Благовестники

Осенний день я обернул своим узором
Витиеватых мыслей набекрень.
Почти все рвения закончились позором,
Что будет дальше, думать стало лень.

Дорогу ветер устилает стаей трупов
Загнивших листьев, умерших во сне.
Мои метания не стоят нервных стуков,
То просто эхо суженого мне.

То просто эхо благовестной тени,
Апрельской рани, груз седьмого дня.
Когда под утро, срезав три ступени,
Не зная правил, путь наметил я.

Теперь же осень - за спиной полжизни,
Немного сделал, много не успел.
Пути Господни могут быть капризны,
И непонятно, где же их предел.

* "Благовестники" (неоф. название) – люди, родившиеся 7-го апреля, т.е. в православный праздник Благовещения. Во многих местах Благовещение считали тяжелым и несчастливым днем, в который происходят ссоры, скандалы и всяческие недоразумения, день, в который нельзя было, что-либо делать по хозяйству и т.п. Крестьяне верили, что ребенок, зачатый или рожденный на Благовещение («благовестник», «праздничек») родится калекой, малоумным или злодеем. Либо же у него будет нелегкая судьба. Это же представление распространялось и на животных. Повсеместно бытовало поверье, что из снесенных накануне праздника яиц, выведутся уродливые цыплята. В Тульской губ. крестьянки говорили, что если корова принесла своего первого теленка на Благовещение, то приплод, полученный от нее будет "не живущ" (телята будут умирать), хотя молока у нее может быть много. Даже день недели, на который приходился праздник, в течение всего года считался неблагоприятным для начала любого важного дела: пахоты, сева, выгона скота строительства дома и т.д. То, что день праздника представлял собой временную границу, видно и из поверий о том, что все дела, которые будут закончены до Благовещения будут удачны весь год, а человек, завершивший важную работу будет счастлив в ней до следующего Благовещения. То же самое касалось и 8 апреля – День Гавриила Благовеста. У славян бытовала поговорка: «что родилось в день Гавриила - ужасно и некрасиво». Причины такого отношения точно неясны – то ли из-за убеждения, что женщина якобы оскверняла великий праздник «грязным делом» (роды, по сути, считались таковым – рожали, как правило, в бане, и после родов женщине не сразу дозволялось идти в церковь), либо же от убеждения, что раз человек родился в такой святой день, то и спрос с него больше. Примечательно, что данные взгляды имеют чисто народное происхождение, и всегда отрицались церковью, как суеверия, берущие свои истоки еще с языческих времен (яркий образец т.н. «народного христианства» - смеси христианских и дохристианских верований).


Рецензии