Легенда о похищении и спасении Ин-Тыл-Чеберай

                Уважаемый читатель!
                При прочтении прошу учитывать, что в удмуртском
                языке ударения падают всегда на последний слог,
                как и во французском языке.  :)   


Так давно это было, что свидетелей не осталось, а только одни прекрасные и
удивительные легенды.

Светлый бог неба Ингвар насадил среди земли Мировое древо, ветви которого должны
поддерживать небесный свод.

У Мирового древа семь огромных ветвей для поддержания семи небес.

Первое небо было тесно связано с землёй.
Второе небо  - жилище небесной воды или дождя.
Третье небо – жилище Гудыри-мумы, матери грома и молний.

Четвёртое небо – гнездо ветров, откуда они и вырываются на свободу, чтобы
овевать всю землю.
Пятое небо – жилище ночи.

Шестое небо – дом Луны-Толэзь и её матери – Толэзь-мумы.
Седьмое небо – жилище Шунды (Солнца) и его матери - Шунды-мумы.

А верховный светлый бог неба Ингвар обитает там, где хочет, на любом из семи
чистых небес.

Вот однажды на земле в семье шамана родился ребёнок – долгожданный сын, который
должен был тоже стать шаманом, как и его отец.

Но он родился страшным, как талтош или убыр, то есть, чудовище.
Зубы уже при рождении у него были волчьи, на руках и ногах когти, весь покрыт
шерстью и с волчьим хвостом.

Мать так испугалась одного его вида, что даже отказалась кормить грудью.
Она унесла его в лес и оставила под кустом на берегу Чёрного озера.

Его вскормил и воспитал лесной Вожо, дух леса, и дал ему имя Тём-лек, что значит
тёмный и злой.

Он его вскормил и воспитал потому, что знал – только такой убыр может найти
дорогу к Мировому древу.

Убыр Тём-лек, живя на берегу Чёрного озера, свёл дружбу с богом воды Воркузё.

Как-то было, увидал бог воды прекрасную небесную деву Ин-Тыл-Чеберай и очень она
ему понравилась.

А небесная дева, в то время как раз, бросила на хворост молнию, чтобы земная
девушка Луон могла собрать угли от костра для жителей деревни.
(смотреть предыдущую легенду - "Как всё начиналось"  - http://stihi.ru/2020/10/29/6747).

А поскольку деревня находилась совсем недалеко от Чёрного озера, обиталища
Воркузё, то всё и произошло, можно сказать, у него на глазах.

Искры от небесного огня резвыми жеребятами скакали по земле и падали в воду, а
бог воды собирал искры в руку, и они не погасли.

Так поймал Воркузё семь ярких и горячих искр от небесного костра, зажжённого
молнией Гудыри-мумы.

И выросли из этих искр семь огненных коней, которые и жили в Чёрном озере.

Прошло время, и снова увидел бог воды прекрасную небесную деву Ин-Тыл-Чеберай.

Она захотела покататься в лёгком серебряном челноке бабушки своей Толэзь (Луны) –
в месяце – по водам Чёрного озера.

Толэзь, конечно же, не смогла отказать своей любимой внучке в такой просьбе и
дала ей месяц-челнок.

И воспылал неутолимой страстью Воркузё, и задумал похитить небесную деву и
сделать своей женой.

Воркузё уже много девушек и молодых женщин утащил под воду, они все ему очень нравились.
Но Ин-Тыл-Чеберай была особенно мила и желанна.

Она была как тоненькая краснолистая рябинка осенью, которая призывно гнётся под
порывами буйного ветра, но её невозможно без усилия перенести в свой сад.

Она была также похожа на певчую птичку, которая сладко поёт и манит и обещает
наслаждения для сердца, но которую невозможно без хитрости поймать.

Ещё она была похожа на созревший плод, яркий и сочный, который стерегут зоркие сторожа.
 
А нрав бога воды, как известно, подобен бурливой реке, которая захватывает всё
на своём пути и уносит с собой.

Вот и сговорился Воркузё с убыром Тём-леком, что тот взберётся по мировому древу
на небо и похитит для него деву Ин-Тыл-Чеберай.

Когда Тём-лек достиг зрелого возраста, то почувствовал в себе могутную силу и
пошёл искать Мировое древо.

Не скоро нашёл он сокровенное место, где возвышался до небес и выше небес этот
исполин – Мировое древо. Звериный нюх подсказал ему.

Тём-лек принялся взбираться на Первое небо, и произошли землетрясения.

Когда убыр достиг Второго неба, то пошёл ливень с градом, и сделалось наводнение.

На Третьем небе в жилище грома и молнии Тём-лек не мог долго задерживаться, чтобы
его не ударила молния, и все молнии били в землю.

На Четвёртой ветви древа пришлось убыру выть по-волчьи, как воет ветер, чтобы его
не узнали братья-ветры, а то они бы его не пропустили дальше.

На Пятой ветви Мирового древа находилось жилище ночи, и Тём-лек чуть не свалился
вниз, но сумел зацепиться за концы ветвей и взобраться наверх.

На Шестом небе в жилище величественной Луны, пришлось убыру врать, что он
поднимается на небо петь для Ингвара песни, де, повеселить он хочет светлого бога.

