Киприян Нагой старец босой

КИПРИЯН НАГОЙ СТАРЕЦ БОСОЙ

- из бесед калик перехожих


- Слыхал ты: старец был и звался Киприян,
А прозвищем Нагой, ходил босым зимою,
А впрочем, летом тоже был босым. Пророчил.
Как царь поедет, он на пятки – скок! –
Знал, что не прогонят, ведал, что приветят.
Любил царь молодой склонять себя к святым.

- Так это ж любо как! Ведь за царём бояре,
Те тоже звали в гости простеца – послушать,
Что скажет он про будущую жизнь.
Я сам то слышал: встал пред ним Елагин,
Ещё совсем был зелен, под губой пушок.
Так говорит ему (все враз тут обомлели!):
«Мол ты есть тот, что голову снесёт…
Но не свою – мою! – к Небесному владыке».

- И что тот брат Елагин? Не поверил?

- Никто не верил. Думали – чудит,
То вроде б правду скажет, то сокроет,
То пишет будто в чистоте пером, а то в тумане.
Ведь, говорят, юродска речь темна,
В ней аллегории, утайки, иносказки.

- Но мы-то знаем, что сбылось потом:
Он в Пустозерске грамоту царёву
Что, мол, на плаху голову, Иван,
Ты должен Киприяна положити…
И тот, не дрогнув, голову отсёк.
Так вспомнил сам пророчество младое.

- Где он теперь, в каком таком аду?
Наверно, с Никоном, с царём тем Алексеем,
Что с юности весь в нежностях к святым,
В полунощи с молитвой, как свечою…
А вот – вдруг бес его погнал
Взметелить Церковь ложью да расколом.

- Да, было время, царь его ценил,
Шёл Киприян свободно, хоть и нагий,
Беседовать про тяготы земли,
Сам подносил писанья, где Аввакум
Увещевал надменного сменить
Курс корабля, что Русь отправил в бурю.
«Добро бы, - говорил, - самодержавный,
За древле благочестие вступити!»
И долго царь в молчании терпел,
(А люд, то слыша, и дрожал и плакал) –
Что ж, в Пустозерск велел его сослать.

- Вот так и обозначилась в разрывах
Судьбина русская и наш двоякий путь:
Кто в золоте кремлёвском плыл со звоном,
Ведь град был прозван гордо «Третий Рим»,
А кто в огнях отстаивал суть веры
В униженном далечье «Пустозерск».
Но где соль солона, а правда крепче,
Не видно ль разве, сам так рассуди!
 
20 июля 2021 года – В этот день (по новому стилю) – память святого мученика и исповедника Киприяна, в XVII веке за правоверие пострадавшего (7 июля 1675 г. в Ижемской слободке Пустозерского воеводства).

СПРАВКА: Святой мученик и исповедник Киприян, в XVII веке за правоверие пострадавший. При Алексее Михайловиче старец Киприян, по прозванию Нагой, был одним из почитаемых в Москве юродивых. Круглый год ходил босой и в одной рваной рубахе. Имел дар пророчества. Пользовался уважением царя, позволявшего ему ездить на запятках своей кареты и снисходившего ко многим проявлениям его юродства. Знатные бояре считали честью зазвать его к себе, чтобы послушать предсказания. Задолго до своей кончины предрёк молодому тогда Ивану Елагину, что тот отрубит ему голову. Когда Никон возмутил Церковь, юродивый стал глашатаем старой веры. Он не только везде свободно обличал реформы, но и, передавая царю челобитные протопопа Аввакума, прилюдно увещевал: «Добро бы, самодержавный, за древлее благочестие вступити!» Народ с ужасом и сочувствием внимал его словам.

Юродивого взяли под стражу и заключили в монастырь, откуда ему удалось уйти. Он последовал за ссыльным Аввакумом на Север и стал надёжным связным пустозерских узников с последователями старой веры, оставшимися на свободе. Находясь в краю вечной мерзлоты, он и здесь не оставил подвига юродства: ходил зимой и летом в одной рубахе, принародно обличал новообрядцев, за что и был брошен за решётку. На запрос, посланный в Москву о его судьбе, пришло повеление царя Алексея: предать смерти через усечение главы. Сбылось пророчество: Иван Елагин дал приказ отрубить ему голову. 7 июля 1675 г. в Ижемской слободке Пустозерского воеводства Киприяну принародно отсекли честную главу.

(По материалам «Календаря РПСЦ» 2001 г., стр. 44).

НА ФОТО: Храм в селе Ижма.


Рецензии