Давным - давно

   Как часто, в зависимости от масштабности происходящих событий и временной их отдалённости, меняются наши представления ,  как о них самих, так и о значимости их для групп людей индивидов и классов и о влиянии их на судьбы стран, сообществ, на жизненные устои, характерные для населяющих эти страны народов, да и отдельных людей и их семей.
  К примеру, первая мировая война ранее оценивалась как столкновение ведущих империалистических держав в борьбе за рынки сбыта и мировое господство, с точки зрения коммунистической идеологии, господствовавшей в СССР.
  Да и роль убийцы эрцгерцога Франца Фердинанда Гаврило Принципа оценивалась неоднозначно. Одни считали его сербским героем, борцом с австрийским гегемонизмом,а другие – наёмником-террористом и провокатором, создавшим повод для начала войны Сербии с Австро-Венгерской империей.
А ныне, как и в 1914 году, в России та  война оценивается как Отечественная война русского народа против агрессивных аппетитов Германии.
И попробуйте оспорить или подтвердить любую из версий. Мало того, вышедшая в СССР  энциклопедия, описывающая эту войну, получила название «История гражданской войны».
  Да и революция 1917 года и гражданская война по-разному оцениваются до настоящего времени. Но именно она была объявлена в СССР главным событием ХХ века. При этом следует отметить, что людские потери России в гражданской войне превысили потери всех стран-участников первой мировой войны!
  А вот и менее масштабные,но не менее значимые для людей, события:
   1950 год, посёлок Шиханы ( ныне город Шиханы), Саратовской области, здесь же военный городок для располагавшихся тут воинских частей. Посёлок состоит из двух участков, разделённых лесным массивом.
   Мне было 10 лет, время  послевоенное, голодное. Элементарно не хватало хлеба, как и других продуктов питания, за исключением дорогостоящих копчёных колбас и иных деликатесов.
В то же самое время, в военторге, находившемся за колючей проволокой на территории гарнизона, было всё. А самое главное – всегда были хлеб, мука и сахар.
   И вот в один из жарких июньских дней в одном из магазинов « выбросили», как тогда говорили, муку. Очередь сразу создалась грандиозная, поэтому торговля была организована прямо на улице возле магазина, находившегося на окраине посёлка. Сразу нашлись организаторы, которые так называемым химическим карандашом проставляли номера на ладонях. Достались номера и нам с мамой.
   Очередь продвигалась тягуче медленно, так как мука развешивалась по норме в одни руки. Ожидание на солнцепёке становилось невыносимым. По прошествии длительного времени, маме надо было ненадолго отлучиться. Она заявила об этом людям, стоявшим в очереди перед нами и после нас, и ушла, оставив меня в очереди.
   Когда мама вернулась, люди не захотели пустить её в очередь, так как номер на её запотелой ладони расплылся, а ссылка на меня ничего не дала, так как кто-то сказал,  что я вовсе не её сын (иногда некоторые женщины хватали  первого попавшегося ребёнка и ставили в очередь в качестве своего, чтобы приобрести дополнительную порцию товара), а когда мама попыталась встать на своё место,  её просто выбросили из очереди, и озверевшая толпа начала её жестоко избивать. Я попытался маму защитить, но меня, как кутёнка, отшвырнули в сторону, а в очередь ни меня, ни маму потом не пустили.
   У мамы было в кровь разбито лицо, а ведь избивали её в основном женщины. И побрели мы в посёлок истерзанные и без муки. Шёл я за мамой, и обида глодала меня, думал всё, отчего такая несправедливость. Ведь за полтора месяца до этого меня приняли в пионеры, я очень гордился этим, как и отцом, отдавшим жизнь за Родину. Школа и мама  воспитали меня в духе уважения к взрослым людям. И вот эти люди так с нами поступили.
   На подходе к посёлку, мы увидели какую-то суматоху и взволнованных крайне людей. Я даже подумал, что они обсуждают это происшествие, хотя слух о том не мог так быстро дойти до посёлка. Но всё оказалось гораздо хуже…
   Дело в том, что на  другой окраине посёлка (примерно в 2-х километрах от центра) находился песчаный карьер, такой большой котлован с почти отвесными откосами, поросшими вверху травой, зимой мы с этих откосов на лыжах съезжали.
   И вот группа ребят разных возрастов, имена всех не помню,  за исключением братьев Решетниковых (Генка, мой ровесник и одноклассник, Вовка – его брат, 9 лет, Вовка Зайцев (мой ровесник) и Витька Лобода, 14 лет ( он был старшим), имена остальных не помню.
   И решили они прорыть пещеру в  откосе, в верхней части карьера в виде норы с поворотом на 90 градусов. Рыл в основном Вовка Решетников, а Витька Лобода отгребал вниз вырытый песок.
