Взгляд на душу. Аристотель 9
Это в целом подсказывает нам, что души, некоторым образом, всегда вместе. И хотя души делают и представляют сосредоточенными на своих телесных информациях, они сосредоточены скорее на совпадениях и резонансах, открытых навстречу друг другу в различающемся мире.
Но как раз такой план души Аристотель не в состоянии увидеть, так как душа для него открыта именно благодаря органам чувств, а в органы чувств конечно может попасть всё, что угодно, Аристотель слишком материален и хотя понимает эти каналы чувств как ограниченные, но понимает, что есть же ещё разум, и разум безусловно снимает ограничения с наших чувств, так что весь мир открыт и доступен и "душа это всё". Но каждая душа, пожалуй, имеет собственную частоту и вибрацию, собственную основу - она не служанка, обслуживающая телесный стол и садящихся за него гостей. Души животных воспринимают себе подобных не так, как души всех прочих живых существ, и хотя человек постоянно претендует благодаря разуму на "всеядность" или более красиво "универсальность", но души людей также воспринимают лишь души себе подобных, то есть души людей, и воспринимать буквально душу своей домашней кошки уже почти не могут. Здесь действуют законы первичных резонансов или различий и они убеждают нас в который раз, что всякая душа отнюдь не любое расплывчатое "всё". Таким образом, я прихожу к завершающей формулировке и пишу: душа это всё, что существует через моё интимное различие. Масса различий, которые я накапливаю или сбрасываю, живут во мне через какие-то мои первые "самые мои" различия.
Естественно, душа прорубает себе в теле окна и двери, ведь своей телесной стороной она вынуждена обитать в телесном мире, но как говорили ещё древние греки - подобное познаётся подобным - подобное стремится к подобному - не настроена ли душа прежде всего слышать другие души, вибрирующие с ней на одной частоте? Не это ли её родина? Тогда нужно сказать, что душа это присвоенные резонансы, отбрасывающие от себя прочь всё "не резонирующее". И опять мы получаем "всё" - в основном со стороны "отброшено". Почему же никто не говорит, что душа - это мощнейшее "от себя прочь"? И сразу в двух смыслах: прочь от себя всё негодное и прочь от самой себя в поисках нового, годного. Душа напоминает мне единственность, ухватывающую в капле росы отражение огромного мира. "Всё" она становится только после того, как побывала "совершенно не всё".
О подобии на уровне душ говорит Спиноза. Аристотель говорит о подобии телесных органов чувств их телесно воспринимаемым предметам. Кажется, рассматриваемый нами раздел, глухо закрыт от Аристотеля. Не помешало бы заглянуть в его душу и сравнить с платоновской душой. Что же такие разные резонансы? И 20 лет платоновской академии не помогли Аристотелю получить резонанс с платоновской душой, и я порой себя спрашиваю - а с греческой? (была ли аристотелевская душа вообще греческой?). Так что и учение это ещё далеко не всё. Мы вылупляемся словно цыплята, настроенные на определённую волну и кому повезёт, расширенно продолжаем её по жизни.
Существует множество теорий одушевления тел и все одна другой плачевнее, но по факту мы отслеживаем лишь изменение, эволюцию тел, а вопроса об эволюции животной души мы вообще не ставим - имеет ли она место? Эволюционирует ли человеческая душа и в чём заключается её эволюция - однозначно в обретении разума? Как нам быть с тем фактом, что со времён Древней Греции разум продвинулся крайне далеко, а человеческая душа - продвинулась ли каким-то образом? И по каким критериям вообще оценивать "души поползновения"? Если более совершенное тело говорит о более совершенной душе, то что означает более совершенное тело?
Свидетельство о публикации №121071902531