Чёрный декабрь

Ты  куда  ведёшь, ров?
Ни  детей,  ни сирот.
Это  кладбище душ - геноцид.
Степью  смерч  несётся  из  паспортов,
И  никто  не  принёс  гиацинт.

Андрей  Вознесенский  "Ров"

Каждый  год  в Крыму вспоминают евреев и крымчаков, погибших от рук нацистов. Восемьдесят   лет назад, 11 декабря 1941 года, на 10-м километре шоссе Симферополь – Феодосия были расстреляны тысячи крымчаков и евреев полуострова.
За время оккупации Крыма фашистами уничтожено более 80 процентов крымчаков.

 Этот зимний день навсегда остался страшной, кровоточащей датой в истории Крыма. Датой, которую больно помнить, но невозможно забыть...

Со  сборных пунктов людей отправляли к противотанковому рву  и там расстреливали. Начиная с 11 декабря с раннего утра и до вечера из Симферополя сюда привозили людей на казнь: 25-30 машин в день, в каждой – до 40 человек. Расстрелы начинались в 8 утра и заканчивались в 5 вечера. По воспоминаниям очевидцев, этот кошмар продолжался 9-10 дней. Тогда были расстреляны около 10 600 евреев и 1500 крымчаков. Степь была буквально усеяна галошами да отобранными у людей перед казнью паспортами…

В последующие дни в декабре, и в январе, и в феврале сюда тоже шли машины с обречёнными, но уже не так часто. Казнили здесь и в 1942-м, и в 1943-м. Сколько невинных людей навсегда легли в почти километровый противотанковый ров, точно не знает никто. От 14 до 17 тысяч. А по всем городам?

11 декабря у Симферопольского рва поминают всех, кого не стало в чёрные дни крымской истории. В этот день у подножия памятного знака вырастает горка камешков — так, по обычаю, живые напоминают: не забыли. Такое нельзя забывать.
По архивным источникам в Крыму известно более 60 мест массовой гибели евреев и крымчаков, а также цыган. 

«Черный декабрь» показал, чего стоит каждый человек.
В 1958 году недалеко от трассы Симферополь – Феодосия, возле места расстрела, по инициативе крымчакской общины был установлен мемориальный комплекс.  В 1986 году, после публикации поэмы Вознесенского «Ров», которую он написал, побывав на месте расстрела, здесь поставили гигантскую бетонную плиту, этакий саркофаг шириной 6 метров и длиной в 500 метров.

Почему бетонная плита? Да потому, что "чёрные  копатели", люди без стыда и совести, рылись на этом прискорбном месте в поисках золотых коронок и, (если повезёт!), золотых цепочек и колец...Об этом с негодованием и болью буквально  прокричал  в поэме "Ров" Андрей Вознесенский.

"Чёрных  копателей" вычислили и осудили.  Кто же был в деле?

Из поэмы Вознесенского "Ров":

"Врач московского института  Академии Наук, водитель "Межколхозстроя", рабочие, крановщик, два члена партии,местная шишка,прикативший на собственной "Волге", привезённой из командировки. Возраст 28-50 лет.

Отвечали суду, поблёскивая золотыми коронками.  Двое имели полный рот "красного золота". Сроки они получили  небольшие, пострадали больше те, кто  перепродавал.  Получили как минимум 68 тысяч  дохода.  Это в конце 80-х!

...Работёнка  доставалась тяжёлая, ибо в основном лежали люди небогатые, так что промышляли в основном коронками и бюгелями...Один работал в яме, двое сверху принимали и разбивали черепа, вырывали плоскогубцами зубы...

В первый день процесса, говорят, зал был заполнен пытливыми личностями, внимающими  координатам захоронения. На второй день зал опустел - кинулись реализовывать полученные сведения..."
Люди, люди!  Не  ведаете, что  творите!...

 На месте старого мемориала был установлен масштабный гранитный обелиск с надписью: «Здесь в 1941-1943 гг. немецко-фашистскими захватчиками зверски совершён массовый расстрел советских граждан». В 2002-м был установлен ещё один памятник с текстом на иврите и русском:

 «Господи, укрой под сенью крыл Твоих всех ушедших. Увяжи в узел жизни их души. Даруй утешение скорбящим…»(Пс. 23.91.130). Евреям и крымчакам, расстрелянным фашистскими оккупантами в декабре 1941 г.».

Анатолий  Чайка:

РАССТРЕЛ

Огласили приговор детворе.
Скрытно вывели во двор на заре.

Расстреляли крымчаков, и детей, и стариков,
Наполняя ими ров до краёв!..

Где зарыли - нам молва  донесла -
Скоро тучная трава проросла...

Подсобрали и еврейский народ.
Знать, назавтра их черёд настаёт.

Как поведал наш знакомый раввин
Уцелел из многих тысяч один!

...Не овраг на месте том, не бугор.
Только слышится нам стон до сих пор...


Рецензии