Музыка ветра

     В мире ничего случайного не бывает. Всё, что вроде бы случайно происходит, странным образом влияет на судьбу. Всё взаимосвязано. Порой неудачное происшествие так всё повернёт, что уже и грех его таким называть: ведь оно привело по цепи следующих за ним событий к необыкновенной удаче. В народе давно это заметили, и родилась поговорка «нет худа без добра».

Вот и в этот раз: такая досадная промашка случилась, а вышло-то вон как интересно…
Началось с того, что Аглая опоздала на свой автобус и застряла до вечера в чужом городе.

От нечего делать она зашла в сувенирную лавку неподалёку от автовокзала и стала рассматривать представленный товар. А там всё такое необычное, как в музее: статуэтки из нефрита, настольные часы на подставке из опала, цветы из драгоценных камней, женские украшения, китайские шкатулки и веера. Но один предмет особенно заинтересовал Аглаю, так как она не могла определить его назначение.

– Что это такое? – спросила она продавца.
И продавец, немолодой лысоватый мужчина в очках, похожий на приказчика из старинных фильмов, ей ответил:

– Это музыка ветра. Когда ветер шевелит эти металлические трубочки, они издают звон. Так поёт ветер. Послушайте.
И продавец достал с витрины этот странный предмет. Подвешенные на нитках, трубочки висели свободно и чуть покачивались. Продавец прикоснулся к ним – и лавку наполнил нежный звон: «Блям, блям…»

– Слышите? – сказал продавец. – Ветер может не только выть в непогоду, не только греметь жестью на крыше. Он может вот так чудесно петь.

И снова зазвучало: «Блям, блям…»

Аглая была очарована мелодичным звоном и без сомнений купила этот сувенир. А приехав домой, повесила его в беседке. И сразу же ветер, залетев туда, тронул трубочки и стал ей петь свою волшебную мелодию.

Боже, какой же у него был красивый голос! Как нежно и проникновенно он звучал! Как хрустальные колокольчики, к которым прикасаются стеклянной палочкой!

И в какой-то момент Аглая, слушая этот звон, ощутила что-то странное. У неё в голове стали возникать картины природы, разные города и люди, живущие в них.

Она вдруг услышала и увидела жаворонка, парящего над полем. Потом – лесные тропинки с шёпотом листьев. Всё новые картины рисовало ей воображение. И она поняла, как ей повезло! У неё появился волшебный прибор, с помощью которого она может услышать рассказы ветра о том, где он побывал, откуда прилетел и что увидел! И она сама может это увидеть! Это было похоже на сказку!

Аглая могла часами слушать песни ветра, так они были хороши. И однажды она решила нарисовать то, что представало перед её внутренним взором, то, о чём рассказал ей ветер. Она взяла альбомный лист, краски, и рука сама, будто подчиняясь какой-то неведомой воле, стала изображать услышанное.

«Блям, блям», – начал ветер, прилетевший с востока, свой рассказ. И на листе появились горы в туманной дымке, курносые пагоды, селения и люди, работающие в поле в широких конусовидных шляпах. И Аглая поняла, что это Китай.
А в другой раз ветер прилетел с севера и рассказал о тундре, болотах, усеянных голубикой. И вот на листе, на фоне сопок – олени, жилища людей, узкоглазых и круглолицых, и ярко-голубое низкое небо над ними.
Все, кому Аглая показывала свои работы, удивлялись: откуда она всё это в таких подробностях знает, ведь не бывала нигде дальше своего района.

– Откуда это у тебя? – спрашивали её.

– Ветром надуло… – смеясь, отвечала Аглая.

А ветер всё пел и пел. Аглая не успевала переносить на листы то, что ей он рассказывал. И картины копились.
В какой-то момент она решилась показать свои работы художникам-профессионалам. Они одобрили её работы и помогли организовать выставку.
Как её картины понравились людям! Они были как живые! В них будто присутствовал воздух и простор. И такая широта, что хотелось заглянуть за картину, будто рамой она не ограничивалась. И только Аглая знала, что в каждой из них живёт дух ветра.
Особенно чуткие зрители его слышали. Кто-то смотрел на лесные пейзажи – и в ушах у него раздавался шелест листьев; у кого-то птица, сидящая на ветке, пела чистым, звонким голосом. А кто-то слышал скрип калитки, изображённой на картине…

К Аглае пришла слава. Её работы охотно стали покупать коллекционеры и музеи. Появились свободные деньги. Много денег. Столько, что она смогла купить квартиру в центре города.

Без сожаления Аглая рассталась со своим домиком на окраине и беседкой. Из старой жизни взяла только самое необходимое. И ещё – металлические трубочки: в память о том, как всё начиналось.

Она обставила новую квартиру красивой мебелью, оборудовала мастерскую. Купила компьютер, провела интернет. Всё как у людей. Накупила краски и холсты. Работай – не хочу. В интернете любые виды природы, города, посёлки, море и горы – всё что душе угодно. Музыка разная, пение птиц, шум моря, шум дождя и прибоя – всё, чего ни пожелаешь. Всё есть. Только знай себе работай, вдохновляйся, твори, пиши!..

Но странно: ей почему-то не писалось. Она смотрела в монитор, представляла себя в разных местах, восхищалась красотами мира, звуками и картинами природы, пыталась изобразить то, что видела, – и ничего не выходило.
Что-то с ней произошло, только что – непонятно…

Трубочки висели молча в углу. Аглая подходила к ним, слегка прикасалась – и они, будто жалуясь, отвечали робко: «Блям…», – и опять замолкали.

Работа у Аглаи не шла. Картины потеряли былую живость. Всё вроде было на месте: и пейзажи, и сюжеты – но жизни в них не было. В голове вертелось где-то когда-то прочитанное:

Сегодня всё – не так, не то.
Из глаз небес сочится влага.
Вскипает глупое "за что?!"
Забыто мудрое "во благо!"

И тоны Божии тихи.
Больной души надсадны вздохи
В обилье слов пустых.
И плохи
Мертворождённые стихи...*

Картины её тоже были мертворождёнными…

И вот однажды, в очередной раз отчаявшись написать что-то путное, Аглая сожгла все свои последние картины в камине и, продав квартиру, уехала жить в деревню в небольшой дом за околицей села. Он был уютным, но главное – в яблоневом саду была беседка! Она в обрамлении цветов стояла на возвышении и будто предлагала себя для отдыха и работы. Туда и были повешены трубочки.

Как они обрадовались свободе и простору! Как ветер запел в них! Он будто приветствовал девушку: «Здравствуй! Я соскучился. Где ты так долго была? У меня столько новостей! Слушай, слушай, что я сегодня видел!»…
И он начал рассказывать…


Рецензии