Философские вопросы. Часть 32

 

1. Испытывает ли Бог чувство вины?

• Каждое деяние Всевышнего есть максимальное добро и благо.

В каком случае испытывают чувство вины? Либо некто совершил неправильный, плохой поступок (реально неправильный или неверный в его представлении) и раскаивается, либо он чувствует себя виноватым, потому что не совершил должный поступок, когда требовалось.
К Богу ни та, ни другая ситуация не относится и не может относиться. Бог никогда не совершает неправильных, а значит злых поступков. Господь – совершенное Добро, Любовь и Благо, поэтому Он действует всегда с наибольшей пользой в каждом случае. Так, невозможно, чтобы Бог совершил злой поступок или не совершил добрый, когда было необходимо.
Само чувство вины – это раскаяние за несоответствие идеалу. Правило, норма поведения, как и эталон добра и зла – это некое выражение идеала, идеальной ситуации. Если бы Господь испытывал вину, значит, нечто было совершеннее Бога, идеальнее, превосходило его в чём-то, что, естественно, невозможно, ведь Бог один – совершенный Абсолют. К тому же, Всевышний бесстрастен и не поступает по велению страстей, не испытывает чувства вины, как и не гневается, не злится, не карает никого.


2. В какую религию верит Бог?

• «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», – говорит святой апостол Павел (Библия. Послание к Евреям святого апостола Павла 11:1).

Вера, по сути, возможна только там, где нет полноты знания о предмете веры. Господь не верит ни во что, Он абсолютно всё знает от и до: прошлое, настоящее, будущее, все альтернативы, устройство всего Мироздания – ведь Он всеведущ, вездесущ и создал всё.

Что такое религия? «Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также культ, основанные на вере в существование одного или нескольких богов, священного, то есть той или иной разновидности сверхъестественного». Другое определение: «Религия – определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации», «особая форма взаимодействия человека (общества) со «сверхъестественным»».
Согласно определениям, существо, исповедующее некую религию, верит в высшую силу, сверхъестественную для него. Если бы Бог верил в какую-либо религию, это означало бы, что есть некто выше Бога, и этот некто непознаваем для Господа, что невозможно, конечно же, ведь Бог по определению – Высший Абсолют и всеведущий (знающий всё).


3. Какая причина лжи самая распространённая?

• Лгут из корысти.

Что есть ложь? Ложь – неправда во всех её проявлениях. Так например, можно сказать, что зло, по сути, лживо, потому что оно противоположно истине – Богу – Духу Любви.

Почему лгут? Человек лжёт, чтобы получить что-либо незаконно, неправедно или избавиться от чего-то (избежать неприятной ситуации). То есть лгут по корысти, ради выгоды, или по трусости. Выгода – это всё, что имеет ценность для лжеца: от владения вещью до власти над жертвой, которую жаждет психопат.

Трус стремится избежать неприятной ситуации, что тоже корысть, выгодное положение, ведь он боится потерять, что имеет из-за угрозы, или не получить, что планировал.


4. В чём разница между любовью и ненавистью?

• Разница между любовью и ненавистью равна разнице между жизнью и смертью.

Любовь и ненависть вовеки удалены друг от друга. Где любовь – немыслима ненависть, где ненависть – там окончательно иссякла любовь. Они противоположны. Любовь – Божественное свойство, направленное на созидание, приумножение, развитие добрых качеств и всего живого, на поддержание жизни. Любовь и благость – причины бытия и жизни.

Ненависть направлена на причинение вреда, ущерба, зла, на уничтожение (мысленное, чувственное или физическое). «Не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (Библия. Первое соборное послание святого апостола Иоанна 3:14-15).

Любовь – жизнь и благо. Ненависть – смерть и зло. В падении от любви до ненависти познаешь смерть. В восхождении от ненависти до любви обретаешь жизнь.


5. Как изменить свою жизнь за один день?

• Искреннее покаяние разбойника на кресте открыло ему двери Рая!

Возможно ли изменить в корне свою жизнь за один день? Священное Предание знает яркие, невероятные примеры такого изменения, когда отъявленный злодей, разбойник, чародей, блудница становились святыми. Решительно покаявшись! Всё возможно всемогущей Любви Божией! Сказал Господь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Библия. Евангелие от Матфея 4:17).

«Авва Павел Препростой видел, что с каждым монахом, входившим в храм, шёл Ангел; один же монах был влеком демонами; по окончании богослужения этот инок уже шёл убелённый с Ангелами; по просьбе аввы Павла монах поведал о себе, что он долгое время жил в плотском грехе, но ныне в храме дал обещание оставить грех и начать новую жизнь» (Епископ Игнатий. Отечник. с. 347).

