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.
Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.
В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена — распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.
2. Задачи физического воспитания
Назовём основные задачи физического воспитания:
; укрепление здоровья с помощью физической культуры, формирование необходимости поддерживать здоровый образ жизни;
; изучение спортивно-прикладных навыков учащимися;
; улучшение физической формы;
; улучшение психомоторных способностей;
; создание условий для реализации творческих способностей студента;
; нравственное, эстетическое, духовное и физическое развитие.
В настоящее время физической культурой и спортом в нашей стране регулярно занимаются около 20% населения, хотя в развитых странах мира этот показатель превышает 40-60%. При этом физическая культура является сферой массовой самодеятельности.
В различных исследованиях было отмечено, что учащиеся, которые принимают участие в систематической физической культуре и спорте, демонстрируют довольно высокую активность, устанавливают определенный стереотип режима дня, повышают уверенность, они более общительны, меньше боятся критики, имеют более высокую эмоциональную стабильность и выносливость, они более энергичны и общительны. Эти данные подчеркивают существенное положительное влияние систематической физической культуры и спорта на характерные особенности личности студента.
Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.
Учебный процесс по физическому воспитанию в высших учебных заведениях преимущественно направлен на:
; укрепление здоровья;
; закаливание организма;
; повышение уровня физической работоспособности;
; возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;
; ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний;
; воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Физическое воспитание в университете проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в различных формах, которые взаимосвязаны и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.
Нужно сказать, что в рамках университета существуют различные спортивные мероприятия, которые направлены на вовлечение студенческой молодежи в регулярное физическое воспитание и спорт, а также укрепление здоровья, повышение физической и спортивной подготовленности.
В процессе прохождения курса физического воспитания каждый студент должен:
; систематически посещать занятия по физическому воспитанию (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;
; повышать свою физическую подготовку и выполнять требования и нормы, совершенствовать спортивное мастерство;
; выполнять контрольные упражнения и нормативы, сдавать зачёты по физическому воспитанию в установленные сроки;
; регулярно заниматься гигиенической гимнастикой, самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом, используя консультации преподавателя;
; активно участвовать в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, в вузе;
; проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья, физического развития, за физической и спортивной подготовкой.
3. Формы физического воспитания
Физическое воспитание студентов осуществляется в следующих формах:
1. Учебные занятия, которые предусмотрены учебным планом и графиком университета. Существуют практические, а также теоретические упражнения. К теоретическим относятся лекции, методические семинары, консультации. К практическим – семинары, консультации, контрольные тесты, соревнования.
2. Дополнительные классы, являющиеся дополнением к учебным занятиям, которые являются основной формой.
3. Тесты, они разработаны в качестве критериев эффективности, требований к испытаниям и практических стандартов.
Студентам, которые регулярно посещали учебные занятия и получили необходимую подготовку, разрешено выполнять зачётные требования, упражнения и стандарты зачёта. После чего в конце каждого семестра ставится отметка о выполнении зачёта по физическому воспитанию.
Положено, что студент, закончивший учебу в дисциплине «Физическая культура», должен: понять роль физической культуры в развитии человека, знать основы физического воспитания и здорового образа жизни, а также иметь мотивационное, ценностное отношение и самоопределение в физической культуре со здоровым образом жизни.
Таким образом, необходимо отметить то, что преподавание физической культуры в вузах очень полезно. Так как физическая культура улучшает психологическое и физическое состояния студента. Физическое воспитание формирует такие положительные качества, как: выносливость, сила духа, трудолюбие, воля. На занятиях по физической культуре для развития студентов существуют разные специализации, например, плавание, баскетбол, волейбол, настольный теннис, йога. Студенты вправе сами выбрать, чем они хотят заниматься, таким образом, предоставленный им выбор помогает самоопределиться в жизни. Также, физическая культура увеличивает концентрацию, помогает избежать многие болезни, так как поднимает иммунитет, и позволяет привести тело в идеальную форму. Также, отмечается, что физическая активность помогает снижать стресс, депрессию, сонливость и повышает настроение, что является немаловажным фактором.
4. Медицинское обеспечение физкультуры в вузе
Медицинское обеспечение играет большую роль в стенах ВУЗа, т.к. именно от врача зависит, в каком состоянии студент находится на сегодняшний день.
В стенах высшего учебного заведения обязательно должно быть врачебный контроль. Врачебный контроль обеспечивает наблюдение за здоровьем студента в течение всего учебного года в ВУЗе.
Проводится медицинский контроль в следующей форме:
а) регулярно проходит медосмотр;
б) врачебное наблюдение за студентами во время занятий;
в) проводится влажная уборка в тех, местах где проводятся соревнования, тренировки.
Врачебный контроль проводят врачи, которые работают во врачебно-физкультурных кабинетах, здравпунктах.
Существуют первичное, повторное и дополнительное обследование студентов.
Первичное обследование проводится на первом курсе до первых занятий физическими упражнениями.
Повторное обследование студенты проходят уже на 2, 3, 4 и 5 курсе в самом начале учебного года.
Дополнительное обследование проходят, те студенты, которые перенесли сложные заболевания, и после травм.
Полноценно здорово считаются студенты на 84-90%.
И в конце подведем итог: целью физической культуры является подготовка гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов разных направлений.
;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физическая культура способна дать человеку трезвый ум, силу духа, здоровье, научить трудолюбию, терпению, упорству к достижению цели и ощущение радости победы.
Учитывая все предоставленные факты несложно понять, почему физическая подготовка студентов является одной из главных задач высших учебных заведений.
Вполне естественно, что студенты утомляются во время учебной работы. Это объясняется однообразием работы, которое ведет к снижению внимания и работоспособности. Для того чтобы этого не происходило руководители должны проводить занятия, направленные на формирование физического воспитания. Участником должно быть объяснено, что, воздействуя на физическую природу человека, физическая культура содействует развитию его жизненных сил и общей дееспособности. И это в свою очередь, способствует совершенствованию духовных возможностей и, содействует подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.
;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Физическая культура (часть 1): учебное пособие для студентов вузов / С.Ю. Иванова, Е.В. Сантьева, Ю.В. Гребенникова и др. – Кемерово, 2016.
2. Менеджмент физической культуры и спорта: учеб.-метод. пособие. – М., 2015.
3. Деманов А.В. Краткий курс лекций по предмету «Физическая культура» (методическое пособие). – Астрахань, 1999.
4. Ильинич В.И. Студенческий спорт и Жизнь. – М., 1995.
5. Массовая физическая культура в ВУЗе // под. ред. В.А. Маслякова, В.С. Матякова. – М., 1991.


Рецензии