Сын Бедзенага, маленький Арахдзау ч. 8

Нартский эпос

Часть III. Сослан

Окончание

Начало здесь:
http://stihi.ru/2021/07/09/1029,
http://stihi.ru/2021/07/11/6274,
http://stihi.ru/2021/07/13/2019,
http://stihi.ru/2021/07/14/1271,
http://stihi.ru/2021/07/15/1024,
http://stihi.ru/2021/07/16/964,
http://stihi.ru/2021/07/19/2191

Принёс Сослан рог турий с ронгом,
Поднял сын Хиза рог рукой,
В другом – бедро воловье долгом,
И говорит простой такой….

«Есть там пониже гость далёкий,
Сам Бедзенагов сын, беда
АрахдзАу зовут (намёки!)
Зови-ка, друг его, сюда!
Преподнесу ему ту чашу!»

На зов откликнулся батыр,
Вскочил и резко с краю пляшет
искусно в танце шел он к ним.

Плясать как он другой не сможет,
Эх, АрахдзАу, вот так прыть. 
Всех тех, кто видел - зависть гложет,
Не смог сын Хиза это скрыть.

И говорит ему сын Хиза:
«Ты – гость! Рог с ронгом пей, коль смел!»

Всё осушил батыр сюрпризом,
И точно волк и мясо съел.

И как гласят законы рода
и всех знакомых милых гор.
Благодарил и шёл поодаль,
Где раньше он сидел без спор.

Челахсатарг вновь озадачен,
Он думал свалится батыр.
Тот бодр и весел: «Вот удачен!
Я разорву в душе твой мир!»

«Собачий сын! Зачем приехал?
Зачем нарушил наш покой?
Воняет рыбой, пуще смеха,
Шёл б ты к добру к себе домой!»

Тут гневны АрахдзАу очи:
«Ну, что ж, могу быть и щенком!
Через неделю, между прочим,
Упрячу вас всех не тайком,
Да под навоз под конский живо,
Покрою быстро всё село», -
Сказав всё это чуть лениво
Из дома вышел всем назло.

Вот коновязь, конь Урызмага
Тот пегий на боку лежит,
А свой, любимый, ходит шагом
Покусанный, в крови дрожит…

Сослан отчаян сыну Хиза:
«Что ты наделал, где же Бог?
Зло разбудил – теперь всем вызов,
Вернуть бы кто его помог?!»

«Я б мог помочь, ты ж - вероломный,
Обманом жизнь свою живешь!»

«Свидетель Бог, земля, запомни,
Проси, что хочешь - заберёшь!»

«Отдай мне в жены дочь Ведуху,
Довольна будет та за мной!»

«С АрахдзАу мири и духом
Клянусь, что станет дочь женой!»

Сослан спешит, пока не поздно
Догнать АрахдзАу – успех.
Уехал тот с селенья грозный,
А то в горах, поверьте, грех.

Чуть поравнявшись, он со вздохом:
«Прошу! От нас не уезжай!
Обижен ты, а это плохо,
Все нарты ждут беду, то знай!»

«Пусть Бог свершит сам правосудье,
Накажет Вас – он будет прав!», -
Сказал батыр так на распутье,
«Ваш не приемлем к гостям нрав!»

«Обидно! Он – совсем мальчишка,
Пообещаю, подкуплю», -
Сослан подумал, «Есть мыслишка
Подарок дать, как я люблю!»

«Пусть будет день твой очень ярок!
Хочу подарок подарить!»

«Подарок? А какой подарок?
Скажи, подумаю, как быть!»

«Коня отдам, он - знатен родом!»

«Чем знатен конь, как его лик?»

«С восхода солнца до захода
он скачет ровно один миг!»

«Смеёшься в том, Сослан, иль бездарь,
раз чуда видишь в этом нить.
Мы на таких вот клячах ездим,
из дома в дом, чтоб брагу пить!»

«Тогда другой тебе подарок,
Булатный меч, он – сказка, джин!»

«А меч в бою твой меч так ярок?
Поведай всё мне, расскажи!»

«Свидетели: Земля и Небо,
Взмахни мечом и опусти,
как в масле режет всё в потребу,
Не тупится притом, не жди».

«Эх, ты, Сослан! Былицей брезжишь,
смешишь сегодня этим мир!
Таким все наши жены режут
На кухне самый мягкий сыр».

«Тогда смотри другое диво,
На рукоятку у меча.
Там видишь - кисточка игрива
В ночь светится как та свеча.
Мне ночью самой чёрной-чёрной
Осветит путь к себе домой».

