Взгляд на душу. Изначальные философы
Мы же, зарезервировали бы за душой гораздо больше хаотичности, чем отвёл ей Аристотель, но никогда бы не отказали душе в её изначальной осмысленности. Изначальная осмысленность души заключается в том, что душа различает, что она - воплощённая различённость. Душа это бесконечный резервуар воплощённой различённости.
Мы знаем, что Аристотель пытался написать о том же самом в более упрощённой и абстрактной формуле - "душа это всё", что напоминает нам первую, ещё беспомощную формула Фалеса - "вода это всё", причём обе из этих формул невозможно отрицать, как невозможно и не подмечать их изначальной бесхитросности. Ведь каким образом вода это всё показать во много раз сложнее, чем всего лишь сформулировать сам тезис. Фалес, правда, имел несколько иное представление о душе, поскольку оно было некоторым образом прямо обратным аристотелевскому - не душа это всё, а всё полно душ. Фалес говорил, что весь Космос полон душ самой различной степени и консистенции - душ богов, душ демонов, людей, животных.
Весь Космос не только мерцает своими звёздами, но и бесконечно различает сам себя. Причём нам становится понятно, что если мы говорим о душе как о "различённости", то тело, которое с помощью души бесконечно различает, будет и бесконечно стремиться, будет иметь бесконечное по своей природе стремление. Например, Фалес говорит о душе ещё вот что: душа как магнит, а магнит притягивает. Фалес даже считал, что "мёртвый" по нашему разумению магнит, имеет душу, раз притягивает. Так что, в список его космических душ, кажется входили даже и мёртвые тела, способные иметь души, и кто знает, не приблизимся ли мы однажды и к такому пониманию? Потому что Спиноза также утверждает, что у всякой вещи есть душа, но она, конечно, находится на разных уровнях и состояниях. Не являются ли полюса магнита первичной различённостью мёртвой природы? Да правомерно ли я называю её мёртвой? А положительные и отрицательные заряды элементарных частиц? Мы знаем факты и закономерности, но плохо понимаем смыслы, и ещё хуже понимаем как всё это соотносится с тем, что посреди "мёртвой природы" возникает разум. Значит, Фалес считал, что всё пронизано душой - всё, от мала до велика. И этот взгляд напоминает нам взгляд Платона, видящий в Космосе Мировую Душу и её вариации. Но Фалес также считал, что и душа из воды - так одновременно он был материалистом, идеалистом и мистиком по совместительству. И всё же мне нравится, что душа по Фалесу сама притягивает к себе предметы, ведь у Аристотеля ничего подобного не отыщешь, у Аристотеля мы можем прочитать лишь о том, что душа притягивается внешними объектами своих желаний. Притягивается, но и притягивает - вот это уже интересней.
Стремление души возникает из её предела, а предел возникает из конкретного отношения. Так они переходят друг в друга - бесконечное материальное в конкретные встречи тел, а последние, уже как пределы в бесконечность стремления. Так любое живое существо выныривает из бесконечности и снова заныривает в неё, радостно обретая в этом свою самость. Космос пронизан живыми драмами и голосами трагедий, но и голосами радости. К сожалению, наша современность почему-то не видит перед собой такой Космос, буквально, она видит Космос лишь в одной его ипостасной характеристике - "нечеловеческий" (превышающий всякую человеческую размерность, своеобразно красивый, но жуткий). Также начиная с эпохи Нового времени, Космосу приписывается характеристика безразличия и равнодушия, а значит, иными словами, нашему Космосу отказано в душе. Максимум, что мы пытаемся найти в нашем Космосе, так это такие же песчинки посреди равнодушных космических пространств - инопланетные цивилизации, но однажды, скорей всего мы будем очень сильно удивлены тем, что мир не устроен таким образом каким мы сейчас себе его представляем.
Свидетельство о публикации №121071706344