«Платок, омоченный слезами покаяния, перетянул на весах милосердия Божия все злодейства разбойника; и он был помилован. При царе Маврикии во Фракии был свирепый и жестокий разбойник. Не находя возможности взять его силой, царь решился употребить для его усмирения противоположное средство – милость и послал к нему свой крест со словами: “Не бойся.” Этот необыкновенный поступок тронул сердце разбойника. Он тотчас же раскаялся, сам явился к царю, пал к его ногам и обещал исправиться. Царь простил его, и он остался жить в городе. Спустя немного времени он впал в тяжкую болезнь и однажды во сне увидел Страшный Суд. Пробудившись, он почувствовал приближение смерти и, ужаснувшись своих грехов, стал с горькими слезами просить прощения… С плачем в течение многих часов исповедовал он свои грехи, затем скончался. В час его смерти живший с ним в одном доме врач во сне видел следующее: много бесов явилось к одру разбойника, держа в руках рукописание его грехов, и за ними – два Ангела с весами. На одну чашу бесы положили хартии грехов умершего. “Что же мы положим на свою чашу? – задумались Ангелы. – Нет у нас ничего, ибо только десять дней прошло, как он перестал убивать! Не положить ли разве что плат, омоченный его слезами, которые он проливал перед смертью?” И положили. И, о бездна милосердия Божия! Плат перетянул все грехи разбойника, и хартии бесов исчезли. Ангелы взяли душу умершего, а бесы бежали посрамлёнными. Итак, вот что значит, братие, плакать и сокрушаться о своих грехах!» (Протоирей В. Гурьев. Пролог. с. 117).

Святой преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Покаяние есть возобновление крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни. Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение благих дел, противных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести» (Лествица 5:1).

Святитель и исповедник Василий Кинешемский пишет о покаянии: «Мы знаем, что покаяние в глубоком смысле этого слова не есть простое сокрушение о грехах… Это решительный перевод жизни на новые рельсы, полная перестановка всех ценностей в душе и сердце, где при обычных условиях на первом месте стоят мирские заботы и цели временной, преимущественно материальной жизни, а всё высокое и святое, всё, что связано с верой в Бога и служением Ему, оттеснено на задний план. Покаяние предполагает коренную перестановку: на первом плане всегда, везде, во всём – Бог». (Василий, епископ Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка. М.: Отчий дом. 1996. с.55.)

«Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои», – учит преподобный Силуан Афонский.

«Покаяние должно быть единственным путём нашим к Богу. Покаянию свойственно возрождать нас и делать подобными Самому Христу» (Архимандрит Софроний (Сахаров)).

«Покаяние имеет великую силу. Оно уголь превращает в бриллиант, волка – в ягнёнка, свирепого человека делает святым. Оно сделало кровожадного разбойника первым обитателем Рая!» (Архимандрит Ефрем (Мораитис))

«Начальная степень покаяния – это сожаление о совершённых ошибках, следующая степень – исправление ошибочного действия, которое явилось причиной нарушения заповеди. ... вся деятельность человека берёт начало от ума. ... За неправильными помыслами следуют столь же неправильные поступки. Покаяние в буквальном смысле означает обращение ума к предшествующему состоянию, то есть к правильному порядку вещей» (Старец Иосиф Ватопедский).


6. Что доставляет Богу удовольствие и радость, а что Его огорчает, заставляет гневаться?

• Бог совершенно бесстрастен и неизменяем.

Святой Антоний Великий поясняет: «Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым, а мы, когда бываем добры, то поступаем в общение с Ним, а когда становимся злыми, то отдаляемся от Бога по несходству с Ним». «Живя добродетельно, мы бываем Божьими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него. И это не значит, чтобы Он гнев имел на нас, но говорит о том, что грехи наши не дают Богу воссиять в нас, но соединяют нас с демонами-мучителями» (преподобный Антоний Великий, сборник «Азбука спасения» из серии «Святые отцы добротолюбия»).

Бог совершенно бесстрастен («не подвержен страстям») и неизменяем (постоянен). Если бы Бог вдруг разгневался (подобно человеку), это бы означало, что Он подвергся действию страсти и изменился бы, что противоречит бесстрастию и неизменяемости Божества. Когда говорят о гневе Божием, говорят для нашего назидания. Человек не может постичь собственного Творца, поэтому для научения используются привычные нам образы. А «Бог есть Любовь», неизменная, абсолютная, всеобъемлющая. (Библия. Первое соборное послание святого апостола Иоанна 4:8).


7. Может ли человек предать самого себя?

• Служение греху есть предательство Бога, самого себя, своих ближних, предков и потомков.