А АрахдзАу вновь упорно:
«Невестки ходят за водой.
Им кисти вёдра освещают,
Когда домой ведёт творец.
Тот свет их вовсе не смущает,
При свете доят и овец».

Я всё сказал тебе сегодня,
Но коль вернёшься, точно в масть.
За то сын Хиза, тот негодник,
Ведуху – в жены мне отдаст…

«Вот надо б этого держаться!», -
АрахдзАу сказал, как вбил,
«Прошу тебя не обижаться,
Что чудеса твои хулил».

Довольны парни, с тропки съехав,
В душе их клокотал азарт.
А по дороге ехал Дзеха,
Он - сын Уаза, тоже нарт.

Сослан товарищем гордился,
Тот, испытав в душе подъём.
Узнав о деле, согласился,
В село приехали втроём.

Сын Хиза всё ж нарушил клятву,
Узнав, что ждёт людей возврат.
Ведуху за руку и спрятал
вверх крепости, зовут Айнаг.

Высока крепость- взор ломает,
Надёжен камень, всё хранит…
Что было дальше, только знает,
Скала отвесная - гранит.

*)селение Верхние Нарты - в этом селении жил род Ахсартага.
**)нихaс - собрание, также и место для общественных сборов. На нихасах решались важнейшие общественные дела, вопросы войны и мира, вершился суд и т. д. Здесь же проводились упражнения в стрельбе, в рубке, в красноречии
***)Сырдон (диг. Сирдон) - герой осетинского нартского эпоса, сын Гатага и Дзерассы, в котором переплелись черты характерные для трикстера и культурного героя. Особенность его эпического образа в нартиаде заключается в том, что он развивался не в героическом, а комическом и бытовом плане.
****)фандыр - осетинский музыкальный двенадцатиструнный инструмент, наподобие арфы.
*****)Бедзенаг-алдар – (Дедeнаг-алдар) - отец героя Арaхдзау. Алдaр - владыка, властелин, владелец обширных земель; позднее феодал, помещик, господин
******)Сосруко; или Сосла;н (абх. Сасры;;а, адыг. Саусэрыкъо, кабард.-черк. Сосрыкъуэ, осет. Сослан, карач.- балк. Соcурукъ) - богатырь, один из главных героев во всех вариациях нартского эпоса. Был рождён из камня, который оплодотворил пастух, воспылавший страстью к Шата;не (Сатаней).
*******)Арaхдзау - сын Дедёнага (Бедзёнага), один из героев нартского эпоса. Арахдзау - букв, «часто бывающий в походах».
********)Шатана – главная героиня нартского эпоса
*********)Алагата - один из трех нартских родов, берущий свое начало от нарта по имени Алаг. Родоначальником другого рода, Ахса ртаггата, был Ахсартаг, третьего рода Бората - Бора. В сказаниях упоминается о Верхних Нартах - в этом селении жил род Ахсартага, о Средних Нартах - селении рода Алага, о Нижних Нартах - селении рода Бора. Значительное место в нартском эпосе занимает также род Ацата, происшедший от Аца, отца Ацамаза.
**********)Цаца - Традиционное блюдо одесской и болгарской кухни, изготавливаемое из жареной мелкой морской рыбы семейства сельдевые. В Болгарии «цаца» - это название черноморско-каспийской тюльки.
***********)Батраз (осет. Батыраз) - один из самых главных персонажей в осетинском нартском эпосе, дух грозы, сын Хамыца и девушки из рода Бицента, который принадлежал владыке водного царства Донбеттыру. Батраз называется в эпосе стальным, неуязвимым.
***********)Челахсартаг - владетель крепости Хиза, отец Бедрхи.
************)Сайнaг-алдар - имя владетеля земель, упоминаемого в нартском эпосе; по некоторым вариантам Сауайнаг-алдар, что значит «владетель Черного утеса». Алдaр - владыка, властелин, владелец обширных земель; позднее феодал, помещик, господин


Рецензии
Игорь, добрый день! И вновь с удовольствием читаю Ваши прекрасные легенды-Нартского эпоса, как хорошо могу читать продолжение этого сказания. Спасибо за прекрасное творчество. С уважением.Галина.

Галина Чурсанова   03.09.2021 09:40     Заявить о нарушении
Доброе утро, Галина! Очень рад вашему прочтению этой сказке-легенды. С теплом, Игорь

Игорь Апрельский   04.09.2021 09:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 43 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.