Взор-4

ВЗОР

Книга первая

(Продолжение)

2.

По представлению древних философов (пифагорейцев, Платона, неоплатоников), любое развитие начинается с наипростейшего состояния, представляющего собой некое нераздельное, первородное единство. Пифагорейцы, например, таким единством считали монаду (единицу), получившуюся из слияния в вечности беспредельного и предела. В нашей развернутой формуле пифагорейской монадой будет совокупность трех первых состояний – индивидуального, коллективного и обобществленного (1, 2, 3 – в левом ряду последней схемы). Причем, в индивидуальном состоянии, обладающем свойствами единства и целостной неделимости, легко можно увидеть беспредельное, а в коллективном, осуществляющем  первую дифференциацию неделимого начала, – предел. Обобществленное состояние, объединившее в себе и беспредельное, и предел, – представляется нам не чем иным, как монадой.
 
За состоянием единства, согласно Пифагору, следует со-стояние множественности, которое называлось «двоицей». Двоица понималась как противоположность неделимой единицы, как «дурная бесконечность», неопределенная делимость, целенаправленный распад первоединства. В нашей развернутой формуле это триада обобществленного, коллективного и индивидуального состояний (4, 5, 6). Обратный порядок их развития говорит о заложенном в этой триаде отрицании предыдущего, первого периода и о процессе распада обобществления (единства), достигнутого на минувшем этапе. Устремление от всеобщей обобществленности, тоталитарности, всеобщей зависимости к индивидуальной самостоятельности, личностной свободе как раз и порождает интенсивно возрастающую множественность.

Завершает триаду древних «троица», которая ставит за-слон  бесконечному дроблению, открытому «двоицей», и объединяет, снимает в себе противоположности двух первых начал. Слияние «единицы» и «двоицы» трактовалось пифагорейцами как возвращение к единству, к источнику, из которого явление происходило.

Наша «молекулярная» формула показывает, что «троица» соответствует последней триаде, которую составляют состояния, охваченные прямым порядком развития, – индивидуальное, коллективное и обобществленное (7, 8, 9). Направленность этой триады к обобществлению подтверждает пифагорейско-платоновскую идею соединения в одно целое на этом завершающем этапе двух противоположных фаз, а совпадение кодировки первой и последней триады говорит о возвращении развития к началу, к истоку, однако уже более развитому и совершенному по своим качествам.
 
Теперь, когда произошло объединение «единицы» и «двоицы» в «троицу», то есть индивидуального и коллективного состояний в обобществленное, мы могли бы предположить, что все три внутренние триады Большого Космического Цикла превратились в нечто единое – в новую «монаду»; а раз есть монада, единство, то мы можем предвидеть, что следующая же новая триада (коллективное состояние какого-то нового, другого Космического Цикла) станет очередной «двоицей», открывающей бесконечное дробление обобществленного состояния и образующей всё новые и новые множества; а множества, в свой черед, объединит в новое единство новая «троица». И совершится еще один Цикл – один из бесконечного числа Циклов...

Безусловно, все это было бы так, если бы речь шла о любом внутреннем циклическом периоде, совершающемся в многочисленных слоях Большого Космического Цикла, а не в том, внешнем, троичном, и не в том, следующем за ним, девятиричном, в которых мы рассматриваем теперь нынешнюю жизнь нашей Вселенной; другими словами, если бы речь шла об эволюции  более глубинных слоев смены состояний Большого Цикла, на которые первые внешние слои могут раскладываться: троичный, девятиричный, двадцатисемиричный, восьмидесятиодноричный и так далее. Таких внутренних циклов, по нашей концепции, бесконечное количество. И, действительно, все они представляют собой неразрывную цепочку превращений: индивидуальное и коллективное состояния «перелопачиваются» внутри состояния обобществленного в новое единое целое; это целое вызывает к жизни следующую триаду – становление, дающее множественное разнообразие; а это разнообразие, переработанное новым обобществленным состоянием, дает очередное целое, которое не может существовать дальше без того, чтобы не превратиться в фонтан множественных образований, снова преобразуемых в единство.

Надо сказать, что отмеченной закономерности подчинены и те циклы внутренних слоев, которым характерен обратный порядок смены состояний: там тоже единое распадается на множественное, множественное собирается в единое на проме-жуточной инстанции (коллективная триада), и это единое вновь рассыпается на множества, пока эти множества не превратит в обобществленное состояние первая фаза следующего цикла уже, понятно, прямого развития..
Однако в нашем случае, когда в Единое Целое превращаются противоположные состояния наблюдаемого нами как бы вырванного из Вечности Большого Космического Цикла, этому Единому Целому ни в какую разновидность материального ми-ра превращаться пока не нужно. После гигантского Сверхсжа-тия Оно становится Ничем. – Здесь тоже отрицание, но отрицание совсем иного рода; отрицание материального бытия материальным небытием или бытием духовным; отрицание, не требующее замены порядка состояний, а, наоборот, оставляющее весь ход развития Вселенной, который, как можно понять, копирует Божественное Бытие1,

1 ВЗОР копирует Бытие Троичного Бога – истинную мысль высказал я, но тогда еще глубоко ее не осмыслил.

Здесь мы сталкиваемся с тем самым отрицанием, которое замечено было нами при рассмотрении Большого Взрыва, положившего начало материальной Вселенной; и разница тут только в том, что вещественный мир не возникает, а, наоборот, исчезает, превращается в Ничто, в Разумную и Вечную Божественную Энергию2.

2 Мне казалось, что материально-духованая Вселенная при завершении очередного Большого Цикла растворяется в Боге, в Его Духовном Бытии, чтобы потом возобновиться в новой материальной форме .

Но, рассматривая вечно повторяющийся Великий Косми-ческий Цикл, состоящий из трех гигантских эонов – Ничто, Вселенная, Новое Ничто – и выраженный в нашей теории следующей формулой:

1. Индивидуальное 
2. Коллективное                Ничто
3. Обобществленное

1. Индивидуальное
2. Коллективное Вселенная
3. Обобществленное

1. Индивидуальное
2. Коллективное Новое Ничто
3. Обобществленное, –

мы, видимо, все же вправе говорить о превращении Одного Единого в Становление (чем не Становление – Вселенная с ее бесконечно-множественными образованиями?), а Становления – в Новое Единое Целое, в Духовное Бытие Бога1.

1 Куда не унесёт человеческая фантазия, не имеющая под собой опоры – Истины Христовой...

Только разговор тут уже особого плана. К нему мы обратимся позднее. А пока вернёмся к мудрой философии древних.

(Продолжение следует)


Рецензии