Когда Тём-лек достиг Седьмого неба, то его увидал Шунды и спросил:
 - Зачем ты забрался сюда, талтош?

Убыр соврал, что идёт сватать Ин-Тыл-Чеберай для бога воды Воркузё.
Рассмеялся Шунды, но всё же пропустил "свата" к Ингвару.

А на Седьмом небе тем временем цвели и благоухали сады.
Среди деревьев гуляла и слушала птиц небесных внучка верховного бога.

Тём-лек сказал ей:
 - Прекрасная дева! Не желаешь ли ты посмотреть на огненных коней бога Воркузё?
Он сейчас выпустит их на пастбище!

 - Очень даже желаю! – Ответила небесная дева и пошла за убыром к краю небес.

А бог воды смотрел вверх и как только увидел Тём-лека и Ин-Тыл-Чеберай, то сразу
и выпустил своих огненных коней.

В один прыжок достигли кони Седьмого неба, Тём-лек схватил деву в охапку,
перекинул на спину первого огненного коня и сам вспрыгнул ему на спину.

Быстро спустились они и на землю, потому как на каждом небе меняли коня.

Воркузё поместил небесную деву на острове посреди Чёрного озера, так как Ин-Тыл-
Чеберай имела такую огненную силу, что невозможно было Воркузё утащить её в свой
подводный дом, а сторожем он поставил Тём-лека.

Ингвар быстро спохватился своей внучки и принялся искать её.
Ему тут же доложили, мол, похитил деву бог воды с помощью Тём-лека, убыра.

Стал Верховный бог думать, как вернуть внучку обратно на небо.
И тут вспомнил Ингвар, что живёт вдали от всех среди великанов Алангосаров батыр
Булдамурт.

Тогда пошёл Ингвар к великой небесной реке Луд Сюрес – Млечный путь – к богине и
повелительнице птиц Пичи-Бурдо.

Пичи-Бурдо выслушала просьбу верховного бога и послала птичью стаю к Алангосарам,
пусть, де, они передадут Булдамурту, что его ожидает к себе Ингвар.

Быстро обернулась птичья стайка, а вскоре явился и сам герой Булдамурт.

Ингвар рассказал Булдамурту всю историю и попросил отвлечь убыра от острова
посреди Чёрного озера.

Герой согласился, пришёл к берегам озера и вызвал на бой убыра.

Убыр прятался сам и прятал Ин-Тыл-Чеберай на острове, где господствовала Тьма.
Она покровительствовала убыру и никому не позволила бы сокрушить его.

Тём-лек сначала не соглашался на поединок, но Булдамурт, чтобы выманить убыра,
назвал его "собачий хвост".
 
Тём-лек рассвирепел, бросился в воду, доплыл до героя Булдамурта и вступил с ним
в рукопашную схватку.

Воркузё увидал такое дело и бросил убыру острый меч и серебряные доспехи.

Тогда и Булдамурт извлёк из ножен свой великолепный меч, и такая пошла у них
рубка, такие полетели искры от скрещивающихся мечей, что небо засияло, а искры,
падая вокруг, вызвали лесные пожары.

Ингвар увидел это и призвал великанов-Алангосаров, чтобы они встали стеной и
оттеснили на Север двух поединщиков.

Алангосары стали, как им повелел верховный бог, и превратились в горную гряду,
которую люди назвали Уральские горы.

До сей поры рубятся Булдамурт с Тём-леком далеко на Севере и там сияет на небе
Уйпал Югыт - северное сияние.
 
Чтобы вызволить Ин-Тыл-Чеберай с острова, её бабушка Луна послала за ней свой
челнок - месяц.

Месяц осветил всё вокруг, и стало далеко видно.
Ин-Тыл-Чеберай по сиянию месяца поняла, в какую сторону ей идти, и вышла прямо
к берегу озера.

Вскоре в небесном челноке бабушки Луны внучка вернулась на Седьмое небо, а
бесчестный Воркузё остался с большим носом.

                09.07 – 15.07.2021 г.

 
                *******


Ин-Тыл-Чеберай – богиня огня (удм)
Ули-Ин-Нуны – её мать, богиня любви (удм)
Нуны - дитя (удм)

Шунды и Шунды-мумы - Солнце  и мать Солнца (удм)
Пичи-Бурдо  -  маленькая крылатка, богиня птиц (удм)
Луд Сюрес  – дословно гусиные следы, гусиная дорога или Млечный путь (удм)

Булдамурт – культурный герой (удм)
Алангосары – великаны (удм)
Уйпал Югыт – северный свет или северное сияние (удм)

Воркузё – бог воды (удм)
Тём-лек – тёмный, злой (удм)
Талтош – оборотень (венгр)


Рецензии
Изрядно расширила свои познания в языках северных народов!Интересно!Спасибо!

Вера Камонина   15.11.2022 03:58     Заявить о нарушении
Благодарю, Верочка!
Вообще-то, Удмуртия - это Приуралье,
но язык такой же прекрасный и древний, как у северных народов.
))))))))))))))))

Вероника Ромашкина   09.12.2022 13:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.