Тот ли Парень?
Открыл тяжёлые двери кинотеатра за 25 минут до начала сеанса, быть может, в сотый раз. Аппарат газированной воды не работал. Статьи из «Советского экрана» на стендах в фойе были выучены мною наизусть. Хотелось есть. В буфете был на редкость большой выбор бутербродов, пирожков, пирожных и напитков. Но в этот раз купить выбранное было не просто. Двери буфета закрывались по приказу буфетчицы её помощницей в момент большого скопления публики. После рассасывания очереди запускалась новая партия посетителей. Очередь двигалась невыносимо медленно. Буфетчица с трудом выполняла свои обязанности, борясь с опьянением, усталостью и, возможно, душевным расстройством из-за неустроенности судьбы.
В туалете был произведён косметический ремонт. Вонь из старых труб чуть-чуть разбавлял запах краски. Одну из свежевыкрашенных стен успели изгадить. «Князь», «Сынок», «Сила» и «Кот» тщательно вырезали на ней свои клички.
Я вошёл в зелёный зал за пять минут до начала сеанса, заняв своё место в четвёртом ряду, тщательно протёр очки. Зал наполнялся, появилась группа разогретых вином юнцов. Одного из них, одетого в красную куртку привлёк установленный на сцене микрофон. Вихляясь, он подошёл к микрофону и сказал: «Что, надо речь толкнуть? Да?», – и начал дуть в микрофон. «Сынок» – вспомнил я надпись в туалете. Прибежала контролёр и приказала покинуть сцену. Спрыгнув со сцены, он вернулся на неё по ступенькам. Контролёр опять его прогнала. Игра в догонялки могла затянуться, если бы почтенный пожилой человек громким, зычным голосом не призвал хулигана к порядку.
С расторопностью кошки оказался Сынок перед ним, схватил пенсионера за концы шарфа, сильно потянул их на себя и драматическим фальцетом, чтобы все слышали, закричал: «Ты что, старик, тебе что, больше всех надо». Возле них внезапно появился – будто из воздуха соткался – Парень, его сильные руки вытащили переигравшего артиста в проход, чуть-чуть приподняли его над полом и брезгливо оттолкнули. «Пошёл вон», - негромко, но очень твёрдо приказал Парень. Всё было у молодого человека – реакция, сила, изящество, красивое лицо. Надо отдать должное вертлявому, – он спокойно в сопровождении Парня вышел в фойе. Следом за ними из зала ушли ещё несколько человек, возможно Кот, Сила, Князь и другие.
На сцену поднялся кинокритик – румяный, пышущий здоровьем блондин лет 45. Быстро, красиво изложил официальную трактовку роли Ивана Грозного в истории России, выдавая её за трактовку Сергея Эйзенштейна.
Погас свет. Жесток, страшен был царь Иоанн, грозный монарх и деспот.
Прошли годы. Давно уже нет трёхзального, двухэтажного кинотеатра Минина. Площадь и улица имени Минина остались. Я уже не хожу в кино. Меня уговорили, я уже согласился с автором статьи в журнале «Искусство кино» в том, что «Иван Грозный» - это ловушка, поставленная режиссёром самому себе, сконструированная так, чтобы один деспот должен был узнать себя в другом.
Вряд ли жив ныне старик, поднявший тогда голос против хулигана. Миллионы стариков и старух взяты за горло железными пальцами рыцарей чистогана. Кажется, что уже выжжена дотла вера в сильного, твёрдого, справедливого лидера, способного заступиться за страну, как когда-то заступился за пожилого человека Парень в кинотеатре. Смешная детская мечта, кажется, уже умерла.
И внезапно – будто соткавшись из воздуха - Парень появляется, под занавес истории, в финале 20 века. Он не очень смотрится на экране во время Новогоднего поздравления страны, но в 4 часа утра новогодней ночи находится в Гудермесе. Он компенсирует позор Будёновска, мстит за жертвы терактов. Он доказывает натовским стервятникам, клевавшим тело Югославии, что Россия ещё умеет воевать. Да, погибают здоровые, сильные, молодые парни, но роль насилия в политике ещё никто не отменял.
Знает ли он пределы своей роли?
Он не трогает и не тронет олигархов.
Он установит пределы их аппетитам.
Он выдвинут во власть старческой рукой.
Он выходец из печально известного ведомства.
Он эффективен, сух, подтянут, спокоен и твёрд.
Он забегает через ступеньку по трапу самолёта.
Тот ли Парень?
Свидетельство о публикации №121071303413