Грех извращает естество человека. Грешник становится своей противоположностью, антиличностью, отверженным преступником, дурным примером, причиной зла и страданий близких, соблазном для окружающих.

Раб страстей предаёт своего Творца, Отца, создавшего людей ради счастья и совершенства в любви. Он отвергает любовь и Самого Бога ради общества омерзительнейших отморозков и вечной деградации. Предаёт Христа, Который пожертвовал Собой ради него, чтобы вернуть ему жизнь, свободу и вечное блаженство.

Страстный предаёт себя, свою лучшую жизнь, своё счастье и предназначение, которые обретаются только в Господе и немыслимы вне Него. Ведь Бог – источник и промыслитель всяких благ.

Грешник оскорбляет свой род и предков, позоря их. Грешник рождает и воспитывает детей в страстях, изо дня в день показывая им дурной пример. Дети, считая нормой такую жизнь, не встречая благодатный пример и авторитет, вырастают подчас ещё большими грешниками. Именно родители наносят детям самые страшные душевные раны, ведь для малыша они как боги. А те, в свою очередь, ломают психику и судьбы своих потомков, уничтожая постепенно род. Так вырождаются целые роды. История сохранила множество примеров падших, «проклятых» родов убийц, разбойников, блудников, сатанистов. Чем дальше, тем тяжелее вырваться из замкнутого круга несчастным потомкам. Зачем обрекать любимых на вечную погибель?

Раб страстей, где бы ни находился, согрешая, служит соблазном для окружающих. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит», – сказал Господь (Библия. Евангелие от Матфея 18:7).

Получается, каждый новый грех, в геометрической прогрессии растит беззакония, наматывая несчастные души на мясорубку, из которой без Христа невозможно выбраться.


8. В чём заключается самая большая растрата человеческого потенциала?
Какое преступление против себя самое страшное?

• Бог или грех; жизнь или смерть – только так и не может быть иначе.

Мог бы быть совершенным святым, любящим, вечно счастливым избранником Божиим, собеседником Ангелов, открывающим бесконечные тайны мироздания и Божества, а превратился в ничтожного, оплёванного, униженного, безутешного, обречённого калеку на поводке самых мерзких выродков мироздания.


9. Как может недостаток приносить пользу?

• Всё, что от Бога, нам на пользу, ведь благ Господь и Человеколюбец.

«Любой дефект смиряет человека. Чем можно гордиться такому человеку?» (Протоиерей Андрей Ткачёв).

Что есть выше смирения? Без него невозможно спасение, добрые дела без смирения  оборачиваются грехами. Действительно, совершил доброе дело, а потом неделю гордился собой. Душе не приобрёл богатства, а ещё больше повредил, посвятив доброе дело идолу – себе самому, укрепив в сердце смертельную гордость – «корень всех зол». Как известно, диавол пал из-за гордости (Библия. Книга пророка Исаии 14:12–14).

Благодаря смирению Девы Марии наконец-то пришёл долгожданный Мессия, и возликовали Небо и Земля.  Благодаря смирению Христа-Бога, человечество познало спасение и обрело новый Рай. Смирение превращает покаявшегося грешника в славного святого! Велико смирение, неописуема его польза!

От кажущихся недостатков бывает большое благо. Апостолами Христа избраны бедные, неучёные рыбаки. Не гордящиеся своими знаниями и достижениями, а смиренные и чистые сердцем. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Библия. Евангелие от Матфея 5:8). И узрели!


10. Когда заканчивается детство?

• Детству наступает конец с потерей чистоты.

Человек взрослеет, когда самостоятельно принимает решения и несёт за них ответственность. Так что детство уходит постепенно с ростом самостоятельности и ответственности.

Что такое детство, которое обретают святые? Господь в Евангелии призывает каждого человека уподобиться ребёнку: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Библия. Евангелие от Матфея 18:3). «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него» (Библия. Евангелие от Марка 10:15).

Что же отличает дитя? Чистота, непосредственная вера, искренность, открытость познанию, доверие и простота.

Детство заканчивается, когда теряется чистота и невинность. Но «чистые сердцем Бога узрят» (Библия. Евангелие от Матфея 5:8). Теряя Бога, удержишься ли в добром?
Познав грех, Адам и Ева увидели себя нагими (не только телом, но и душой), потеряв благодать, и лишились всего…

Будешь ли творить мерзости, если не знаешь и не помышляешь даже об их существовании? Захочет ли ребёнок курить, если в его стране ничего не знают о сигаретах? Станет ли брошенный подросток жестоко избивать бездомного, если сам не познал страданий и насилия?

Грех – то, что лучше никогда не знать!



«Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными», – сказал Христос
(Библия. Евангелие от Иоанна 8:31-32)


Рецензии