Антон Павлович Чехов глава 1

Русский писатель, прозаик, драматург, публицист, врач, общественный деятель в сфере благотворительности. Классик мировой литературы. По профессии врач.
Родился: 29 января 1860 г., Таганрог, Екатеринославская губерния, Российская империя
Умер: 15 июля 1904 г. (44 года), Баденвайлер, Великое герцогство Баден, Германская империя
В браке с: Ольга Книппер-Чехова (1901-1904 гг.)
Родители: Евгения Яковлевна Чехова, Павел Егорович Чехов
Цитата: Тот, кому чужда жизнь, кто неспособен к ней, тому ничего больше не остается, как стать чиновник

ПРОЛОГ:
17 октября 1896 года на сцене петербургского Александринского театра прошла премьера одной из самых известных на данный момент драматических пьес мира — «Чайки» Чехова. Кто мы мог подумать, что считающаяся сейчас классикой постановка с треском провалилась на премьере и Чехов зарёкся более писать для театров. «Фиеста» рассказывает, почему «Чайка» так не понравилась зрителю и что случилось в день премьеры в Александринке.

Работа над пьесой
Чехов начал работать над пьесой в Мелихово в 1895 году. «Местом» её рождения сам писатель называл мелиховский флигель. 5 мая 1895 года Чехов сказал одному из корреспондентов: «Я напишу что-нибудь странное».

Работая над «Чайкой», Чехов в письме к другу поделился, что она будет написана «вопреки всем правилам драматического искусства» и называл её «трагичнейшей комедией в русской комедиографии». «...Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви», — писал Чехов в 1885 году.

Впрочем, комедией происходящее в «Чайке» можно было назвать очень условно. Ведь смешного в ней ровно столько же, сколько в самой жизни. Не трудно догадаться, что пьеса вряд ли могла вписаться в каноны старого русского театра.

«Пьеса шлёпнулась». Премьера
Премьера «Чайки» состоялась 17 октября 1896 года в Александринском театре Петербурга. Режиссёром стал Евтихий Карпов, современники писали, что Чехов всегда недолюбливал этого драматурга. Однако в премьерном спектакле были заняты лучшие актёры Петербурга того времени. Ожидали зрители увидеть на сцене и популярнейшую комедийную актрису Елизавету Левкееву, однако в чеховском тексте для неё просто не нашлось роли.

Даже сильный состав не спас пьесу от оглушительного провала. Актриса Александринского театра Мария Читау, исполнившая роль Маши, вспоминала: «За кулисами заранее уже говорили, что „Чайка“ написана „совсем, совсем в новых тонах“, это интересовало будущих исполнителей и пугало, но не очень. На считку „Чайки“ мы собрались в фойе артистов. Не было только автора. Без всякой пользы для уразумения „новых тонов“ и даже без простого смысла доложил нам пьесу Корнев, а затем мы стали брать её на дом для чтения. Может быть, я ошибаюсь, и дело не в тексте и не в режиссёрах, а в нашем плохом исполнении этой пьесы». Так ни публика, ни критики не смогли воспринять новое.

После начала спектакля большая часть зрителей почти сразу стала недоумевать, почему они не видят на сцене заявленной комедии. По ходу сюжета недовольство публики нарастало, из зала стали слышаться недовольные реплики, шиканье и даже свист. Позже Чехов напишет сестре из Петербурга: «Пьеса шлёпнулась, провалилась».

Второй шанс
Сам Чехов лицезрел провал пьесы из зрительного зала. Он ушёл за кулисы, не дождавшись окончания представления, и сбежал из театра и даже из города. Своими переживаниями писатель после поделился с Владимиром Немировичем-Данченко: «Театр дышал злобой, воздух спёрся от ненависти, и я — по законам физики — вылетел из Петербурга, как бомба».

На другой день после премьеры все местные газеты сообщили о небывалом скандале: «Это не чайка, просто дичь» («Биржевые ведомости», 1896, 18 октября, № 288), «Пьеса провалилась... так, как редко проваливались пьесы вообще» («Сын отечества», 1896, 19 октября, № 283), «Такого головокружительного провала, такого ошеломляющего фиаско, вероятно, за всё время службы бедной бенефициантки не испытывала ни одна пьеса» («Новости и Биржевая газета», 1896, 18 октября, № 288).

После такого Чехов ожидаемо зарёкся больше никогда не писать для сцены: «Если я проживу ещё семьсот лет, то и тогда не дам на театр ни одной пьесы. Будет!» Немировичу-Данченко пришлось буквально умолять автора разрешить ему показать драму ещё раз, уже на сцене МХАТа. Своей триумфальной премьерой 17 декабря 1898 года Московский Художественный театр реабилитировал чеховскую «Чайку». Впрочем, это уже другая история.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.