В это время Вовка Зайцев уселся на траву на верхней площадке, как раз над отгребающим песок Витькой. Другие ребята просили  Вовку Зайцева уйти оттуда, но он, напротив, вскочил и начал приплясывать на этом месте.
   К этому времени  пещера была почти готова. Вовка Решетников находился внутри, в боковом отсеке, а Витька влез в нору у входа по пояс, одни ноги торчали.  И вдруг весь толстый пласт земли с дерниной пришёл в движение, рухнул и придавил Витьку. Ребята рассказывали, как задёргались Витькины ноги. Они попытались выдернуть Витьку из-под завала за ноги, но это им не удалось. Тогда они побежали в находившуюся неподалёку конюшню за помощью. Пришедшие с лопатами мужики раскопали обвал, вытащили потерявшего сознание Витьку и на телеге отвезли его в военный госпиталь, располагавшийся в центре посёлка. Оставшиеся мужики вытащили из пещеры Вовку  Решетникова, тоже в бессознательном состоянии, но без видимых повреждений (он только задохнулся), и отнесли его  в госпиталь.
   В течение нескольких часов врачи боролись за жизни ребят, а мы стояли у входа в госпиталь и ждали. Изредка поступали сообщения типа: делают искусственное дыхание, хотя этот термин был нам непонятен. К вечеру сообщили, что Витька умер, не приходя в сознание, а Вовка пришёл в себя…
   Через 3 дня состоялись похороны Витьки. С ужасом глядели мы на распухшее синюшного цвета лицо лежавшего в гробу Витьки…
   А Вовка Решетников через неделю благополучно оклемался. Он потом рассказал, что быстро уполз в конец норы, услышав шум обвала.
   Вот так жизнь в очередной раз разложила эпизоды по степени значимости их для людей и степени вины каждого из участников событий, а также подчеркнула, как высока бывает порой цена человеческой жестокости, глупости, безрассудства и простой детской шалости.
   ЭПИЛОГ
   Отмечу ещё,  что мама Витьки Лободы потеряла мужа-лётчика на войне и в одиночку растила двух сыновей – Витьку, старшего, и Вовку. О жизни Вовки Лободы после 1954 года я не знаю, а Виктору в этом году могло исполниться 85 лет, а в то время он был очень хороший добрый мальчишка, никогда не чурался нас, малышей, защищал от хулиганов, таких, как Витька Охлопков, ровесник Витьки, который однажды вечером с другими хулиганами завалили нас с моим другом Лёнькой на землю и изрезали «в лапшу» пальто на спинах лезвием безопасной бритвы… И это в условиях страшной послевоенной бедности!!! А отец его, просидевший всю войну в тылу в поселковом совете, нагло заявил, что его сынок не мог совершить такое злодеяние.
    Братья Решетниковы отличались большими способностями в части живописи (гены отца, бросившего их с матерью) и пения. Они оба всегда привлекались к пению на самодеятельных концертах в Доме офицеров по случаям празднеств. Судьбы их мне тоже неведомы, так  как в 1954 году мы с мамой покинули Шиханы, которые я всегда с удовольствием вспоминаю, ведь там прошло моё детство…
Два года назад мы с моим сыном Николаем и его женой Еленой посетили Шиханы, почти всё там изменилось и многое не в лучшую сторону… Но зато мне удалось поговорить с одним человеком некоей Таисией Ивановной, которой к тому времени исполнилось 92 года, она жила в Шиханах с 1941 года в дощатом корпусе, как и мы, она в 3-м, а мы в 5-6-м но по иронии судьбы в нынешнее время её поселили в шикарной квартире бывшего начальника гарнизона генерала Доронина, с сыном которого я учился в одном классе нашей средней Шиханской школы.
   А подлец Вовка Зайцев был сыном старшины, проведшего всю войну в тылу в должности завсклада, а сам Вовка даже не пришёл на похороны Виктора Лободы, то ли совесть заела, то ли черствость душевная. Хочу ещё отметить, что тем же летом он позднее чуть не угробил Витькиного брата, разбив ему голову камнем, брошенным  из-под стрехи сарая… Дальнейшая его жизнь мне неведома, но надеюсь, что во взрослой жизни Вседержитель не позволил ему творить и множить злокозненные дела!

ЭМКАЭР               
                20.07.2021


Рецензии
Да... жизнь, к сожалению, зачастую поражает и возмущает нас явлениями, подобными описанным тобой, Миша. Хоть я эту историю уже и слышала от тебя, но все равно не возможно остаться равнодушной к этим фактам из твоей жизни.
Так хочется думать, что должен же быть какой-то баланс между добром и злом во вселенной! Что жизнь давно уже наказала того, кто с самых ранних шагов в своём личностном становлении ступил на дорожку бессердечия и бесчеловечности...
Храни Господь тебя, дорогой.


Светлана Аппакова   26.07.2021 22:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана! Надеюсь, что так и будет.

Михаил Райцын   03.08.2021 02:14   Заявить о нарушении